С\работа: лесенка, ступеньки, кубики, кирпичики.
И\работа: освоение способов соединения деталей.
Образцы конструкций.
Ход занятия.Показать детям образцы лесенок из 3-х ступенек (кубики) или 4-х ступенек (кирпичики). Верхние детали ступенек лучше выделить другим цветом. Провести по ступенькам матрешку вверх-вниз. Показать, что каждая верхняя часть ступенек опирается на свой столбик, без этих столбиков-опор, лесенка может разрушиться
После объяснения и показа способа построения лесенки, воспитатель предлагает детям построить такие же постройки самостоятельно, провести по ним свою куклу, а потом, если хочется, можно построить свою лесенку иначе, по-своему. Воспитатель следит за тем, чтобы постройка отвечала необходимым требованиям к конструкции ступенек (они должны иметь опоры).
План занятияN 12(Строительство горки)
Программное содержание.Учить детей анализировать образец, постройки, выделяя в нем основные части предмета, имеющие свое особое назначение. Показать строение частей горки, детали, из которых они составлены, их форму и расположение. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал.Раздаточный: 10 кирпичиков одного цвета, 2 полукуба, 2 большие треугольные призмы, 1 маленькая кукла, спичечная коробочка санки. Демонстрационный - такой же, но материл для каждой части постройки другого цвета.
П\работа: катание с горки, рассматривание иллюстраций.
С\работа: горка, ступеньки, спуск, лесенка.
И\работа: организовать процесс соотнесения постройки с образцом.
Образец конструкции.
Ход занятия.Воспитатель показывает детям образец конструкции горки. Части горки (спуск, площадка, лесенка) составлены из деталей определенного цвета. Это помогает детям выделить в целой постройке ее отдельные функциональные части. Воспитатель спрашивает детей, для чего нужна лесенка, для чего - площадка и спуск. Демонстрирует функции частей с помощью куклы с санками. Воспитатель показывает, как построена каждая часть горки, из каких деталей, как они повернуты и соединены друг с другом. Предлагает детям сначала построить площадку, к ней с одной стороны пристроить спуск, с другой - лесенку. Дети строят, сверяя постройку с образцом. Воспитатель помогает организовать процесс соотнесения детских построек с образцом. Готовые постройки дети обыгрывают.
План занятия N13 (Строительство моста для машин)
Программное содержание.Рассмотреть вместе с детьми изображение моста для машин через реку. Выделить основные части этого сооружения. Учить детей при сооружении постройки ориентироваться на заданные условия: ширину реки, через которую мост перекинут, его назначение - удобный въезд и спуск для машин, прочность опор, ширину моста. Воспитывать интерес.
Материал.Раздаточный: 4 большие призмы (для спусков), 1 широкая длинная пластина или 2 длинных кирпичика, 2 полукуба, небольшие кирпичики для ограды, полоска бумаги, изображающая реку, машина.
П\работа: рассматривание иллюстраций, экскурсия к мосту.
С\работа: мост, спуск, опоры, въезд.
И\работа: понимание пространственных понятий: сверху, снизу, напротив, по сторонам.
Образец постройки.
Ход занятия.Воспитатель показывает детям рисунок, изображающий мост через реку, помогает детям описать мост: какой он - длинный или короткий, широкий или узкий, что у моста есть, какие части. Помогает детям выделить пролет (дорогу через реку), спуски (или въезды), опоры (балки). Спрашивает, на что похожи спуски (на горку), почему они не сделаны, как лесенка. Сравнивают картинку с образцом постройки. Воспитатель показывает, из каких деталей состоит каждая часть моста. Обращает внимание на то, как ровно друг против друга стоят опоры и как аккуратно и точно лежат на них доски пролета. Затем детям предлагают самостоятельно построить такой же мост.
В ходе анализа образца и рисунка, а также в ходе наблюдения за ходом строительства мостов воспитатель использует пространственные понятия: сверху, снизу, по обеим сторонам, напротив, выясняет, понимают ли их дети.
План занятияN 14(Строительство моста для пешеходов)
Программное содержание.Учить детей в рисунке моста и образце постройки выделять существенные части предмета. Продолжать знакомить детей с зависимостью строения предмета от его назначения (мост для пешеходов требует кроме опор и пролета строительства ступенек и перил) Упражнять детей в осуществлении пространственной ориентировки "за рекой , "под мостом", "на мосту".
Материал.Раздаточный: полоска голубой бумаги, 12 коротких кирпичиков, 2 полукуба, 1 длинную пластину и 2 длинных кирпичика, куклы, лодочки. Демонстрационный такой же. Образец постройки.
П\работа: рассматривание иллюстраций.
С\работа: мост, пешеход, опоры, перила, лесенки.
И\работа: закрепление понятий пространственной ориентировки.
