Б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсека
Проверяем местную устойчивость стенки балки первого отсека. Расположение катков кранов (Принято по методике, разработанной институтом ЦНИИПроектстальконструкция им. Мельникова) и эпюры Q и М показаны на рис.7,б. Опорная реакция :
Qa=(4,3+8,7+10,6)*F/12=1,97*F=1,97*207,5=408,8 кН.
Средние значения изгибающего момента и поперечной силы на расстоянии x1=1,4 м от опоры (с учетом коэффициента = 1,05 на массу тормозной балки) составляют :
в сечении 1—1
Q1= *Qa=1,05*408,8=429 кН ;
М1= *Qa*0,8=1,05*408,8*0,8=343,4 кНм ;
в середине отсека при x1 =1,4 м.
Qx1=1,05*(QA – F) = 1,05*(408,8-207,5)=211,4 кН ;
Мx1=1,05*408,8*1,4=601 кН*м.
в сечении 2—2
М2=1,04*(408,8*2 – 207,5*0,6)=727 кНм ;
Q2=211,4 кН ;
средние значения момента и поперечной силы в расчетном отсеке
Мm=(М1+Мx1+М2)/3=(343,4+601+727,7)/3=557 кН*м ;
Qm=(Q1+Q2)/2=(429 + 211,4)/2=320 кН.
Определяем напряжения в стенке опорного отсека при x1=1,4 м :
нормальные (в уровне верхней кромки стенки)
=(Мm/Ix)*yc=(55 700/454 000) 60 = 7.36 кН/см2 (73,6 МПа), где
yc=0,5*120=60см
касательные напряжения
=Qm/(hw*tw)= 320/120.1 = 2.67 кН/см2 (26,7 МПа).
Местные напряжения под колесом мостового крана
=( *F1)/(tw*lef)=(1,1*209)/(1*35,4)=6,5кН/см2(65МПа)
где =1,1-при проверке устойчивости стенки ;
F1=1,1*190=209 кН ;
lef=c* =3,25* =35,4 см ;
Ibt – сумма моментов инерции верхнего пояса If и кранового рельса КР-70 If, Ibt=If+Ir=7+1082=1089см4
If=(30*1,43)/12=7см4
If-момент инерции верхнего пояса
I2=1082 см4-момент инерции кранового рельса КР-70.
Определяем критические напряжения для стенки опорного отсека при отношениях а/hw=2000/1200=1,67>0.8 ; = 6,5/7,36 = 0,88 и коэффициенте защемления стенки *(bf/hef)*(tf/tw)3=2(30/120)(1,4/ /l)3=1,37, где =2 —для неприваренных рельсов (табл. 22 СНиП II-23-81*).
При d=1,37 и а/hef =1,67 по табл. 24 этого же СНиП находим предельное значение [ ] для балок симметричного сечения: [ ]=0,521, что меньше = 0,88. Критические напряжения вычисляем по формуле (81) СНиПа:
=(с2*Ry)/ =(65,7*22,5)/З,962 =94,3 кН/см2 (943 МПа) ,
где с2=65,7 — по табл. 25 СНиПа при а/hef =1,67 ; Ry =22,5 кН/см2 (225 МПа);
касательные критические напряжения по формуле (76) СНиПа
=(10,3*(1+0,76/ )*Rs)/ =10,3*(1+0,76/1,672)*130/3,962 = 109 МПа
( здесь =а/hef=2000/1200 =1,67; d=hw=1200мм.)
=(d/t) =(120/1) =3,96 ;
критическое напряжение от местного давления колеса крана по формуле (80) СНиП II-23-81* при (а/hef)=1.25<2
=(c1*Ry)/ =(36,2*225)/6,612=184,6 МПа, где с1=36,2—no табл. 23 СНиПа при d=1,37 и а/hef =1,67;
=(a/tw)* =(150/1)* =6,61.
Проверяем устойчивость стенки балки по формуле (79) СНиП при :
;
=0,5<1,
т. е. устойчивость стенки в опорном отсеке балки обеспечена.
