Список изпользованной литературы 17 страница
Если что-либо не сделается из объемов и не заберется выполнением (не запроцентуется) и полностью не закроются по ним сметы, то такое расценивается как не выполнение договорных обязательств. И часто бывает, когда начальник участка докладывает руководству, что все построил, а сам даже не знает, что сметами не все забрано, потому что он построил «все что нужно», в то же время для руководства построить все значит только выбрать все деньги и закрыть сметы. Даже если некоторые работы нахер не нужно было делать, или оно и так будет работать, или даже не смонтировали потому как с этим оно бы точно не работало. В общем, если что-либо не будет делаться вообще и никак нельзя забрать за это денежку выполнением, то лучше чтобы были какие-то документы, подтверждающие исключение объемов работ из договора. На одном объекте, где было очень много изменений, заказчик отказывался платить деньги, мотивируя это тем, что мы не выполнили договорных обязательств, мол, нужно было сделать как по первоначальному проекту, потом демонтировать, забрать это допами, а потом смонтировать по измененным чертежам и забрать это допами. Вот даже до такого маразма доходит, когда заказчик не хочет платить денежку. Или еще пример, заказчик отказывается платить по допам, пока мы не закроемся полностью по основному договору.
Все, что вылазит лишним без соответствующего оформления, по какой-нибудь хотелке заказчика, или даже начальника участка, делается за свой счет. Например, на других объектах везде на выходах кабеля из труб и металлорукава он делал термоусадку, а тут их ни в проекте ни в сметах не заложили и он молодец, исправил этот косяк заказав и сделал как положено. Ну не хотел заказчик видеть на своем объекте эти термоусадки, может они трескаются на морозе или еще что-нибудь, короче делаться все должно паклей там или цементно-песчаным раствором как заложено в расценке. Конечно, если он потом захочет, изменит проект или еще как-нить это дело оформит (потому как ее еще нужно посчитать и отчитаться куда ее столько ушло), мы сделаем на это смету, они ее согласуют и сделаем допик, тогда пожалуйста, но в любом другом случае подобная инициатива долблоебов наказуема.
После подписания договора, мы можем только правильно распределить те ресурсы, которые заложены в сметах и которые реально выделают, а так же стараться не допускать неучтенных расходов. Если объект посчитан заебись и нас взяли на подряд за реально хорошие деньги, то можно отлично сработать и получить за это как ахуенную сверхприбыль, так и зарплату, или сработать хуево и уйти в ноль – тут все зависит от начальника участка.
Часто звонит генподрядчик или заказчик и говорят, что другая организация построит за вдвое дешевле и чтобы взяли нас нужно предложить такую же цифру. Часто наоборот, гандоны с помощью нас попускают какую-то организацию или просто считают за наш счет, чтобы взять своего подрядчика. В общем, иметь сильный отдел ПТО и сметный которые могут быстро, качественно и главное по выходным считать объекты очень важно, чтобы хоть что-то успеть взять из объемов не вслепую. Ну и не каждый специалист захочет по выходным и после работы сидеть и за хуйню вьебывать.
Обычно мы всегда идем на субподряд и здесь получается самое хуевое. Играет генподрядчик и вначале на первой фазе он нихуя не знает, кто у него будет делать нашу часть, а если и знает, то указывает кого-нибудь на отъебись. На второй фазе сам он ее естественно нормально никогда не посчитает свою цену, и когда до окончания сроков вскрытия (какое страшное слово) остается неделя-две, в жопу клюет петух и они вспоминают что нужно кому-то посчитать объект. Короче, постоянно приходится считать огромные объекты за пару недель, при этом рабочие чертежи приходится распечатывать и склеивать с электронного варианта самим потому как генподрядчик не успевает передать бумажный. Вот это основная проблема, из-за которой обычно хуево считают объект по спецификациям, по институтским сметам без ревизии с ППРом на отъебись, в итоге очень много чего не учтено и в связи с хуевым планом все начинает хуево выполняться. Сначала мы даем генподрядчику свои сметы, потом он их переделывает под свои цены со всем остальным и дает свою цифру со всеми расчетами уже заказчику. Иногда сразу говорит, что у него на наши работы заложено столько-то денег и больше дать не может, а мы по самому минимуму насчитали вдвое больше. В общем, с самого начала ясно за какое говно беремся, хотя в Транснефти нет убыточных объектов, есть только не прибыльные и часто, чтобы взять на один крупный и прибыльный нам подкидывают пару говняных.
