Выделю 3 основных типа торговых зданий
- здания розничной торговли. К ним можно отнести обывательские дома с лавками и торговые ряды;
-здания розничной и оптовой торговли. К этому типу относятся и принадлежат торговые ряды и торговые дворы, склады с их многочастной внутренней планировкой;
- здания оптовой торговли. Помимо торговых дворов, в основном относятся склады с различной внутреней планировкой .
Для проектировании необходимо иметь в виду два обстоятельства, которые осуществляют формирование пространства торговой точки и связанной с ней комплексов.
Это - традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования, предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, они специфичны из-за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.).
Это - стабильная универсальность всех внутренних факторов. Требования относящиеся к этой группе в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения людей в общественно-торговой среде, распределения потоков посетителей, технологии торгового обслуживания, объединения предприятий и т.д.).
Активность торговли, как одного из важнейших жизненных факторов, стимулируется различными средствами информации - это телевидение, журналы, а также это атмосфера самой торговой среды.
Современный этап развития торговли привел нас к новым принципам проектирования торговых пространств, которые характеризуются несравненно более высоким професиональным и культурным уровнем
Первый из них связан с системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек, попадая в центральное пространство — «крытый торговый дом»
Второй — исторический, от культивированных исторических образов до современной индустриальной эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере.
В настоящее же время всё большую актуальность приобрел подход к проектированию торговых точек, как объектов связаных не только с организацией потребления, но и в качестве носителей коммуникативной функции.
Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы тз прошлого, возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду торгового дома может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества реально существующего пространства и того пространственного образа, который складывается в сознании посетителя.
Несомненно, одним из важнейших является система композиционных осей .Она отображает структуру торгового комплекса, его объемную форму - это и зримое выражение системы внутренних пространств это и элемент композиции ансамбля, в которой проявляется опосредованое взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей отдельных фрагментов торгового комплекса, позволяет добиться целостности всего ансамбля.
Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией.
Вторым важным композиционным средством является система ограниченых пространств и элементов. Которые есть и могут быть: (входы и въезды в здание, пешеходные галереи, информационно распределительные пространства)
В заключении необходимо отметить следующее:
во-первых, характеристики внутренего пространства торгового комплекса, непрерывно совершенствуются как для улучшения общественного многофункционального взаимодействия с населением, так и общественного развития в целом;
во-вторых, композиционно-смысловая структура этого пространства как части средового окружения человека.
Для совершенствования проектирования нужна разработка ряда взаимосвязанных факторов: характер торговой деятельности как городских традиций, эмоциональные требования к воспринимаемому пространству, экономические и психологические факторы, влияющие на поведение человека, специфика функциональной нагрузки, причины и принципы развития структурной сетки самих торговых домов, их роль и место в городской среде.