Кагульский (Румянцевский) обелиск.

Находящийся недалеко от южного фасада Зубовского флигеля Екатерининского дворца, рядом с Собственным садиком Кагульский (Румянцевский) обелиск сооружен по проекту архитектора А. Ринальди в 1771—1772 годах в честь победы русских войск над турками на реке Кагул. Об этом сообщает надпись на пьедестале:

«В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною».

Простой по силуэту четырёхугольный обелиск имеет высоту чуть более 10 м. Он сложен из различных пород русского мрамора, тона которого хорошо гармонируют с зелёным окружением.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. - student2.ru

1.3.1. Дорожно-тропиночная сеть и плоскостные сооружения (схемы конструкции развилок дорог)

Кагульский (Румянцевский) обелиск. - student2.ru

1.4. Стилистическое направление планировки парка


Государственный музей-заповедник "Царское Село" — выдающийся памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие талантливых зодчих, скульпторов, живописцев, садовых мастеров, инженеров воплощало амбициозные замыслы российских государей. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей: русского барокко-рококо (Ф.-Б. Растрелли), классицизма (Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Стасов и другие) и последующих стилистических направлений XIX - начала XX века. Все царствования, начиная с Петра I, оставили здесь свой отпечаток.

Роль композиционного ядра всего ансамбля играет Екатерининский дворец — грандиозные сооружение в стиле русского барокко. Поражают роскошью отделки Большой зал дворца и "золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната. Попав сюда, Вы почувствуете дух елизаветинской и екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.
На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более сотни архитектурных сооружений: от величественных дворцов и мраморных монументов до многочисленных павильонов, мостиков, экзотических сооружений, придающих паркам неповторимый характер.

Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта. Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля. Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовые павильоны «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку, и «Грот» в духе таинственной морской пещеры.

При Екатерине II создавался парк в английском стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.

2. Специальная часть

2.1.Объёмно-пространственное решение ансамбля: типы садовых насаждений, организация рельефа на территории объекта.

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. Усадьба столяла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Имение Екатерины долгое время сохраняло вид русской усадьбы. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит плодовый сад. За садом располагались парники и оранжереи. Вокруг мызы появились деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения: конюшни, скотные и птичьи дворы, амбары).

Сохранившиеся документы (первые чертежи) позволяют считать, что по проекту Яна Розена под наблюдением садового мастера Иогана Фохта в 1719-1723 гг. был заложен большой новый увеселительный сад.
Юго-восточный склон холма был оформлен террасами, по нему проложили ценральную аллею - главную ось будущего парка, старому пруду придали форму неправильного шестиугольника, прорыт Поперечный канал, прорублена перспектива от каменных палат к зверинцу. По всему саду были устроены липовые шпалеры, деревянные беседки, крытые аллеи, трильяжи, цветники. Сад приобрел ругелярный характер.

Южной границей сада тогда служил Поперечный канал. Юго-восточной границей сада стала будущая Садовая наб.

С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок естественного леса, примыкающий к дворцу. Там по распоряжению царицы содержались дикие звери для царской охоты. Сад и зверинец обнесли оградами, запрудили речку Кузминку в северной части усадьбы.

По проекту арх. Иоганна Браунштейна был возведен первый двухэтажный каменный дворец (на месте будущего Большого дворца).
В новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.

Новый этап развития ансамбля связан с воцарением Елизаветы Петровны новой владелицы Царского Села, которая решила устроить здесь парадную летнюю резиденцию.
Арх. М. Г. Земцов разработал проект реконструкции усадьбы. Его проект нового дворца не был исполнен из-за смерти автора. Утвержденый проект, созданный Андреем Квасовым. Дворец состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом. Была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельностоящее здание. Завершал строительство Большого дворца Ф._Б. Растрелли.
Открытие дворца отмечалось 30 июля 1756 г. и было ознаменовано победой русских войск в Пруссии. В дальнейшем сложилась традиция отмечать победы русской армии установкой в парке обелисков и других монументов.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом. Структура Старого сада оставалась трехчастной. К дворцу примыкал Верхний сад со сложным цветочным партером и боскетами. На следующей террасе находился Нижний сад, засаженный плодовыми деревьями. Завершала композицию березовая роща вокруг Эрмитажа (планировка Я.Розена). В 1719-1722 гг. были выкопаны два декоративных пруда, расположенные по обе стороны площадки, через которую проходит аллея - центральная ось старого парка. .