Ну и если в организации сложилась определенная зарплата у работников в определенном регионе, то они же примерно на то же самое и будут рассчитывать. И когда руководство берется за объект, заведомо зная, что не будет там такой зарплаты, то рабочих это не ебет и на меньшее они не согласны. Есть же тема такая когда начальник участка звонит директору и говорит, мол типа если нормально не платят, то может стоит сказать рабочим что сильно напрягаться не нужно… Поэтому именно на средний уровень зарплаты по уже построенным объектам ориентируется руководство выполняя сметные расчеты и давая свою цену.
Получается каждый, кто получает в строительной организации зарплату, получает их из денег, которые заложенных в сметах. Рабочим и машинистам на объекте платят из фонда оплаты труда и затрат на машины и механизмы, а всем остальным, включая офис и производственные базы – из накладных расходов. И эти самые накладные далеко не резиновые, куда входит дохуя и других расходов, точно так же как и ФОТ.
Сметный - это план, бухгалтерия считает факт, экономисты должны отнять от первого второе и показать разницу с плюсом она или минусом, сделав анализ, где чего сколько и из-за чего или кого. Прибыль, это нераспределенные денежки, которые остались после того как стройку закрыли и оплатили по всем счетам начиная от зарплаты и заканчивая материалами. Как посчитать, сколько этих денежек осталось и можно ли их безболезненно для организации вывести из оборота это другой вопрос. Тем более если бухгалтерия хуево разносит затраты, то вообще нихуя не увидишь. Мы можем знать только остались ли денежки на объекте, которые можно и нужно забрать, или нет. А для этого нужно знать все ли мы работы выполнили, чтобы нам заплатили все денежки.
Сметы и распределение контрактной цены. Про сметы можете прочитать везде. Начальнику участка нужно если не досконально знать сметное дело, то хотя бы представлять че это такое. Хотя на самом деле каждый мастер должен хорошо это знать и уметь в них разбираться, прослушав курс по сметному делу в техникуме, а сам начальник участка шарить, на сколько велика разница между тем, что заложено расценками и тем, за сколько реально это может быть сделано. Смета нам показывает сколько мы понесем затрат в денежном и физическом выражении на выполнение каких либо объемов комплекса работ. Нужна для определения стоимости как работ, так и всего объекта, а так же для расчетов между заказчиком и подрядчиком по этим же работам. Сметы и их расчеты задуманы таким образом, чтобы максимально как это возможно учесть все затраты участников строительства на подготовку, строительство и сдачу объекта.
Смета и все заложенные ею денежки целиком и полностью сделана под определенные объемы и зависит от них, но при этом несет в себе две крупных условных затратных части:
- прямые (переменные) которые зависят от объемов выполняемых работ, т.е. чем больше выполнили объемов – тем больше понесли прямых затрат и нам их возмещать. И наоборот, чем меньше выполнили объемов – тем меньше понесли затрат, например зарплата монтажников, стоимость материалов, эксплуатация техники.
- не прямые (постоянные) или косвенные затраты, это деньги, заложенные сметой на покрытие наших расходов в основном которые мы несем постоянно вне зависимости выполнили мы какие то объемы или нет, например аренда, зарплата повременщиков и т.п. Т.е. чем больше организация возьмет объемов работ, тем больше у нее будет денег покрыть свои постоянные расходы и наоборот, чем меньше у нее будет объемов работ, тем меньше денег будет ити на покрытие постоянных (косвенных) расходов, а деньги сука откуда-то нужно брать.
Но, организация, уже имея определенный штат, снимает в аренду здания, плотит налоги и т.п. по сути ежемесячно имеет свои постоянные расходы. Получается, что не набирая определенные объемы под свои постоянные расходы, организация терпит убытки. Ну не может же организация заложить в одну смету все деньги на аренду базы там или замка. Нихуя, так вот хитро задумали в строительстве, ограничивая сметой постоянные затраты в накладных (привязаны процентом к прямым затратам) чтобы шевелились и брали из объемов не меньше того, что нужно. Получается разница может быть между тем, сколько у организации постоянных (не прямых) затрат и тем, сколько набигает денежек со всех объектов.
