Задания для самопроверки исходного

Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическому занятию по коммунальной гигиене

Санитарно-гигиенические основы планировки,

строительства, оборудования и эксплуатации

лечебно-профилактических учреждений

Для студентов 6 курса медицинского факультета,

специальность – медико-профилактическое дело

Донецк – 2011

Тема: «Санитарно-гигиенические основы планировки, строительства, оборудования и эксплуатации

лечебно-профилактических учреждений»

Актуальность темы

Для оказания лечебной помощи населению, проведения лечебно-профилактической работы и санитарно-противоэпидемических мероприятий в населенных пунктах существуют специальные учреждения: больницы, родильные дома, поликлиники. В данных учреждениях проводятся диагностические, лечебные мероприятия, подготовка лечебных и научных кадров.

Успех лечения больных в стационаре зависит от многих факторов, в том числе и гигиенических. Гигиеническая оптимизация больничной среды необходима как для самого лечебного процесса, так и для скорейшего выздоровления больных. Гигиенические условия (мероприятия, обеспечивающие больным соматический и психологический комфорт) – необходимый элемент лечебно-охранительного режима, а также предпосылка предупреждения госпитальной (внутрибольничной) инфекции, особенно стафилококковой.

Особенно высокий уровень гигиенического обеспечения необходим при внедрении в практику новейших достижений науки (при работе с изотопами и другими источниками ионизирующих излучений, лазерами, барооперационные и др.).

Мероприятия, обеспечивающие больным соматических и психологический уход (гигиенические условия) – необходимый элемент лечебно-охранительного режима, а также предпосылка предупреждения внутрибольничных инфекций.

Создание благоприятных гигиенических условий зависит от системы строительств больниц, характеристики земельного участка и места размещения больницы в населенном пункте, внутренней планировки больничных строений, санитарно-технического благоустройства, оборудования и санитарного содержания помещений больницы.

Цели обучения:

Общая цель: Уметь оценить гигиенические условия пребывания больных и медперсонала в лечебно-профилактических учреждениях, наметить обоснованные гигиенические мероприятия по их оптимизации и профилактике внутрибольничных инфекций.

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
Уметь:
1. Оценить участок, отведенный для строительства лечебно-профилактического учреждения. 1. Выбрать участок для строительства ЛПУ (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
2. Оценить зонирование территории больницы, систему и плотность застройки, площадь озеленения. 2. Определить систему застройки и баланс территории ЛПУ (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
3. Оценить планировку отдельных структурных подразделений ЛПУ. 3. Определить набор необходимых помещений, предложить их взаимное расположение в различных отделениях (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
4. Оценить: - состояние санитарно-технического оборудования (вентиляция, отопление и т.д.), - микроклиматические показатели, - уровни естественного и искусственного освещения, - уровни шума, - чистоту воздуха помещений, - правильность проведения внутрибольничного контроля. 4. Определить температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха, уровни шума, естественной и искусственной освещенности, отобрать пробы воздуха в помещениях ЛПУ для химического и бактериологического анализа (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
5. Определить возможные последствия пребывания больных в ЛПУ.  
6. Предложить комплекс мероприятий по нормализации условий пребывания больных в ЛПУ и профилактике внутрибольничных инфекций.  

Для того чтобы уяснить соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, выполните следующие задания. Правильность решения заданий сверьте с эталонами ответов.

Задания для самопроверки исходного

Уровня знаний-умений

Задание 1. Для строительства областной многопрофильной больницы выбран участок в центре города с удобным сообщением городского транспорта с авто- и железнодорожным вокзалом. Остановка автобусов и троллейбусов находится на расстоянии 50 м от центрального входа. С подветренной стороны на расстоянии 1300 м от намеченного участка функционирует промышленное предприятие. Участок прямоугольной формы, соотношение сторон 2 : 3.

Оцените выбранный для строительства больницы участок.

А. Расстояние до остановки общественного транспорта слишком маленькое.

В. Расположение промышленного предприятия по отношению к больнице неправильное.

С. Участок выбран правильно.

D. Соотношение сторон участка больницы не соответствует гигиеническим требованиям.

Е. Все показатели выбранного участка не соответствуют гигиеническим требованиям.

Задание 2. Генеральным планом строительства регионального кардиологического центра на 600 коек предусмотрены плотность его застройки 20 %, а озеленения – 40 %.

Дайте гигиеническую оценку представленных показателей генерального плана больницы.

А. Все представленные показатели соответствуют гигиеническим нормативам.

В. Плотность застройки не должна превышать 10 %.

