Занятие 3. Грибы на поляне
Цели.Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.
Материалы.Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка.
Ход занятия
1-й вариант игры— за столом.Поставьте грибочкина лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке грибочки. Много грибов на поляне. Пробега.! мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпад из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рассказа показывать игрушки, перестукчать и убирать грибы.
2-й вариант игры — подвижная игра.Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне».
Дети холят по группе и собирают грибы.
Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!»
Дети снова отправляются за грибами.
«Теперь грибов много, — говорите вы,.— Давайте варить суп!»
Занятие 4. Песочница
Цели.Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково).
Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки.
Ход занятия
Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям лва ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.
Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.
Занятие 5. Наполни кувшин
Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало.
Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка.
Ход занятия
Игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».
Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».
Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду).
И фу можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.
Занятие 6. Бутылки
Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Материалы. Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2-3 шт.); вода (можно использовать подкрашенную воду).
Ход занятия
Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало волы...»
Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.
Занятие 7. Картинки
Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.
Материалы. Картинки.
Ход занятия
Примеры картинок:
• яблоки в ящиках;
• шишки на елках;
• котята в корзинке;
• автобусы с людьми;
звезды и луна;
• тарелки с едой;
• банки с жидкостью и т. п.
Рассмотрите вместе с детьми картинки: «Посмотрите, на этих картинках котята. Сколько здесь котят? Правильно, один котенок. А в этой корзинке сколько котят? Много котят!»
«Давайте порисуем! Что будем рисовать? Можно нарисовать звездное небо. Сколько сейчас звезд на небе? (Покажите картинку.) Ни одной. А теперь? Одна звездочка. А сейчас? Много звезд!»
«Посмотрите, на этой картинке малыши пьют лимонад. Сколько лимонада в этих стаканах? Много лимонада. А в этом стакане мало лимонада. А в этом стакане? Пусто, выпили весь лимонад. А теперь найдите и покажите стаканы, в которых лимонада поровну».