Конечно, деньги заложенные сметой – это только планируемые расходы, которые зависят от того, как точно она посчитает свои сметы по рабочей документации и насколько позволит это сделать заказчик. А вот какие реально может понести организация затраты, зависит очень от многих факторов, но так или иначе, сметные расчеты дают самые приближенные цифры.
Затраты бывают еще как бы смешанные и условно прямые или условно косвенные, в общем их куча, как и налогов, а смета как раз и показывает нам из чего они состоят и от чего они зависят.
Смета состоит, грубо говоря, из 3-х частей:
1. Раздел 1: Монтажные работы - расценки, где видно, каких сколько работ по проекту и сколько это стоит сделать (затраты труда рабочих и машинистов спец.машин в чел-часах и затраты на эксплуатацию машин и механизмов в маш-часах помноженные на их стоимость);
2. Раздел 2: Материалы и оборудование, где видно, каких и сколько при этом используется материалов и оборудования с их стоимостью.
3. Итоги по смете: суммированные итоги по вышеуказанным разделам (ФОТ, чел-часы, маш-часы), а так же всевозможные надбавки и накрутки:
- накладные расходы;
- сметная прибыль;
- зимнее удорожание;
- командировочные расходы;
- затраты по ежедневной перевозке работников;
- перебазировка;
- проживание персонала;
- НДС.
Стоимость приобретения оборудования в сметах относят не к прямым затратам спецом для того, чтобы она не влеяла на накрутки, т.е. это как сметчики бывает берут один процент от стоимости сметы, хотя если там сидит ну очень дорогое оборудование в миллионы, то конечно же процент от стоимости такой сметы может быть писдец.
В принципе, если сметы и формы КС-2, КС-3 делаете не вы, то в третьем разделе не обязательно досконально разбираться, достаточно первых двух чтобы подать данные. Главное знать, где что сидит, и еще главнее – что где не сидит.
Есть разные сметные нормативы, по которым делаются сметы, вот основные какими все пользуются:
ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) позволяет сделать расчеты ресурсным способом. Это когда все расчетные данные, начиная от стоимости чел-часа и материалов и заканчивая всеми коэффициентами, оговариваются с заказчиком и вносятся в смету вручную.
ТЕР (Территориальные единичные расценки) и ФЕР (Федеральные единичные расценки) позволяет делать расчеты базисно-индексным способом. Это когда большинство всех расчетных данных уже забиты по состоянию на какой-то год, а мы только применяем переводные индексы, чтобы перевести все цены в этот год и квартал. И эти коэффициенты и индексы для каждого региона и субъекта разные.
В каждой строке расценки монтажных работ можно увидеть, как оно считается и из чего состоит. Для наших расчетов в основном нужны количество работ, чел-часы, их стоимость и ФОТ (затраты труда рабочих и машинистов) который на основе их формируется. По ТЕРам и ФЕРам стоимости чел-часа не увидите, там стоит сразу сумма на затраты труда рабочих.
Как сделаны сметы, в развернутом виде или нет (чтобы видны были чел-часы), с индексами перерасчета в каждой расценке или к итогам в ФЕРах или в ТЕРах, зависит от сметчика, т.е. если есть возможность, лучше конечно договориться и напрячь его сделать так как нужно именно производителю работ и вывести в ексель в развернутом виде.
Количество чел-часов и маш-часов в расценке сметы взято укрупнено из ЕНиРов со средним разрядом рабочего, т.е. если хотите глянуть состав бригады и операции работы, нужно смотреть в ЕНиР (единые нормы и расценки).