С. Площадь озеленения больницы должна быть не менее 45 %.

D. Озеленение участка больницы должно быть не менее 60%, а плотность застройки – не более 15%.

Е. Плотность застройки участка должна быть не более 18 %, а озеленение не менее 70 %.

Задание 3. Поселковая больница на 120 коек состоит из одноэтажных корпусов, в которых размещены терапевтическое, хирургическое, детское и родильное отделения.

Определите систему застройки больницы.

А. Централизованная.

В. Свободная.

С. Централизованно-блочная.

D. Смешанная.

Е. Децентрализованная.

Задание 4. Для оценки микроклиматических показателей необходимо измерит влажность воздуха в операционной.

Предложите прибор, с помощью которого можно выполнить данное задание.

А. Крыльчатый анемометр.

В. Чашечный анемометр.

С. Кататермометр.

D. Люксметр.

Е. Психрометр.

Задание 5. Для оценки условий пребывания больных и медперсонала в помещении ЛПУ было проведено исследование освещенности.

Какой прибор из предложенных предназначен для выполнения данного исследования?

А. Кататермометр.

В. Крыльчатый анемометр.

С. Психрометр.

D. Люксметр.

Е. Чашечный анемометр.

Эталоны ответов: 1 – С; 2 – D; 3 – Е. Задания 4-5 выполните самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих источниках литературы:

1. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. Навчальний посібник. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 608-638.

2. Даценко І.І., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. та ін. Загальна гігієна: Посібник для практичних занять. – Львів: Світ, 2001. – С. 40-48, 378-382.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.: Медицина, 1993. – С. 59-139.

содержание обучения

Теоретические вопросы, на основании

которых возможновыполнение целевых

видов деятельности

1. Гигиенические требования к земельному участку и месту расположения лечебно-профилактического учреждения в плане населенного пункта.

2. Системы застройки ЛПУ, их сравнительная гигиеническая характеристика.

3. Функциональное зонирование территории больницы. Баланс территории больницы.

4. Гигиенические требования к набору помещений ЛПУ и их взаиморасположению, соответствию функциональному назначению.

5. Гигиенические требования к санитарно-техническому благоустройству больниц (отопление, воздухообмен, кондиционирование воздуха, водоснабжение, канализация, обезвреживание твердых и жидких отходов).

6. Особенности оборудования вентиляции в помещениях ЛПУ (соматические палаты, палаты инфекционного отделения, операционные).

7. Гигиенические требования к освещенности, инсоляции, микроклимату, шумовому режиму, качественному составу воздуха помещений ЛПУ.

8. Проведение внутрибольничного контроля санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ЛПУ.

9. Особенности удаления твердых и жидких отходов с территории ЛПУ.

После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомьтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).

Источники информации, необходимые

для реализации конкретных целей обучения

1. Комунальна гігієна / Е.Г. Гончарук, В.Г. Бардов, С.І. Гаркавий, О.П. Яворовський та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Здоров׳я, 2003. – С. 615-656.

2. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. / Под ред. Е.И. Гончарука. – М.: Медицина, 1990, – С. 316-328.

Дополнительная литература

1. Коммунальная гигиена / К.И.Акулов, К.А.Буштуева, Е.И.Гончарук и др. / Под ред. К.И.Акулова, К.А.Буштуевой. – М.: Медицина, 1986. – С. 460-471.

2. Никберг И.И. Гигиена больниц. – К.: Здоров’я, 1993. – 264 с.

3. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 5179-90. – М., 1990. – 45 с.

ориентировочная основа деятельности

После изучения источников литературы ознакомьтесь с алгоритмом, который определяет последовательность и характер Ваших действия при выполнении самостоятельной работы (Приложение 2).

набор заданий

для проверки достижения конкретных целей

обучения

Для проверки усвоения материала Вам предлагается выполнить следующие задания:

Задание 1. В областном центре планируется строительство специализированной больницы (тубдиспансера) на 1000 коек. Участок, отведенный для строительства, расположен в зеленом массиве пригородной зоны.

Минимальный разрыв для расположения данной больницы от селитебной территории должен быть не менее:

А. 50 м.

В. 100 м.

С. 300 м.

D. 500 м.

Е. 1000 м.

Задание 2. При проектировании поселковой больницы на 250 коек выделены следующие зоны: лечебного корпуса для неинфекционных больных, лечебного корпуса для инфекционных больных, разграниченные садово-парковой зоной; хозяйственная зона, поликлиническая зона, зона радиологического корпуса, в которой размещено патологоанатомическое отделение.