Вся система визуального ряда парка была иной, чем в более поздний период: Большой дворец и Эрмитаж свободно просматривались со многих точек молодого сада. Из окон дворца открывалось все пространство парка. В тоже время плотные боскеты создавали малые камерные пространства, изолированные от окружения. В 1750-1760-е гг. крупные парковые павильоны доминировали в пространстве, их купола возвышались над рядами стриженных деревьев.
Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания. Людям, не принадлежавшим к привилегированным сословиям, вход в парк был запрещен.

С воцарением Екатерины II в 1762 г. сохранила значение парадной резиденции.
Этот период развития ансамбля ознаменовался как территориальным развитием, появлением новых элементов, так и с изменением общего художественного направления - от регулярного к пейзажному.
В 1760-е гг. посажены липовые аллеи по берегам Большого пруда. В это время составляются планы нового пейзажного парка к западу от Большого пруда.
Проектные и строительные работы по созданию нового пейзажного парка провидил В. И. Неелов. До этого он вместе с сыновьями посетил Англию для изучения парков пейзажного стиля. В. И. Неелов яявляется автором перепланировки района Большого пруда, и возможно, всей пейзажной части Екатерининского парка.
В 1770-е гг. под руководством арх. В.И.Неелова и садовых мастеров Т.Ильина и Д.Буша началась разбивка пейзажной части Екатерининского парка и объединению его со старым регулярным садом.
В первую очередь в новом стиле была переделана ситема прудов. Прежние строго геометрические очертания заменили извилистые берега. Был насыпаны холмы, посажены живописные группы деревьев, проложены криволинейные дорожки - пейзаж приобред естественный вид. Только в 1772 г. было доставлено 20 000 деревьев. В этот период были изменены очертания Большого пруда, который стал композиционным центром нового ансамбля.
В ходе реконструкции прудов для насыщения их водой от источника в Тайцах был построен 16 км водовод.
На берегу Большого пруда строятся - Палладиев, комплекс Адмиралтейства, Кухня-Руина , Чесменская колонна , в Старом саду - Морейская колонна .

В Старом саду выстроены - Верхняя ванна , Нижняя ванна , Эрмитажная кухня . К западу от Большого дворца возводится новый архитектурно-ландшафтный комплекс в модном китайском стиле. Он включает в себя Большой Каприз, Китайскую деревню, Скрипучую беседку, Китайские мосты и др. сооружения.
В южной территории парка Дж. Кваренги строит - Концертный зал, Кухню-руину , Гатчинские ворота.
Ч.Камерон возводит комплекс - Галерею, Холодные бани с Агатовым павильоном, соединивший обе постройки с южным крылом Екатерининского дворца, Висячий сад и Пандус . Открытая легкая галерея для прогудок, сад и пандус связали дворец с прудом и Рамповой аллей и одновременно отделили пейзажную часть парка от регулярной. Во дворце Камерон создал ряд уникальных интерьеров.
Стремясь вернуть парку прежний блеск, построены оранжереи, где выращивались парковые деревья и кустарники. На всей территории парка высадили тысячи садовых деревьев - дубы, липы, ясени, клены, вязы, березы, орешник и иву. Ели и и пихты использовали в оформлении некоторых алеей..
Наибольшее внимание в уделялось превращению территории Зверинца в пейзажный парк. Работы начались в по проекту арх. А. Менеласа и худ. И. Иванова, которые продолжили и развили идеи арх. И. В. Неелова. Естественный лес на территории Зверинца превратили в парк с сетью дорог. Была учреждена садовая школа - питомник для деревьев. В 1819 начали ломать стену Зверинца. Разобрали рвы засыпали. В результате кбывший Зверинец, Новый сад и регулярный Новый парк сливаются в Большой Александровский парк размером 200 га.

