Словарно-орфографическая подготовка.
05.11.2014
Русский язык
Урок 44
Тема. Устное высказывание научно-популярного характера.
Цель:
- дать представление о разных видах текста и их отличии.
-подготовить учеников к написанию изложения.
- учить грамотному построению предложений по вопросу и опорным словам.
Беседа
• Какие стили и типы речи вам известны?
• Какие виды высказываний характерны для каждого стиля речи?
• В какой области жизни используется научный стиль речи?
Приёмы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно-популярной разновидности научного стиля.
Чтение разных видов текстов о бобрах учениками и их сравнение.
Бобр.
Речной бобр является самым большим по размерам представителем грызунов в России. Длина тела взрослых особей составляет более метра, высота 30-40 см, вес около 30 кг. Мех бобра состоит из жестких, грубых волос и мягкого подшерстка. Благодаря особым свойствам шерсти бобр остается сухим даже под водой. Питается листьями, ветками, корой деревьев. Болотный бобр называется – нутрия.
Хатка – жилище этих речных грызунов. Строительным материалом служат ветки, трава, глина и ил. Вход в хатку расположен снизу, поэтому бобры выходят сразу в воду. (Из энциклопедии о животных)
Жил-был бобр.
Весна ранняя – апрель. Лёд на реках сошёл, а на озёрах ещё плавает посредине водной глади, пористый и мокрый. У самой плотины, через которую из озера стекают вешние воды, возвышается какой-то странный бугорок.
Это домик бобровый, и в нём - семейные торжества: детишки народились! Целых пятеро. Только на свет явились, а уже видят всё вокруг. Бобрята родятся зрячими, не то, что щенята или котята.
Бобрята даже плавать умеют! Совсем крошки, а плывут себе, не мёрзнут в холодной ещё воде. Они от роду густой шерстью от стужи укрыты. (И. Акимушкин)
Беседа
· Определите стиль текста.
· (Кому предназначен текст?
· Где, в какой обстановке он может быть использован?
· Уточните тему и основную мысль текста.
НАУЧНЫЙ – относящийся к науке, отвечающий требованиям науки.
НАУКА – система знаний о законах природы и общества.
Следовательно, научно-деловой текст чёткий, без лишних слов (лаконичный), содержит только научную информацию, т.е. даёт нам какие-то научные знания, не выражая никаких эмоций.
«Бобр – грызун с ценным мехом, живущий колониями по лесным рекам. Болотный бобр называется нутрия»
(Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, Н.Ю. Шведова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – относящийся к искусству, изображающий действительность в образах.
Следовательно, художественный текст украшен образными сравнениями, в нём много прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов. С их помощью автор выражает своё отношение к героям произведения. (См. отрывок из рассказа Игоря Ивановича Акимушкина «Жил-был бобр»)
ПОПУЛЯРНЫЙ – общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения.
Поэтому, большинство текстов о природе для детей научно - популярные.
Чтение текста «Бобр печку топит» (по Н. Сладкову) учителем и обсуждение услышанного учениками по вопросам:
Бобр печку топит.
Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу. Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он себя вместо печки дровами топит. Огложет полено. Осинка в животе бобра греет сильнее печки. Даже в стужу из бобровой хатки парок вьётся. Бобр печку топит. (По Н. Сладкову)
· А это какой текст: научно - деловой или художественный? (Возникает проблема, т.к. в тексте содержится научная информация, но текст понятен и интересен. Это научно - популярный текст)
- Что автор обнаружил на дне озера?
- Кому принадлежал этот дровяной склад?
- Зачем бобр дрова на зиму запасает?
- Действительно ли бобр зимой топит печку?
III. Словарная работа по толковым словарям.
ПОЛЕНО – кусок распиленного и расколотого бревна для топки.
СУЧЬЯ – боковые отростки от ствола дерева.
ХАТКА – ?
ХАТА - крестьянский (деревенский) дом на юге России.
Составление устного рассказа по готовому плану и опорным словам.
1. Где лежит дровяной склад? На дне озера
2. Что свалено в кучу? Сучья, поленья
3. Кто это дрова на зиму запас? Бобр
4. Кого он вместо печки топит дровами? Себя
5. Что он огложет? Полено
6. Как греет осинка в животе бобра? Сильнее печки
7. Что вьётся из бобровой хатки даже в стужу? Парок
8. Что бобр топит? Печку
Словарно-орфографическая подготовка.
1. Найдите однокоренные слова: дровяной, бобр, дрова, бобровый. Запомните написание корня.
2. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание:
Л…жит, св…его, суч…я, полен…я, в…ётся, в куч…, ж…вот, скла….
3. Запомните написание слов: вместо, огложет.