Проверяем устойчивость стенки балки в среднем (третьем от конца) отсеке, середина которого расположена на расстоянии х=5,4 м от опоры (рис. 7, в). Нагрузку от колеса крана располагаем посередине длины расчетного отсека. Для упрощения можно также принимать расположение крановой нагрузки по схеме, приведенной на рис. 5, а, при которой определяют максимальный момент в пролете балки.
Вычисляем опорные реакции и строим эпюры Q и М:
в сечении 3—3 будет
Q3 = Q А- F == 1,44F - F = 0,44F;
посередине отсека и в сечении 4—4 Q будет
Qx2 = Q4 = Q А - 2F == 1,44F -2 F = - 0,56F;
Qx2 = - 0,56*207,5 = - 116,2 кН.
Среднее значение поперечной силы в расчетном отсеке, с учетом коэффициента = l,05 на массу тормозной балки
Qm=
Изгибающий момент равен (рис. 7,в) :
М3=(Qa*4,8-F*1,3)=299*4,8 – 207,5*1,3=1165,5 кН*м
Мx2=(Qa*5,4 - F*1,9)=299*5,4 – 207,5*1,9=1220,3 кН*м
M4=Qa*6 – F*2,5 – F*0,6=299*6-207,5*2,5-207,5*0,6=1150,7 кН*м.
Среднее значение момента с учетом коэффициента = l,05 :
Mm=(M3+Mx2+M4)*1,05/3=1,05*(1165,5+1220,3+1150,7)/3=1237,8 кН*м.
Определяем напряжения в стенке среднего отсека :
нормальные
=Мm*yc /Ix=123780*60/454000=16,4кН/см2(164МПа) ;
касательные
=Qx2/(hw*tw)=116,2/(120*1)=0,97кН/см2(9,7 МПа) ;
местные напряжения под колесом крана = 65 МПа — по расчету опорного отсека.
Вычисляем критические напряжения для стенки среднего отсека балки при а/hw=2000/1200=1,67>0.8 ; d=1,37 и а/hef =1,67 <2; =65/164=0,396, что меньше предельного значения [ ]=0,521 (по табл. 24 СНиП II-23-81* при d=1,37 и а/hef =1,67), следовательно, критические напряжения вычисляем по формуле (75) СНиП, а по формуле (80); нормальное критическое напряжение по формуле (75) СНиПа
=сcr*Ry/ =32,2*225/3,962=462 МПа.
где =32,2—по интерполяции (см. табл. 21 СНиПа) при d = 1,37 ;
=3,96 — по расчету опорного отсека; касательное критическое напряжение по формуле (76) СНиПа, аналогично расчету опорного отсека
Рис. 7.8. Расчетная схема опорного ребра подкрановой балки (D=0,65 )
=(10,3*(1+0,76/ )*Rs)/ =(10,3*(1+0,76/1,672)*130)/3,962=109МПа
(здесь а/hef=2000/1200=1,67; hef =1200 мм).
Критическое напряжение от местного давления колеса крана находим по формуле (80) СНиПа при а0=0,5а =0,5*200 =100 см
=(с1*Ry)/ =15,9*225/3,32=328,5 МПа
где c1=15,9 — no табл. 23 СНиП при d=1,37 и а0/hef=100/120=0,833 ;
=(a0/tw)* =(100/1)* =3,3
Проверяем устойчивость стенки среднего отсека балки по формуле (8) при
= =0,56<1
т. е. устойчивость стенки в среднем отсеке балки обеспечена.
Расчет сварных соединений стенки с поясами. Верхние поясные швы подкрановых балок из условии равнопрочности с Основным металлом рекомендуется выполнять с проваркой на всю толщину стенки, и тогда их расчет не требуется. Толщину поясных швов в общем случае обычно вначале назначают по конструктивным требованиям (табл. 3.3) и проверяют их прочность по условию (при расчете по прочности металла шва):
[1/2*( *kf)]* ((Qmax*Sf/Ix)2+( *F1/z)2) Rwt*
Принимаем kf=6мм и проверяем условие (7.9)
[1/2*1,1*0,6]* =2,2 кН/см2(22МПа) Rwf =180МПа ,
где Sf =30*1,4*60,7=2550 см3; =1,1—для автоматической сварки проволокой d=3 мм,z = 38,8 см (cм. ранее проверку прочность бал-. ки); =1; Qmax=504,7 кН; =1,1 ; =1.