На берегу Большого пруда на месте Катальной горки строится Гранитная терраса (арх. Л.Руска).
В первой четверти XIX в. арх. В.П.Стасов работал над внутренней отделкой дворца и создал новые интерьеры. В Екатерининском парке Стасов воздвиг триумфальные ворота в виде дорического портика в честь побед русской армии в войне 1812-1814 гг.
В при въезде из Софии им были воздвигнуты ворота "Любезным моим сослуживцам" (Л.Руска) в память Отечественной войны 1812 г.Позже ворота были перенесены на новое место - на дороге в Павловск, служившей продолжением Садовой наб.
Предусмотренные проектом И.В. Неелова пруды, позднее названные Детским, Фасадным и Кухонным, получили пейзажные очертания. На месте разобранной стены Зверинца появилась насыпная горка. В 1817 г. арх. А. А. Менелас создал живописный Большой каскад, состоящий из Детского и Фасадного прудов. Между ними расположилась мост-плотина.
Пейзажный парк у Александровского дворца сохранил свой облик, хотя и пострадал от вырубок 1941-1945 гг.
На южном берегу Большого пруда возводится Турецкая баня (арх. И.А.Монигетти).
У Зубовского корпуса Большого дворца арх. А.Ф.Видов оформляет Собственный садик.
В парке были проведены ландшафтные вырубки. Новые широкие просеки позволили использовать территорию для верховой езды.
После этого значитального вторжения в ансамбль не производится.

2.1.2. Рельеф и гидротехнические сооружения в парковой композиции.

Парк расположен на Приневской низине, равниныйи холмистый, лесные массивы. Естественных источников на территории парка нет. Пруды заболачивались. В 1840-х гг. инж.-капитаном Зверевым были найдены ключи в шести верстах от Царского Села, у деревни Виттолово. Так возник Виттоловский канал. Однако вскоре маломощные Виттоловские ключи уже не могли обеспечивать большую сеть прудов и каналов в пейзажном парке. В течение 15 лет сооружался новый самоточный водовод от Таицких ключей. Законченный в 1787 г. водовод состоял из трех частей: открытого канала, кирпичной подземной трубы и деревянного тонеля, залегающего на глубине 18 м.

2.1.4. Анализ существующей растительности. Древесные, кустарниковые и газонные растения. Цветочное оформление.

Замечательные образцы парковых композиций в духе позднего барокко были созданы к середине XVIII века в летней царской резиденции, расположенной к югу от столицы. Ее владелица — Елизавета Петровна — решила затмить великолепием новых царскосельских дворцов и садов другие пригородные ансамбли.

Старая усадьба, принадлежавшая Екатерине I, была основана в 1708 году на месте шведской Сарской мызы. В 1716 году строятся каменные палаты, хозяйственные дворы, заложен плодовый сад, устроены охотничьи угодья. В 1719-1723 годы садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом был заложен регулярный увеселительный сад с террасами, липовыми шпалерами, каналами, двумя декоративными бассейнами и прудом на речке Кузьминке. Центральная аллея сада и ее продолжение на северо-запад от дворца к Зверинцу предопределили основную композиционную направленность ансамбля на много лет вперед.

Опытный зодчий М. Г. Земцов разработал программу радикальной реконструкции сложившейся усадьбы, но ему не суждено было ее осуществить. После смерти Земцова его ученики и последователи А. В. Квасов и С. И. Чевакинский успешно вели строительство дворца и парковых сооружений, а также Нового, или Верхнего, сада, расположенного между дворцом и Зверинцем. Завершение строительства дворца, причем уже в новой трактовке его объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов, выпало на долю Ф.-Б. Растрелли.

Полным ходом шли работы и по реконструкции Старого сада и расширению всего паркового комплекса. В одну осевую композицию протяженностью 1,2 километра были объединены Старый сад, дворец, Новый сад и Зверинец.

Размах работ в период 1740-1750-х годов был огромным. Строительство велось на многих участках царской резиденции, на них трудились сотни каменщиков, землекопов, садовых рабочих, возчиков. Сюда непрерывным потоком доставляли на повозках крупномерные деревья - липы, дубы, клены, иноземные экзотические растения. Так рядом со столицей возникал крупнейший дворцово-парковый комплекс.

