Охрана труда и техника безопасности.
Комплекс технологических процессов по строительству сетей и автомобильных дорог состоит из 4 основных групп:
1. производство земляных работ, включая работы по подготовке к строительству полосы отвода (выкорчевку деревьев и кустарников, снятие и перемещение растительного слоя);
2. разгрузка материалов и изделий, включая их транспортировку;
3. укладка или монтаж материалов и изделий, включая их транспортировку;
4. функционирование приобъектных пунктов обеспечения дорожного строительства: стоянок дорожных машин, пунктов заправки и технической помощи и др.
Производство земляных работ. Строительство коммуникаций начинается с расчистки полосы отвода. При этом производится вырубка деревьев и корчевка кустарника. По существующим технологиям срубленные деревья, корневища, кустарник перемещаются в сторону от трассы прокладки, если строительство ведется в городских условиях, то это все вывозят, а потом, собрав в кучи, засыпают землей.
Если строительство подземных сетей производится в городе, где и так зеленых насаждений не так много, где их необходимо беречь, следует выбирать место под прокладку сетей в местах, где насаждений нет, или где их значительно меньше.
На всей площади земель под строительство инженерных подземных сетей должен сниматься плодородный почвенный слой. Который необходимо будет складировать на временно отведенных территориях. Снятию подлежит плодородный слой, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами, с гранулометрическим составом от глинистого до песчаного, с содержанием гумуса.
На производстве земляных работ наблюдается значительное загрязнение грунта горюче-смазочными материалами на путях транспортировки, погрузке и выгрузке грунта и материалов или изделий, в местах стоянки землеройно-транспортной техники. Для минимизации возникающего ущерба необходимо обволакивать грунтом площадки для стоянки машин и механизмов, принимать др. меры для недопущения попадания топлива и масла в воду.
Укладка и монтаж продукции. При укладке и монтаже трубопроводов необходимо избегать утечки цементных смесей, использующихся при монтаже герметиков. В процессе строительства воздух загрязняется отработавшими газами строительной техники. Дизельные двигатели из-за трудности заводки и обычно небрежного отношения часто и подолгу работают на холостом ходу. Практически всегда они плохо отрегулированы, поэтому сгорание топлива в них неполное, и выхлопные газы содержат много сажи.
Для того чтобы избежать такого сильного выхлопа сажи, необходимо использование более качественного топлива с низким содержанием серы, а также регулировка ДВС.
Конечно, желательно использование импортной техники, в которой применяются новые технологии, однако, поскольку это не всегда возможно, необходимо соблюдать вышеизложенные требования.
Борьба с шумом дорожно-строительных машин и оборудования. Уровень шума всех дорожно-строительных машин и механизмов очень высок: от 73 до 90 Дб. Согласно же нормам предельно допустимый эквивалентный уровень шума не должен превышать в России 85 Дб в 7 метрах от источника шума. Особенно большой уровень шума формируется при одновременной работе нескольких дорожно-строительных машин.
Меры по снижению уровня шума дорожной техники можно разделить на несколько групп:
1. Конструктивные меры, связанные с улучшением конструкции двигателя и ходовой части машин;
2. Эксплуатационные меры, связанные с тщательной регулировкой двигателей и выхлопных систем, крепежными работами для ходовой части, применение специальных глушителей. Для малоподвижных установок возможно их размещение в специальных звукопоглощающих палатках или звукоизолирующих кабинах; для снижения уровня шума вокруг стационарных площадок для хранения дорожно-строительных машин и механизмов следует устраивать специальные санитарные зоны с густой посадкой зеленых насаждений. Вибрация дорожно-строительной техники оказывает вредное воздействие на здоровье людей, работающих на ней, поэтому необходимо устанавливать определенный график работы, обеспечивать врачебную консультацию.
Прежде чем приступить к строительству объекта, строительную площадку необходимо подготовить для безопасного выполнения всех последующих работ, предусмотренных проектом.
В календарном плане проекта производства работ должны быть учтены объемы и время выполнения дополнительных работ, обусловленных требованиями охраны труда. К таким видам работ можно отнести временное крепление конструкции при монтаже, устройство защитных козырьков, настилов, ограждений и т.д. Одним из важнейших вопросов охраны труда, решаемых в календарном плане, считается правильная организация и учет одновременно выполняемых работ при различных уровнях по вертикали или в одном помещении.
Очень важно правильно определить при разработке стройгенплана размеры опасных зон, которыми могут быть зоны действия подъемных кранов, линии электропередач, места хранения горячих, взрывчатых, вредных материалов, размеры зон интенсивного движения и безопасного рационального расположения различных объектов и участков работ.
В технологических картах необходимо предусмотреть меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ, а также мероприятия по предупреждению воздействия на рабочих опасны или вредных факторов, которые могут возникнуть при производстве работ.
При организации строительной площадки, размещении участков и рабочих мест, проездов, проходов, необходимо установить опасные для людей зоны. Под опасной зоной понимается часть пространства, в которой действуют постоянно или возникают периодически факторы, создающие угрозу жизни и здоровью рабочих. Эти зоны обязательно обозначаются знаками безопасности в установленной форме.
Кроме человеческого фактора, занимаясь вопросом обеспечения безопасности для рабочих на строительной площадке, необходимо учитывать также фактор материальный, поскольку если произойдет какой-либо несчастный случай с рабочим во время его рабочего дня по причине, независящей от самого пострадавшего, т.е. рабочим не были нарушены правила техники безопасности, это чревато для организации-подрядчика возмещением ущерба здоровью рабочего.
Со строительной площадки необходимо отвести все воды, чтобы они не разрушали существующих или вновь возводимых сооружений. Здесь особое внимание следует уделить защите от затопления котлованов и траншей, где работают люди.
Необходимо на площадке обеспечить наличие питьевой воды, качество которой должно отвечать санитарным требованиям, а сами питьевые установки должны располагаться от рабочих мест на расстоянии не более 75 м по горизонтали и 10 м по вертикали, если рабочие работают в траншее или котловане.
Список литературы:
1. Куканов В.И., Лупанов А.П. Методические указания по выполнению курсовой работы «Строительство инженерных подземных сетей городских улиц». (507) / МАДИ, - М., 1991.
2. Строительная климатология и геофизика. СНиП 2.01.01-82 /Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1983.
3. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа. ОДН 218.046-01. 2001. – 143с.
4. ЕНиР. Сборник Е9. Сооружение системы теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и канализации. Вып. 2. Наружные сети и сооружения / Госстрой СССР. – М.: Прейскурантиздат, 1988. – 96с.
5. Малицкий Л.С., Куканов В.И. Проектирование и строительство подземных инженерных сетей. Учебное пособие (512) / МАДИ. – М., 1987. – 50с.
6. Коганзон М.С., Яковлев Ю.М. Методические указания к курсовому проекту по строительству дорожных одежд автомобильных дорог для студентов специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». / МАДИ, - М., 1995.