Нужно понимать, что сметные нормы настолько укрупнены и усреднены, что не могут учесть абсолютно все и вся потому как это не реально. Очень много расценок берется применительно, потому как на многое норм просто нет. Какие-то расценки более точно отражают затраты организации на выполнение работ, другие меньше, на одних можно навариться, а на других уйти в убытки. Вот что написано в книжке Носенко И.Б. Сметное дело в строительстве. Вопросы и ответы. В помощь сметчику. Том 1 ЗАО «ИНиК» СПб -2005 (лист 116 и примерно по всей книге): «Основной целью сметного нормирования и ценообразования в строительстве является принцип усреднения. Невозможно разработать нормы и расценки абсолютно для всех условий производства работ. Да, в принципе, наверное, и не нужно. Ведь когда составляется смета, как правило, еще не известно кто будет подрядчиком, и какие механизмы будут задействованы. Приходится усреднять. А при усреднении всегда где-то теряешь, а где-то находишь. Лишь бы в целом выйти без убытков». И будет аморальностью, зная где именно у тебя будет прибыль, а где наоборот уйдешь в убытки, в одном месте снимать сливки, а на остальном платить своим так как есть.
В разделе материалы будет видно, кто поставляет их и какая заложена их стоимость, бывает написано «поставка заказчика» без стоимости и все, хотя при передаче в монтаж могут передать со стоимостью, и тогда, если не отчитаетесь куда дели, могут в итоге снять эти деньги с остатков выполнения. Нужна она еще в основном для списания поставки подрядчика М-29 и поставки заказчика ВПДМ, т.е. по ней будут проверять списание, если процентуетесь по сметам (по РКЦ сложновато будет сделать). При расчетах базисно-индексным способом ТЕР и ФЕР стоимость оборудования и материалов берется из специальных сборников с переводным коэффициентом, в основном бюджетники по ним работают. Ресурсным способом в ГЭСН цена ставится та, какую согласует заказчик при предъявлении счетов, т.е. она более точна и актуальна в отличае от сборников. Сопутствующие материалы как при расчетах базисно-индексным, так и ресурсным способом ставятя из сборников.
Надбавки берутся в основном от ФОТа и от прямых затрат, потому как на итоговую стоимость сметы влияет еще и стоимость оборудования и материалов поставки подрядчика и часто работы выполнять стоит хуйня, а оборудование пиздец дорогое. А накрутка именно к ФОТу высчитанному из чел-часов (без остоимости оборудования) дает более справедливую цифру не прямых затрат организации.
В общем, если сметного дела не проходили, нужно читать нормативку и изучать сметы по объекту параллельно рабочим чертежам, читать тех.части к ГЭСНиками и ФЕРам, МДС, но если не знаешь технологии производства работ, то это сильно не поможет.
Очень сильно на затраты организации при строительстве могут повлеять расходы по перебазировке техники, людей и их проживание и питание которые берутся процентом. Если объект находится на большом удаленном расстоянии, то эти расходы могут ой как сильно ударить по бюджету и то, что закладывается в сметах всякими коэффициентами, нужно обязательно проверять, прикидывать фактические затраты на одного человека. Для этого обычно перед заключением договора едет главный инженер или кто по опытнее и все просчитывают. К примеру, в одной организации люди привыкли работать за полтинник с выходными до пяти, а если на объект, то обязательно вахта месяц через месяц с командировочными в пятихатку, плюс если и не летают на самолете, то обязательно в купе. А в другой работают за тридцатник, по десять-двенадцать часов по выходным, с командировками по 3месяца и задержкой в зп столько же, живя во вшивом бомжатнике. Т.е. понятно, что расходы одной организации будут в разы отличаться от другой, следовательно и сметы каждая организация делает под свои расходы и соглашается или нет на конкретные условия. Все это конечно же влеяет на цену и выбор заказчиком подрядчика на торгах или без них. Вот только конечный результат – качественно и в сроки построенный объект, при этом узнать быват очень сложно.
Сметный отдел не будет умышленно опускать участок на деньги, у них как раз задача совсем другая – максимально их заложить, насколько это позволит заказчик. И зная, что дурную работу специалисты по два раза не могут себе позволить делать, и, имея на руках сметы, мы можем быть уверены, что такие же есть в подписанном договоре, если не было измов и объемы не менялись. Остальные «махинации» с перераспределением своих денежек внутри организации обычно занимаются экономисты в РКЦ или другой форме по указанию финдиректора или кто этим будет заниматься. Но делать две сметы, одну – для заказчика, а другую – для себя, для чего нужно иметь штат сметчиков и птошников вдвое больше, не имеет возможности содержать любая организация, при том, что итак дохуя считают вхолостую.