Непрерывно изменялся и обогащался облик аллей, боскетов и террас в Старом саду. Но его планировочная структура оставалась неизменной. Как и прежде, к дворцу примыкала верхняя терраса, которая имела плоскостное решение. В поле зрения преобладали сложные цветочные партеры, огибные дороги. Далее располагались стриженые боскеты, водные зеркала в вычурном барочном обрамлении. Следующие террасы были засажены в основном плодовыми деревьями. Завершала композицию эрмитажная березовая роща. Однако сложный рисунок дорог и аллей вокруг Эрмитажа, каскады Нижних прудов и, конечно, сияющие позолотой павильоны придавали Старому саду совершенно новый, праздничный, парадный облик. Функции эрмитажной рощи усложнились, это был уже не только сад для уединения и размышления, но и место пышных приемов, развлечений придворной знати. То же относится и ко многим другим частям парка – Зверинцу, островам Большого пруда.

В 50-60-х годах XVIII века крупные парковые павильоны доминировали в пространстве. Вся система визуальных взаимосвязей была в те годы иной, чем в более поздний период. Дворец (как и Эрмитаж) свободно просматривался со многих точек молодого еще сада. Из окон дворца открывалось все пространство сада, включая и Большой пруд. С другой стороны, плотные боскеты создавали малые камерные пространства, почти полностью изолированные, тогда как сегодня, несмотря на то что деревья разрослись, взгляд свободно проникает в подкронное пространство на значительную глубину. Ведущей породой в садах Царского Села была в тот период, бесспорно, липа, а дополняющей - дуб. Липа наилучшим образом соответствовала местному климату, почвам и в то же время превосходно переносила стрижку. Большую роль играли также шпалеры из тиса, самшита.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. К счастью, он не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: заменена каналом каменная стена сада (это позволило раскрыть виды на парадные фасады служебных зданий, расположенных вдоль Набережной улицы), сделаны более отлогими берега двух малых прудов на третьей террасе, устроены каскады на Нижних прудах, рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Этот искусственный холм обсажен высокими деревьями, и в их тени на вершине устроена «китайская» беседка. И. В. Неелов (сын В. И. Неелова) строит в Старом саду Верхнюю и Нижнюю ванны, а также Эрмитажную кухню у южного входа в сад.

Комплекс «китайских» построек являлся продуктом широко распространенного в Европе тех лет увлечения искусством Дальнего Востока, оказал сильное влияние на русское паркостроение. Царское Село было самым крупным по масштабам примером создания садовых павильонов в стиле шинуазри. На первых этапах развития пейзажной планировки такие постройки рассматривались чуть ли не как обязательные для дворцового или усадебного парка.
Из сохранившихся доныне «китайских» построек наибольший интерес представляет Большой каприз — земляная гора, имеющая форму насыпи с большой и малой арками и беседкой-пагодой в центральной части. Это монументальное сооружение тесно увязано с планировкой всего парка: большая арка фиксирует направление на Большой дворец, а малая ориентирована на поперечную ось Нового сада, которая в дальнейшем была закреплена портиком Александровского дворца. Таким образом, это парковое сооружение играет роль связующего элемента между двумя архитектурными доминантами ансамбля.

В это же время на прилегающей южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, купальня, Кухня-руина, зал на острове (реконструкция), Гатчинские ворота (вместе с А. Ринальди).

Летом 1779 года Екатерина II, мечтавшая о греко-римской «рапсодии» в своем царском саду, привлекает к работам по реконструкции дворца и парка шотландского архитектора Чарльза Камерона, два десятилетия изучавшего древнеримские и ренессансные постройки в Италии. Этот выбор не случаен, он полностью отвечает уже осознанной перемене в стилевой направленности. Замечательный архитектор-историк, Камерон проявил тонкое понимание паркового искусства, пейзажных закономерностей. Одновременно с работами по Царскому Селу он строит в соседнем Павловске, на берегах Славянки, Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона и дворец наследника престола и во всех работах показывает те новые возможности, которые открываются в художественном взаимодействии строгих форм классической архитектуры с живописно организованным пейзажем. Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села, и Павловска. Семья Буша, в том числе его помощник-сын и дочь, вышедшая замуж за Камерона, находилась в Царском Селе с 1775 года.

Камерону сразу же поручается проект Концертного зала на острове Большого пруда. Немедленно вслед за этим он приступает к строительству терм наподобие античных.

