Для улучшения видимости мест укрытия наружные углы камер и ниш окрашивают люминесцентной краской светлого цвета на высоту 50 см от уровня головки рельсов
Размеры камер и ниш для ж/д тоннелей приведены в таблице 2.8.1
Таблица 2.8.1 Размеры камер и ниш для ж/д тоннелей.
Устройства | Размеры, мм | ||
Ширина | Высота | Глубина | |
Камеры | |||
Ниши |
Рис. 2.8.1. Ниша (а) и камера (в) в железнодорожном тоннеле
Железнодорожные тоннели протяженностью более 3000 м и автодорожные более 1500 м должны иметь дополнительные эвакуационные выходы в рядом расположенные тоннели или штольню безопасности (сервисную штольню), имеющую выход на поверхность, либо камеры безопасности, оборудованные герметичными затворами и местной вентиляцией. Между тоннелем и сервисной штольней необходимо предусматривать сбойки через 250... 300 м.
2.9. Порталы транспортных тоннелей
В местах перехода железной дороги от открытой выемки к тоннелю возводят портал, предназначенный для обеспечения устойчивости лобового откоса выемки, отвода воды, стекающей по склону массива, защиты пути или проезжей части от скатывающихся по склону отдельных обломков породы, а также для архитектурного оформления входа в тоннель.
В зависимости от крутизны склонов горного массива и состояния грунтов на склонах устраивают порталы в виде наклонных оголовков, с врезной или выносной портальной стенкой.
Оголовок, представляющий собой выступающее из плоскости откоса усиленное армированием утолщенное кольцо тоннельной обделки с парапетом, устраивают в случае крепких скальных грунтов при склонах, имеющих значительную крутизну. Врезные прямые порталы применяют при сравнительно устойчивых склонах, когда переход к тоннелю осуществляется путем устройства предпортальной выемки. Глубину предпортальной выемки принимают исходя из минимальных нарушений естественного равновесия горных склонов. Опыт проектирования показывает, что в глинистых грунтах глубина выемки не должна превосходить 12...15 м, в скальных – 20 м.
При наличии неустойчивых оползневых склонов портал выносят за пределы оползневых участков, а склон и обделку покрывают грунтовой засыпкой, уполаживая лобовой откос выемки и укрепляя его мощением. Вынос портального звена обделки за пределы лобового откоса предусматривают также в случае, когда портальное вентиляционное строение располагается под обделкой.
В состав портала входят: торцовая портальная стена, водоотводная поперечная канава за портальной стеной и первое кольцо обделки.
Портальная стена с проемом для пропуска транспорта связывается с первым кольцом обделки с помощью арматуры или отрезков из прокатных профилей, устанавливаемых по периметру обделки, и опирается на боковые откосы предпортальной выемки, в которые заделывается на глубину 0,8...1,0 м. В неустойчивых грунтах она опирается на боковые подпорные стены, закрепляющие боковые откосы выемки. Стена портала возвышается над грунтовой засыпкой первого кольца обделки на 1,1 м, называемое парапетом, которое предназначено для задержания камней, осыпающихся с лобового откоса.