Основное, что нужно еще знать для ориентирования в сметах на стройке, это то, что они всегда делаются к проекту, т.е. привязаны к рабочим чертежам. Другими словами, где сидят материалы по спецификации, там же в основном и заложены к ним работы. Например, концевые заделки с подключением жил кабеля сидят там же где и сам кабель (в спецификации проекта), а не в шкафу, приборе, или в здании, куда этот кабель заходит, как многие думают. Это необходимо всегда помнить как при распределении работ, так и при контроле с последующим подтверждением выполненных работ, а так же планировании ФОТа.
Распределение (распределение контрактной цены – РКЦ) это тот же график производства работ, только с ценами. В Транснефти сейчас все по нему работают, это очень удобно заказчику при системе «хуй тебе подрядчик институтские сметы – работай по своим, а если не можешь нормально сделать сметы, соглашайся на наши цифры вслепую, но сделай при этом все четко по проекту». Но даже если по распределению все работают, оно служит только дополнением для облегчения подписания договора и оплаты работ. Т.е. с задачей определения затрат в строительстве круче сметных расчетов пока ничего не придумали и никогда не придумают, какими бы запутанными на первый взгляд они не кажутся дилетанту.
В графике есть пункты, например п.1.Магистральная насосная, он состоит из подпунктов, например п.1.1.4.Силовое электрооборудование (ЭМО), или п.1.1.5. Автоматизация (А). Эти подпункты могут быть разбиты еще подробнее, например п.1.1.4.1. Прокладка кабельных линий, п.1.1.4.2. Монтаж электротехнического оборудования и п.1.1.4.2. Монтаж заземления и т.п. Короче в распределении тоже самое, только напротив каждого подпункта стоит цена и у каждого она своя, у нас субчика своя, у генподрядчика своя, у заказчика своя. Самое крупное во что объединяют пункт графика или РКЦ по крайней мере наших спецработ, это рабочий чертеж, например силовое электрооборудование (ЭМО), автоматизация (А), сети электроснабжения (ЭК), т.е. крупнее никто обычно не делает.
Каждая цена по количеству (физике) подпункта это набор работ и денег посчитанных при помощи сметных расчетов. В подпункте стоит цена по смете включающая и монтажные работы, и стоимость материалов, и все накрутки кроме НДС, которое идет в итоге по распределению. Т.е. пункт несет себе всю цену как разбили смету на подработы или всю цену по смете, если стоит «комплект» или «комплекс». По одной цене подпункта распределения нихуя не поймете сколько из этой суммы на какие затраты приходится. И чтобы увидеть ФОТ, затраты на машины и механизмы, стоимость материалов и др. нужно смотреть в конкретные сметы на основании которых делалось распределение, или можно в форму 14 глянуть где все более понятней разнесено, если она есть. Директор, как правило, форму 14 не дает, чтобы лишний раз не возмущать людей сравнивая сметные деньги (которые еще будут делить), с теми, что выделяют на участок.
Часто в пункте РКЦ прописано только прокладка кабеля в метрах, а в другом – монтаж электрооборудование в штуках и писдец. Это значит, что в этих двух пунктах сидит абсолютно все, что есть в соответствующем рабочем чертеже. А вот как уже разбили, можно глянуть в ведомости поставки подрядчика. Короче, многие этого не знают и подписывают на процентовку весь объем по пункту, а кто шарит, снимает часть (какую уже договариваются в каждом конкретном случае, как докажите).
При подписании договора генподрядчика с заказчиком, заказчик имеет институтские сметы, сделал свое распределение по ним и не показывает их генподрядчику. Генподрядчик, делая свое распределение, не показывает свои цены нам, делая его на основе своих или наших смет переделанных на свои. Может быть так, что у генподрядчика распределение, а мы с ними работаем по сметам, или бывает сметы делали на одну цену, а вышла другая на которую согласились и хуй пойми как потом считать изменения. Вместе с распределением мы подаем заказчику кучу форм начиная от ведомости материалов и оборудования поставки подрядчика форма 11, форма 14 со всеми нашими деньгами по основным статьям затрат разбитыми по графику производства работ. В общем, заказчику не нужны наши сметы, он смотрит только в распределение генподрядчика, при подготовке договора смотрит, проходят ли цифры всех подпунктов их распределения в их интересы. И после подписания договора уже процентуются по этому же распределению. Если мы работаем с генподрядчиком так же по распределению, то в итоге ему так же не нужны наши сметы, работаем все по тому же распределению, только по нашему. Сметы в данном случае нужны лишь для того, чтобы увидеть каждому свою цену, как по конкретному подпункту, так и итоговую.