Большое значение для царскосельского ансамбля имели и другие работы по расширению и перестройке Екатерининского дворца, в особенности строительство Агатового павильона и пандуса (1780—1795). Комплекс преобразил южную часть дворца и прилегающую парковую территорию. Это был качественно новый уровень взаимосвязи архитектуры с окружающим ландшафтным пространством, основанный на их взаимопроникновении. Открытая легкая галерея для прогулок с широкой великолепной лестницей, терраса висячего сада и длинный пандус самым непосредственным образом связывали дворец с прудом, дубовой рамповой аллеей, ведущей к Гатчинским (Орловским) воротам, открывая эффектные виды на новый пейзажный парк и террасы Старого сада.

Важным фактором дальнейшего развития Царского Села стало строительство по проекту Д. Кваренги Александровского дворца (1792—1796), что в дальнейшем определило структуру всей северной части ансамбля. Дворец, выходящий своим строгим и простым (по сравнению с Екатерининским дворцом) фасадом на поперечную просеку — «блезир» Нового сада, закрепил чуть ли не единственную поперечную композиционную ось ансамбля в направлении с северо-востока на юго-запад и явился центром нового планировочного района парка, освоенного несколько позже, в начале XIX века. Однако этот дворец, в отличие от Екатерининского, уже не подчиняет себе пространство сада, а лишь композиционно дополняет его. Величественная полуротонда на западном фасаде эффектно замыкает перспективу широкой аллеи, но зодчий не ставит себе целью превратить дворец в еще одну доминанту парка, спорящую с дворцом Растрелли. Такой прием характерен для периода, когда идея подчинения природы архитектуре уже была отвергнута.

Серьезный этап в развитии ансамбля — формирование пейзажных садов, окружающих Александровский дворец с запада, севера и востока, по проекту, разработанному с большим мастерством И. В. Нееловым в 1792 году (древесные посадки производил И. Буш). Главным мероприятием стало сооружение трех связанных друг с другом прудов со свободными плавными очертаниями, окруженных живописными рощами, лужайками.

Ансамбль территориально развивается и за счет закладки новых парков. Так, в 1783-1785 годах И. В. Неелов строит западнее Царского Села близ деревни Баболово у речки Кузьминки Баболовский дворец и разбивает вокруг него пейзажный сад с прудом. Позже здесь будет создан и большой парк площадью свыше 300 гектаров.

2.2. Средства ландшафтной композиции

Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными.

Осевая симметрия – очень сильный и выразительный прием формирования парковых ансамблей.

Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты – те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.

Абсолютные доминанты занимают центральное положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия. Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.

Назначение локальных композиционных акцентов – избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.

Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а так же при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами.

2.3. Композиция паркового пейзажа

На композиционную структуру существенное влияние оказывает топография местности и общая ландшафтная характеристика.

Планировочная композиция обычно состоит из простых композиционных схем: замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звѐздчатой.

Осевую, лучевую или кольцевую схему композиции чаще всего создают парковые дороги.

Лучами композиции могут служить просеки и дальние перспективы, которые группируются вокруг большой поляны. При создании осевой композиции ось становится доминантой, а остальные элементы должны быть связаны с ней непосредственно или косвенно.

Дороги, сооружения, поляны, примыкающие к оси или ведущие к ней, должны быть композиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.

Ось является не только линией зрительного восприятия, но и линией движения, и функционально объединяющей связью парковых зон.

Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными.

Осевая симметрия – очень сильный и выразительный прием формирования парковых ансамблей.

Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты – те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.

Абсолютные доминанты занимают центральное положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия.

Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.

Назначение локальных композиционных акцентов – избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.

Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а так же при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами

2.3.1. Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью

Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства.

Практика создания пейзажей и перенесение их в натуру с дальнейшим их формированием представляет собой определенный метод.

Под термином пейзаж следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или сложная система водоемов – за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид – фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя – тремя группами деревьев, беседка в парке и т.п.). К виду может быть отнесена и виста – картина, открывающаяся через узкую просеку в густом лесу на более или менее удаленные объекты.

В зависимости от функциональных целей, климатических условий и художественного замысла применяют два основных приема взаимосвязи растений и их пространственного расположения: закрытые (или замкнутые) и открытые пейзажи. Они полярны по пространственному характеру, между ними имеется серия промежуточных, приближающихся к первому или второму типу. В закрытом пейзаже превалируют объемные элементы (древесная растительность) при незначительности плоскостных, горизонтальных, чем обуславливается ограниченность обозрения пространства.

Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора.

