Налогообложение в свободных экономических зонах: оценка современного состояния, механизм взимания
Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иностранного капитала являются: развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
Территория СЭЗ является таможенной территорией РБ, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.
Это означает, что:
· При ввозе иностранных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не принимаются;
· При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории РБ налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от места происхождения товара;
· При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ за пределы РБ налоги, таможенные платежи не применяются, за исключением сборов за таможенное оформление.
Свободные экономические зоны созданы в РБ.(6 зон): СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».
Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в качестве резидентов свободной экономической зоны на территории РБ.
Налоговый механизм СЭЗ в отличие от республиканского налогообложения состоит, прежде всего, в пониженных ставках основных видов налогов: НДС и налога на прибыль. Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль по продукции собственного производства (налоговые каникулы предоставляются сроком на 5 лет), целевых бюджетных фондов, ограничиваются ведения местных налогов и сборов.
Таким образом, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь,
1.1 уплачивают:
· налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на недвижимость со стоимости зданий и сооружений, расположенных за пределами СЭЗ;
· экологический налог;
· налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
· земельный налог;
· государственную пошлину;
· патентные пошлины;
· оффшорный сбор;
· гербовый сбор;
· таможенные пошлины;
· таможенные сборы;
· местные налоги и сборы;
1.2. производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины).
Льготы:
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.
Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь. Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.
Специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ не распространяется на:
общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;
В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территорий соответствующих СЭЗ.