При проектировании больницы допущено нарушение:

А. Размещение патологоанатомического отделения на земельном участке больницы.

В. Размещение инфекционного отделения на земельном участке больницы.

С. Размещение на одной территории зон для инфекционных и неинфекционных больных.

D. Соединение зон радиологического и патологоанатомического корпусов.

Е. Разделение лечебного корпуса для неинфекционных больных и лечебного корпуса для инфекционных больных садово-парковой зоной.

Задание 3. В городе К. планируется строительство многопрофильной больницы. Генеральным планом строительства предусмотрено 25 % площади отвести на застройку, 60 % – под зеленые насаждения и 15 % – для проездов.

Предложите мероприятия по улучшению планировки больничной территории.

А. Уменьшить процент застройки.

В. Уменьшить процент озеленения территории.

С. Увеличить процент застройки.

D. Увеличить процент озеленения территории.

Е. Увеличить процент, который отведен для проездов.

Задание 4. В областной многопрофильной больнице сотрудниками СЭС проведено гигиеническое обследование условий работы врачей в операционной. Результатами проведенных исследований установлено, что температура воздуха в летнее время составила 220С, скорость движения воздуха – 0,15 м/с, относительная влажность воздуха – 55 %, содержание СО2 – 0,1 %, воздухообмен в операционной – 8 по притоку и вытяжке в час.

Определите, какой из параметров не соответствует гигиеническим нормативам?

А. Температура воздуха.

В. Влажность воздуха.

С. Скорость движения воздуха.

D. Кратность воздухообмена.

Е. Содержание СО2 в воздухе.

Задание 5. В 4-х коечной палате детского отделения (без мест для матерей) площадью 26 м2 температура воздуха составляет 220С, относительная влажность воздуха – 45 %, скорость движения воздуха – 0,15 м/с. Количество подаваемого воздуха на 1 койку – 80 м3 /час.

Дайте гигиеническую оценку условий пребывания больных детей в палате.

А. Условия благоприятные по всем приведенным показателям.

В. Условия неблагоприятны по всем приведенным показателям, кроме площади на 1 койку и температуры воздуха.

С. Условия неблагоприятные по всем показателям, кроме скорости движения воздуха и относительной влажности.

D. Условия неблагоприятные по всем показателям, кроме количества подаваемого воздуха и площади на 1 койку в палате.

Е. Условия неблагоприятные по всем приведенным показателям.

Задание 6. В асептической операционной областной больницы количество золотистого стафилококка в воздухе до начала операции составляет 3 микробных тела/м3.

Оцените уровень загрязнения воздуха и возможные последствия для пациента.

А. Количество золотистого стафилококка соответствует гигиеническим нормативам, никаких последствий не будет.

В. До начала операции золотистый стафилококк должен отсутствовать, возможно развитие послеоперационной раневой инфекции.

С. Гигиеническими нормами допускается присутствие в воздухе до начала операции не более 4 микробных тела/м3, негативных последствий не будет.

D. Возможно инфицирование медицинского персонала.

Е. Количество золотистого стафилококка не должно превышать 2 микробных тела/м3, возможны послеоперационные осложнения.

Задание 7. В палате хирургического отделения больницы определены уровни шума днем и ночью, которые составили соответственно 50 и 40 дБА.

Дайте гигиеническую оценку уровней шума в больничной палате.

А. Уровни шума соответствуют гигиеническим нормативам.

В. Уровни шума не соответствуют нормативам днем и ночью.

С. Уровни шума не соответствуют нормативам только ночью.

D. Уровни шума не соответствуют гигиеническим нормативам только днем.

Е. Уровни шума в больничных палатах не нормируются.

Задание 8. Приточно-вытяжная вентиляция асептической операционной обеспечивает кратность воздухообмена по притоку и вытяжке соответственно +8 и -10 объемов помещения операционной. Воздух перед подачей в помещение проходит через кондиционер и бактериальный фильтр. После операции общее и специфическое бактериальное загрязнение воздуха операционной превышает гигиенические нормативы.

Предложите мероприятия, направленные на устранение данного недостатка.

А. Необходимо нормализовать воздухообмен: приток +10, вытяжка -8.

В. Воздухообмен в операционной необходимо установить по притоку + 8 и по вытяжке +8.

С. Проверить исправность бактериальных фильтров.

D. Необходимый воздухообмен: не менее 80 м3 на 1 операционный стол.

Е. Никаких мероприятий в данной операционной проводить не нужно.

Эталоны ответов: 1 – Е; 2 – D; 3 – А, 4 – D. Задания 5-8 решите самостоятельно.

Наши рекомендации