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свою высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно – художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа.

2.3.2. Композиция пейзажных картин

Различные приемы построения пейзажных картин разработаны теоретиками садово-паркового искусства прошлого (например, труды Э. Андре, А. Регеля).

Прием построения пространственных планов выбирают в зависимости от художественного замысла пейзажа. Общий принцип построения пейзажных картин сводится к дифференциации их на несколько пространственных планов. Практически для достижения соотношения планов разной глубины рекомендуется выявить границы первого, второго и заднего планов. При этом каждый из основных планов может представлять собой целую коллекцию нюансных планов, которые различаются при более пристальном рассмотрении.

Композиция пейзажных картин – свойство растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры, которая играет важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков.

Для изучения пейзажных картин необходимо определить из чего складывается пространственная структура, что представляют собой ландшафтные районы парка (если они имеются в исследуемом объекте). Вместе с термином пейзаж и пейзажная картина часто употребляется понятие вид и кадр.

Композиционным узлом картины может быть группа деревьев или одиноко стоящее дерево (солитер), газон, цветник, водоем, водопад, архитектурные сооружения и другое. Размеры пейзажных картин определяются следующим образом:

L - расстояние от наблюдателя до картины, в м;

α – горизонтальный угол восприятия пейзажа, колеблется от 16 до 60˚;

Н – высота картины, определяемая высотой элементов картины с учетом в ее композиции неба и плоскости земли или водного зеркала;

l – учитывая глубину восприятия пространства, проектировщик может определить расстояние либо до композиционного центра картины, либо до переднего плана, реже до ее фона (заднего);

В – определяется боковыми объектами, ограничивающими поле видения и являющимися рамой или кулисами картины, а также углом обзора.

Глубина картины определяется расстоянием от наблюдателя до дороги и объемными элементами. Характер определяется ее шириной, глубиной и высотой.

По соотношению пейзажных картин парковые объекты подразделяются на большие, средние и малые, по глубине перспектив – короткие (до 50 м), средние

(до 100 м), далекие (более 100 м).

Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры.

В процессе проектирования очень важен тщательный поиск видовых точек для восприятия того или иного паркового пейзажа. Эта задача решается следующим методом. Вначале выявляют места резкого изменения условий видимости, затем из каждой видовой точки намечают открывающиеся картины – первая серия картин, вторая и т.д. Для каждой картины следует установить границы первого, заднего и нейтрального среднего плана.

На территории парка может быть несколько точек с круговым обзором. Кроме того, может быть ряд точек с полукруговым обзором и множеством точек с различными углами обзора.

При организации пейзажа следует соблюдать правило экономии внимания наблюдателя, исключая из поля зрения все лишние элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для получения полного и свежего восприятия картины кроме правила не дробить впечатление отвлекающими моментами необходимо учитывать закон новизны, т.е. не вносить элементов, повторяющих впечатление, ибо оно никогда в полной мере не будет равно первоначальному. Новизна обостряет восприятие и возбуждает эмоциии.

2.3.3. Пейзажное разнообразие

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.

Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей.

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом.

Структурную основу парка составляют в первую очередь пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин.

2.4. Методика реставрационных работ

В естественных атмосферных условиях

1. Очистка камня от пыли, копоти и пр. поверхностных загрязнений при помощи жесткой щетки.

2. Расчистка швов от грязи, мха и прочих загрязнений крючками или шпателями.

3. С целью ускорения процесса очистки цоколя от различных загрязнений возможно применение аппарата высокого давления. Оптимальное рабочее давление определяется опытным путем.

4. Антисептическая обработка швов и др. мест биопоражений цоколя, проводится по традиционной технологии.

5. При необходимости промывка обработанных мест водой до нейтральной реакции.

6. Удаление старых реставрационных заделок, не соответствующих фактуре и цвету камня.

7. Расстыковка мелких утрат, трещин, выбоин и не прочно держащихся швов скарпелью вручную под мастиковку.

8. Удаление выкрашивающего камня, выпиливание гнезд под ставки и их подчистка.

9. Изготовление вставок для замены утраченного камня.

10. Частичная переборка кладки в местах подвижек плит. Замена плит по необходимости.

11. Шлифовка всех поверхностей камня в сухую.

