Спасский собор андроникова монастыря
2. Успенский собор Московского Кремля
3. Благовещенский собор Московского Кремля
4. Архангельский собор Московского Кремля
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ, накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в.
Глава 1. Социально-экономическая характеристика этапа.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Глава 2. Архитектура Москвы.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются первые белокаменные храмы. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
1. Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля — главная святыня Московской Руси, кафедральный храм России, памятник истории и культуры. В этом храме венчались на царство русские государи на протяжении многих столетий. Первый храм в центре Соборной площади Московского Кремля строили в 1326—1327 гг. по инициативе митрополита Петра, перенесшего в Москву свою резиденцию из Владимира. В 1472 г. повелением Великого князя Московского Ивана III (1462—1505) и по инициативе митрополита Филиппа стали строить новый собор, призванный выразить идею величия Москвы. Однако москвичи не имели в то время достаточного опыта строительства из камня. Зодчие Кривцов и Мышкин ездили во Владимир, делали обмеры Успенского собора. В Москве увеличили ширину и длину храма в сравнении с Владимирским на полторы сажени, дабы превзойти образец. Но после того как возвели стены, своды и начали установку барабана большой главы, собор рухнул. Приглашенные псковские мастера продолжать строительство отказались. После венчания 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, усилились связи с Италией. 26 марта 1475 г. в Москву прибыл известный строитель из Болоньи Аристотель Фьораванти. Аристотель Бартоломмео Альберти ди Ридольфо, по прозванию Фьораванти (1420—1490), до этого работал в Болонье, Венеции, Милане, Парме, Мантуе. Он не был выдающимся художником, в современной терминологии его следует называть инженером, но владел передовыми знаниями и идеями своего времени. Перед итальянцем поставили задачу возвести храм по образцу Успенского собора во Владимире, но превзойти его размерами. Фьораванти ездил во Владимир, был в Троице-Сергиевой лавре, возможно, изучал и другие произведения древнерусского зодчества. По возвращении он применил новую технику кладки, особый состав раствора, железные стяжки внутри стен. Ему удалось возвести грандиозный собор, сохранившийся с незначительными изменениями до настоящего времени. Впервые в лице Аристотеля древнерусская строительная традиция соприкоснулась с передовой западноевропейской культурой. С деятельности А. Фьораванти в Москве начинается долгая история работы итальянских архитекторов в России вплоть до строительства Петербурга в XVIII—XIX вв. Без использования ордерных форм, типичных для Итальянского Возрождения, опираясь на традиции западноевропейской романской архитектуры, итальянский зодчий создал подлинно ренессансное произведение. При соблюдении всех требований к православному храму его композиция представляет собой искусную стилизацию под древнерусскую архитектуру. Фьораванти, как человек эпохи Возрождения, применил новое членение плана здания на равные квадратные ячейки, вместо традиционной пятинефной схемы (как во Владимирском храме) он возвел три нефа, причем уравнял их по высоте, что позволило ему устроить по две апсиды в боковых нефах. Здание, возведенное Фьораванти, является не крестово-купольным, как было принято строить на Руси, а зальным храмом (при равной высоте нефов и примерно одинаковых высоте, ширине и длине интерьера). Стены сложены из тщательно отесанных квадров белого камня, что также выдает почерк западноевропейского мастера. Отдельные части — арки, своды и барабаны глав — сложили из кирпича и побелили "под камень" так, что различие в кладке незаметно. Внутренние опоры сложены из кирпича и сделаны необычно — круглыми, что отметил летописец; в отличие от квадратных или крещатых, они зрительно увеличивают внутреннее пространство и "светлость" интерьера. Столпы завершают типично романские "кубоватые" капители (в XVII в. их форма была несколько изменена). Русские мастера строили храмы на глазок, как бы лепили от руки, неровная, живая кладка особенно заметна в псковских постройках. У Фьораванти все строго, рационально, кладка "как по линейке". Силуэт собора компактен, и форма выглядит жесткой, резкой, в ней отсутствует живописность, присущая русской архитектуре. Традиционные закомары превращены в полуциркульные арки (мотив, характерный для Итальянского Возрождения). Апсиды мастер спрятал под полукружия сильно выступающих на восточной стене карнизов закомар. Архитектор отказался от килевидных арок, мотив полукружия и сферичности пронизывает всю. Примечателен аркатурноколончатый пояс — мотив, взятый из владимиро-суздальской архитектуры. Однако Фьораванти трактовал его "слепой аркатурой", как бы наложенной на плоскость, что подчеркивает нерушимость стены. Причем колонки аркатуры имеют западноевропейские капители. Профиль цоколя типичен для итальянской. Фьораванти великолепно справился со сложнейшей задачей, первым в XV в. примирив две архитектурные традиции: западную и восточную.(см. приложение1)
2. Благовещенский собор Московского Кремля.
Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции. Существует предание о постройке деревянной церкви Благовещения в 1291 князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского. В летописях Благовещенская церковь упоминается лишь в 1397 в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризнице белой». В 1416 храм был увеличен в размерах и укреплен. В современном виде собор был построен в 1484 в рамках строительной программы Ивана III. К тому времени домовая церковь значительно обветшала. Храм был разобран, его место на древнем подклете занял новый собор. В 1489 новый храм был освящен.
Архитектурные особенности. Благовещенский собор построен в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Это — квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна.
Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 1560-е гг.
Входы в собор с северной и западной галерей обрамлены белокаменными резными порталами итальянской работы 16 в. Поверхность белого камня плотно заполнена тонкой и сложной резьбой в высоком рельефе. Изображение ваз, светильников, дельфинов, сфинксов было популярно в эпоху Возрождения. Первоначальная роспись по камню была предположительно многоцветной. Скорее всего, с 18 в. порталы стали двуцветными.
Четыре придела над углами галерей были возведены в 16 в. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, но в 19 в. заменены на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в 19 в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).
Двустворчатые двери собора обиты медными листами с библейскими сюжетами. В 1572 с юго-восточной стороны собора было пристроено крыльцо с резным полихромным декором из белого камня, а придел в южной паперти превратился в личную молельню Ивана Грозного. Пол в соборе весьма необычен: он выложен из плиток кремния разной величины и разных оттенков.(см. приложение2)
3. Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор, построенный в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым, является самым своеобразным среди памятников, образовавших ансамбль Соборной площади Кремля. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами. Пять глав собора немного смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Особенностью внешнего облика храма является применение ренессансных декоративных элементов в отделке фасада, например, белокаменных раковин в закомарах собора, которые впоследствии получили широкое распространение в России. Стены храма подчинены ордерным членениям – прием, характерный для архитектуры Ренессанса. Профилированные карнизы делят фасады собора на два горизонтальных яруса, а пилястры, украшенные пышными капителями, задают им вертикальный ритм. Внешний облик храма сочетает в себе строгость ордерных членений с обилием декоративных деталей. Полукружия закомар заполнены огромными резными раковинами. Северный и западный входы обрамлены белокаменными резными порталами. Первоначально собор не был полностью побелен, как сегодня. Красный цвет его кирпичных стен в сочетании с белокаменными архитектурными деталями придавал собору особую красочность и нарядность. Алевиз Новый сумел органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами венецианской архитектуры эпохи Возрождения. За пятисотлетнюю историю жизни собор изменился: не сохранилась крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади, в 1475 при сильном пожаре для спасения собора от огня разобрали 2 деревянных придела — Воскресения и Акилы Святого. В течение почти столетия Архангельский собор служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой палаты. Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. (см. приложение3)