Условие прочности швов соблюдается.
Расчет опорного ребра. Опорное ребро балки опирается на колонну строганным торцом (рис. 8). Из конструктивных соображений принимаем сечение опорного ребра 260*14 мм. Площадь смятия ребра Ar =26*1,4=36,4 см2.
Проверяем напряжения смятия в опорном ребре:
=Q/Ar ; =504,7/36,4=139 МПа< Rp=336МПа при Run=370МПа
Проверяем условную опорную стойку на устойчивость. Для этого предварительно определяем:
расчетную площадь сечения
Ac=26*1,4+0,65*tw* =36,4+0,65*1* =56 см2
момент и радиус инерции сечения условной стойки
Ix=tn* /12=1,4*263/12=2080см4 ;
ix= = =6,09 см ;
гибкость опорной стойки
=hef/ix=120/6,09=19,7 ;
=0,965(таб. 72 СНиП II-23-81*)
Проверяем устойчивость опорной стойки
=Q/( *As)= 504,7/0,965*56=9,34 кН/см2 (93,4 МПа) <Ry* =225 МПа, где =1.
Проверяем прочность сварных швов прикрепления торцевого ребра к стенке — сварка ручная, kf=8мм, расчетная длина шва :
lw 60*kf=60*0,8=48см
=0,7-для ручной сварки
=Q/(2* *kf*lw)=504,7/(2*0,7*0,8*48)=9,39кН/см2(93,9МПа)
<(Rwf* )=180*1*1=180МПа
т. е. прочность крепления торцевого ребра обеспечена. Определение массы сварной подкрановой балки
Gob= *A*l* =1,2*204*10-4*12*7,85=2,31 т,
где А=126*1+2*36*1,4=204 cм2=204*10-4 м2; =7,85 т/м3—плотность стали; =1,2 – строительный коэффициент.
Краткие указания по конструированию сварной подкрановой балки. Общий вид и детали подкрановой балки показаны на рис. 9. Для крепления кранового рельса в верхнем поясе предусматривают отверстия диаметром 21—23 мм под болты диаметром 20—22 мм, располагаемые шагом 600—750 мм (рис. 9,б).
В нижнем поясе балки в при опорной части проектируют по два отверстия для крепления балки к колонне болтами нормальной точности (класс В) диаметром 20— 22 мм. В нижней половине опорных ребер располагают по 6—8 отверстий для соединения балок между собой. Торец опорного ребра строгать. В поперечных ребрах жесткости внутренние углы срезают на 40—60 мм для пропуска поясных сварных швов. Продольные кромки стенки обрабатывают под сварку.
Литература.
1. Металлические конструкции. Общий курс. Учебник для ВУЗов (Под ред. Е.И.Беленя, 6 издание – М.:Стройиздат, 1985 г. – 560с.)
2. СниП II-23-81’. Стальные конструкции. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1988 г.
3. СниП 2.01.07 – Нагрузки и воздействия. – М.: Стройиздат, 1988 г.
4. Мандриков А.П. , Лялин Н.М. Примеры расчета металических конструкций . – М.: Стройиздат 1986 – 312 с.
Рис. 9. Рабочий чертеж подкрановой балки (материал — сталь марки ВСтЗсп5 по ГОСТ 380—71**)
а — общий вид, планы поясов и сечения; б — деталь крепления кранового рельса: поясные швы варить автоматом, все остальные швы электродами марки Э42-А; 1—5 — номера позиций элементов балки; 1 — отв. Æ 25, болты Æ 22; 2 — отв. Æ 23. болты Æ 20; 3 , 5 – болты Æ 22; 4 – крановый рельс КР.
3, 5— болты 0 22; 4 — крановый рельс КР