12. Подготовка пиронов и скоб для монтажа цоколя. Для изготовления пиронов и скоб использовать морские сорта бронзы, нержавеющую сталь. Возможно применение синтетических пиронов.

13. Подготовка гнезд для установки пиронов и скоб.

14. Установка пиронов и скоб.

15. Контрольная расчистка и проверка гнезд установки вставок и блоков взамен утраченных.

16. Изготовление и подгонка вставок и блоков по фактуре, размеру и цвету соответствующего камня цоколя.

17. Установка вставок и блоков на пироны в заранее подготовленные гнезда.

18. Мастиковка мелких утрат и швов смесями, предварительно подобранными по составу и цвету. Разрешается применять только сухие смеси для наружных работ (морозо-влагоустойчивые).

Рекомендуемый состав смеси:

- белый цемент – 1 часть;

- мука подлинного камня – 1 часть.

19. Забивка глубоких и широких швов каменной крошкой (из подлинного камня).

20. Мастиковка швов ранее подобранными смесями аналогичными смесям для мастиковки камня.

21. Выдержка для стабилизации физико-механических свойств мастиковок и заделок по инструкции подобранным смесям.

22. При необходимости контрольная шлифовка цоколя.

23. Промывка цоколя с последующей просушкой.

24. Гидрофобизация всей поверхности цоколя после просушки рекомендуемым составом «Атлас».

2. Условия производства работ

Производство работ связанных с применением составов необходимо проводить по температурным режимам рекомендованным разработчиком.

2.4.1. Основные методы реставрации сохранения

Основные методы реставрации и сохранения могут быть разделены на консервативные и радикальные.

Консервативными методами являются консервация и адаптация. Консервация предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизнестойкости насаждений и сооружений объекта в существующем виде. Это относится в первую очередь к мемориальным памятникам, а также к хорошо сохранившимся объектам.

Адаптация — это выбор основной функции использования, наиболее соответствующей сущности памятника, его размерам, степени сохранности.
К радикальным методам реставрации относятся: полная, частичная реставрация и реконструкция.
Полная реставрация предполагает воссоздание всех или почти всех парковых композиций, в том числе водоемов, насаждений, парковой архитектуры, дорожек и т. п. Реставрация в данном случае предполагает, как правило, полный снос имеющихся насаждений и замену их новыми посадками, восстановление рельефа, водоемов и всей гидрологической системы (конечно, может быть предложена замена естественных источников-ключей искусственным водоснабжением). Полная реставрация может быть осуществлена на всей территории памятника или на отдельных его участках при наличии хорошо сохранившейся остальной территории. При хорошем сохранении насаждений под полной реставрацией понимается и процесс, заключающийся в прочистке насаждений, восстановлении дорог и т. п.

Полная реставрация, особенно со сносом насаждений, является очень трудным, трудоемким, долгим и дорогостоящим мероприятием,, поэтому принимается лишь в отдельных уникальных случаях.

Основанием для предложения полной реставрации объекта являются:
уникальность, историческая ценность памятника, его ансамблевая связь с другими сооружениями;
сохранность территории, архитектурных сооружений, построек, рельефа, планировочной пространственно-композиционной структуры;

достаточность фактического и документального материала для восстановления первоначального облика.

Полная реставрация может осуществляться на основе сохранившейся пространственно-композиционной планировки, на воссозданной индивидуальной документации или по аналогам. Метод реставрации по аналогии применяется тогда, когда подлинные документы не сохранились или не найдены, не сохранилась и пространственная композиция в целом или полностью изменилась в результате последующей перепланировки, отмирания насаждений, не сохранилась территория в границах памятника, рельеф и другие отдельные элементы. Однако известны близкие, аналогичные работы автора объекта или известен прообраз памятника, позволяющие на основе сохранившихся элементов создать новый проект по аналогии с известными. Метод аналогии может быть применен не только при полной реставрации, но и при других ее видах.