По ведомости поставки подрядчика форма 11 видно, сколько чего стоит, какая на нем накрутка, видны суммы по итогам и отдельно на оборудование. По форме 14 видно сколько заложено чел-часов, машино-часов по каждому пункту, суммы на ФОТ, на эксплуатацию машин, на зарплату машинистам, стоимость материалов и оборудования отдельно, накладные, прибыль, и прочие наценки, в общем все основные затраты в количественном и денежном выражении по каждому подпункту распределения.
В такой системе каждая из сторон видит хоть и более укрупнено чем по сметам все свои затраты в денежном и физическом выражении по стройке, по каждому из подобъектов стройки, по каждому виду работ подобъекта, и бывает по укрупненным техническим операциям видов работ. Это увеличивает прозрачность, снимает нагрузку по перелистыванию запутанных стопок бумажек по крупному объекту и позволяет легче и быстрее сделать выбор и принять соответствующее решение при подписании договора как с заказчиком, так и со своими субподрядчиками. И самое главное, это дает заказчику контроль над деньгами генподрядчика при нынешней системе «каждый работает по своим сметам». Плюс ко всему, по РКЦ легче заставить не шарющего подрядчика сделать дополнительные объемы по измененным чертежам потому как сходу не определишь что к чему, сделаешь бесплатно, а потом не успеешь оформить допы.
Если кто наивно думает, что на строительстве все расходуется так, как заложено в сметах, то он недавно закончил экономический факультет. Конечно, это не так и только финансовый директор, если оно ему надо все это может знать. Контроль расходования статей смет должен быть и очень необходим не только директору, но и самому начальнику участка и на участке на самом деле он очень много может планировать и контролировать. Очень большую часть из всех расходов занимает фонд оплаты труда, а его планирование и контроль с правильным распределением уже дает очень многое. Потом контролируют расходы на машины и механизмы, экономный расход материалов и оборудования поставки подрядчика с сопутствующими. Накладные расходы так же можно существенно снизить спомощью оптимальной численности ИТР и остальных АХП на объекте.
Планирование и контроль расходования ФОТа. Фонд оплаты труда – это деньги заложенные сметой, из которых нужно заплатить зарплату основным рабочим и машинистам спецмашин. Это не фонд, который образовали в начале стройки дета там на счете и кушают его как какой-то благотворительный. Это те же денежки, поступающие на счет с выполнения и не обязательно именно с вашего объекта. Т.е. на счет в общий котел постоянно или изредка приходят денежки со всех объектов и уходят с него, как бы бесконечное течение денежек, а руководитель при наличии уверенности (гарантии), что эти денежки не перестанут течь, а единственная гарантия – это подписанные формы КС-2, КС-3, зная, сколько из них нужно куда перечислить, делает это на всяко-разные нужды, в том числе и на зарплату.
На самом деле фонд оплаты труда уже определен сметами, а нам нужно выявить точно какая зарплата может быть у рабочих, сколько им обещать, и сколько потом заплатить в соответствии с тем, что сделали. Так что такое называется точнее планированием (прогнозированием) зарплаты работников на объекте (участке) с последующим контролем расходования ФОТа. Это вообще-то работа нормировщиков из планово-экономического отдела, но ни один нормальный начальник участка не позволит такое делать за него. Если тупо говорить, что монтажник как тока сюда приехал должен получать 30тыс рублей, что называется планирование залупы, то можно же и хуй угадать. В результате плохой организации строительства, слишком большого количества людских или технических ресурсов на объекте, низкой выработки или необоснованных обещаний может образоваться перерасход фонда оплаты труда, и в итоге стройку либо будет не за что заканчивать, либо обещать людям и потом кидать их. А за такое могут и по ебальничку.