Частичная реставрация осуществляется в тех случаях, когда полная реставрация почему-либо неосуществима: например, первоначальная планировка сохранилась лишь фрагментно, достаточно достоверной и полной документации не найдено, необратимо утрачена часть территории, значение объекта недостаточно велико и несоизмеримо с уровнем затрат на полную реставрацию, существующее или планируемое функциональное использование объекта невозможно адаптировать к характеру памятника; значительны и необратимы визуальные нарушения, вводимые окружающей застройкой; существующие насаждения, хотя и не соответствуют первоначальному облику памятника, но находятся в хорошем состоянии и способны просуществовать еще много лет и т. п.
Реконструкция — третий метод восстановления ПСПИ. Различаются два вида реконструкции:
1) с сохранением вида памятника на всей территории объекта (ретрореконструкция);
2) с воссозданием в этом стиле (в стиле времени) небольших, отдельных элементов и ассоциаций.

Ретрореконструкция предполагает восстановление общего композиционного стиля существовавшего памятника: типичной системы аллей (лучи, звезды, кварталы и т. п.), композиционных центров, водных устройств, создание перспектив и видовых точек на сохранившиеся элементы архитектуры или окружающую местность на всей территории объекта.

Ретрореконструкция применяется при полном изменении пространственно-композиционного облика, утрате значительной части территории, совершившемся коренном изменении функции, вторжении сооружений, сопровождающих эти функции.
Индивидуальный характер каждого объекта может потребовать применения не одного какого-либо метода реставрации, а нескольких—на различных своих участках.
Проект может предлагать одновременное проведение реставрационных работ или их поэтапное осуществление. Для регулярных парков или участков более приемлема, как показала практика, одновременная работа на всем реставрируемом участке — снос всех насаждений, разработка рельефа, устройство водной системы, дорог, посадка новых растений.

Поэтапное воссоздание осуществляется в насаждениях, обладающих на момент начала реставрационных работ достаточной жизнестойкостью и декоративностью, но в которых имеются большие поздние наслоения и значительные изменения по сравнению с первоначальным обликом. Этот метод более пригоден для пейзажных, ландшафтных парков. Поэтапно могут восстанавливаться отдельные участки композиции или постепенно видоизменяться — формироваться весь облик парка. В последнем случае насаждения и другие наслоения постепенно вырубаются, убираются с одновременной подсадкой проектируемых растений. Со временем происходит смена насаждений и их формирование в соответствии с первоначальным обликом.

Список использованной литературы:

Основная литература:

1. Боговая, И.О. Озеленение населенных мест. [Текст] : учеб. пособие / И.О.Боговая, В.С. Теодоронский. М. : Агропромиздат, 1990. – 239 с.

2. Кругляк, В.В. Ландшафтное проектирование территории усадьбы. [Текст] : учеб. пособие / В.В. Кругляк. – Воронеж : ВГЛТА, 1998. – 83 с.

3. Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства. [Текст] : учеб. / О.Б. Сокольская. – М. : Инфра-м, 2004. – 349 с.

4. Боговая И.О. "Ландшафтное искусство" Агропром издат. 1988г.

5. http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/carskoselskii-hronos/istorija-carskogo-sela-1917.html#.WHvaUiOhqko

6. http://www.tsvetnik.info/petersburg/11.htm

Дополнительная литература:

1. Вергунов, А.П. Архитектурно-ландшафтная организация озелененных пространств в городских центрах [Текст] : учеб. пособие / А.П. Вергунов. – М. : МАРХИ, 1986. – 126 с.

2. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство [Текст]: избр. Тр. / С.Н. Палентреер; М-во образования Рос. Федераци, Моск. гос. ун-т леса. – Изд. 2-е, испр. – М.: МГУЛ, 2003. – 308 с.

3. Теодоронский, В.С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство [Текст] : учеб. пособие / В.С. Теодоронский, В.Л. Машинский. – М. : МГУЛ, 2001. – 95 с.

4.Гусаров А.Ю.,Краснов И.А. Фонтаны Петербурга и пригородов. — СПб, 2009.

5. История садово-парковых стилей В. В. Дормидонтова Архитектура-С 2004

6. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. – М., 1980

7. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство. – М., 1977.

8. Вергунов А.П., Горохов В.А. Садово-парковое искусство России: от истоков до начала ХХ века

9. Трегубов О.В., Карташова Н.П., Деденко Т.П., Перелыгина Е.Н., Гурьева Е.И. "Ландшафтная архитектура" М.у.; Воронеж, 2013.- 24с.

10.Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2007. —736 с.

11. Теодоронский В. C. Садово -парковое строительство / Московский государственный университет леса. — М.:Изд-во МГУЛ, 2003

Наши рекомендации