Так как система нынешнего выбора подрядчика упирается в выдачу цены по своим сметным расчетам, то выполнив их, организация тем самым закладывает приемлемую именно для себя (своих затрат по региону) стоимость в рамках заданных заказчиком. Иногда стоимость чел-часа выше, чем реально выходит платить рабочим и тогда можно на этом навариться. Но чаще, для того, чтобы выиграть тендер или чтобы взял генподрядчик на подряд, все затратные части смет уменьшаются до пороговых для данной организации. При этом стоимость чел-часа стараются удержать на соответствующем уровне, иначе рабочим, привыкшим к определенному уровню зарплаты просто не из чего будет платить. Т.е. если и берутся за реально низкую стоимость, то только ради того, чтобы зарекомендовать себя и взять другие объемы в будущем, для чего наоборот приплачивают, если стоимость чел-часа ниже к какой привыкли (фактически увеличивают ФОТ за счет других затрат).
Любое планирование всегда упирается в квалифицированные людские ресурсы и при их ограниченности, желание заниматься такими муторными делами, как сетевое планирование или там другой научной заумности необходимой только для обучения тому же планированию в институте, отпадает само собой при достаточно простом вопросе – кто этим будет заниматься. Часто для разработки нормального ППРа или даже графика производства работ крупного объекта людей не хватает, не говоря уже об остальном, поэтому планирование на объекте заключается больше в простом практическом выявлении самого необходимого с последующей корректировкой без излишней бюрократии. И часто даже этого необходимого минимума не делается тупо по незнанию или по распиздяйству. Чтобы знать, как этот фонд спланировать и контролировать, нужно знать, как он формируется, что делается в тех же сметах.
Человеко-часы, машино-часы и расценки. В каждой расценке сметы заложено, сколько нужно затратить человеко-часов на выполнение той или иной работы – это называется затраты труда рабочих. Еще заложено в расценках сколько нужно затратить чел-часов машинистов, а так же машино-часов механизмов. А сумма этих чел-часов (основных рабочих и машинистов), помноженная на расчетную единицу их стоимости, и есть ФОТ. Т.е. ФОТ состоит из двух составляющих – затраты на зарплату основным рабочим и затраты на зарплату машинистам спецмашин, и можно посчитать как в общем, так и отдельно. Количество чел-часов как и машино-часов в расценках различных методиках расчетов сметных нормативах ГЭСНы, ТЕРы, ФЕРы одинаковые, и взяты укрупнено из ЕНиРов. Например, для прокладки кабеля весом 1м до 3кг по эстакаде расценкой заложены затраты в 19,7чел-часов основных рабочих, а это значит, что один человек будет это делать почти двадцать часов или двадцать человек почти за один час – неважно, но сумма неизменна. А вот стоимость этого расчетного часа оговаривается при подписании договора и от объекта к объекту может быть разной.
В расчетах базисно-индексным способом в ТЕРах стоимость и чел-часа и большинство всех остальных расходов уже забиты в зависимости от региона по состоянию на 2001г с переводными коэффициентами, обновляемым ежеквартально. А в ФЕРах тоже самое, только коэффициенты нужны под конкретный регион. И сейчас для удешевления строительства ебать-ебать как порезали эти коэффициенты, откинув организации на уровень пятилетней давности (если кто помнит какая тогда была зарплата).
В расчетах ресурсным способом в ГЭСНе нужно вручную забивать всю расчетную стоимость, в том числе и чел-часа, а потому они будут известны при подписании договора и видны в развернутом виде смет. По ним более точно можно определить стоимость работ. А так как всем, начиная от заказчика и заканчивая нашим субчиком выгоднее видеть разницу в стоимости чел-часа от которой пропорционально меняется вся итоговая сумма, на чем можно навариться, или, по крайней мере, не лохануться при найме субчика, пользуются успехом расчеты именно по ГЭСНикам.
Если формы 14 нет, сумму чел-часов основных рабочих по всей смете можете увидеть на титуле сметы, чел-часы машинистов увидите в строке «Итого прямые затраты по смете в текущих ценах» столбец «Т/з мех.», там же рядышком будет и сумма чел-часов основных рабочих «Т/з осн. раб.».