Ход занятия.Дети рассматриват образец постройки и рисунок моста, сравнивают их, называют показанные воспитателем части, воспитатель помогает им правильно описать назначение каждой части, показывает способ конструирования перил и напоминает способ построения лесенки. После этого дети строят и обыгрывают свои постройки. Воспитатель при этом задает им вопросы на пространственную ориентировку, типа: лодочка, где плывет, кто стоит за рекой и др.
Т: '• \ "Ф'
План занятияN 15(Конструирование по мотивам стихотворения А.Барто "Бычок", "Самолет")
Программное содержание.Учить детей создавать элементарные конструкции горки или мостика для бычка,самолета из 3-х деталей. Формировать у детей опыт замещения персонажей и обстановки, описанных в стихах, с помощью строительных деталей и простейших конструкций, а также путем имитации действий с ними, соответствующих тексту.Воспитывать устойчивое внимание, наблбюдательность.
Материал. СтихиА.Барто "Идет бычок качается, вздыхает на ходу..." и "Самолет построим сами,..."; 2 длинные пластины (узкие) или '2 длинных кирпичика, 2 бруска средней величины, обычные кирпичики, кубики и мелкие призмы и цилиндры 3-4 шт. (можнона одном из брусков нарисовать овал с рожками (символ бычка), на 2-3 мелкихдеталях улыбающиеся или грустные рожицы).
П\работа: чтение произведений А.Барто, рассматривание иллюстраций.
С\работа: формирование активного словаря.
И\работа: помощь при выборе заместителей.
Хм занятия.1. Воспитатель читает детям стихотворение "Бычок", интонационно показывая,как он боится упасть с той доски, по которой идет. Затем он предлагает подумать, почему бычок качался и шел осторожно, как лежала доска, может быть это была какая-то постройка, изобразить эту дорожку и бычка, провести его поэтойдорожке или как-то иначе помочь ему.
Воспитатель помогает детям советом о выборе подходящих заместителей для бычка и дорожки.
2. Воспитатель читает детям другое стихотворение "Самолет" и предлагает им показать с помощью деталей, о чем говорится в стихотворении. Дети, не понимающие задачу, могут пытаться воспроизводить наизусть стихи. Им можно предложить изобразить самолет с помощью собственных движений, погудеть, полетать по групповой комнате, а затем куклой (или брусочком, цилиндром) обозначить кого-нибудь, кто ждет самолет дома, построить простой самолет из трех деталей и изобразить его полет "над лесами, над полями" и возвращение домой к маме.
План занятия N 16(Конструирование по мотивам стихотворений А.Барто "Зайка" и "Кораблик")
Программное содержание.Учить детей переводить впечатления от литературного произведения и эмоциональное отношение к описанному в нем событию на язык конструктивного действия", т.е. помочь детям вообразить и построить то, что поможет снять проблему, обозначенную автором - сделать, например, навес от дождя для зайки, площадку на корабле для лягушек. Помочь детям подобрать подходящие заместители для персонажей. Воспитывать интерес.
Материал.Стихи А.Барто "Зайка" (Зайку бросила хозяйка...) и "Кораблик" (Матросская шапка, веревка в руке...). Строительные детали разной формы и размеров, пригодные для строительства скамейки, навеса в форме веранды или гриба-зонта, кораблика из широкой платины и треугольной призмы для носа корабля, а также фигуры, пригодные для замещения зайки и лягушек на них можно нанести условные обозначения, символизирующие зайку, лягушек. Можно использовать также мелкие игрушки - куклу и матроса.
П\работа:чтение произведений А.Барто и рассматривание иллюстраций.
С\работа:формирование активного словарного запаса.
И\работа: подобрать заместители.
Ход занятия.1. Сначала воспитатель читает детям стихи про "Зайку", спрашивает, как это могло случиться, что можно сделать на площадке для игры, чтобы дождик никого не намочил, помогите зайке слезть со скамейки и обсохнуть. Воспитатель может помочь детям построить навес, выбрать фигурку-заместитель для зайки, поощряет правильно отображающие ситуацию действия детей.
2. Затем читает другое стихотворение "Кораблик", дает детям фигурки моряков и предлагает изобразить то, о чем рассказывается в стихах. Спрашивает, покатал ли капитан лягушек на своем кораблике.
План занятияN 17 (Строительство трамвая)
Программное содержание.Познакомить детей с простейшей моделью трамвая. Учить последовательно воспроизводить все части постройки на основе анализе образца снизу вверх. Развивать навык пространственной ориентировки (снизу; сверху, по краям, посередине) в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. Воспитывать интерес к окружающему.
Материал.Раздаточный: 3 длинных кирпичика, 3 кубика, 1 призма средней величины, 2 маленьких кирпичика для условного обозначения колес или 2 цилиндра, которым можно придать устойчивость с помощью картонных опор, полученных из крышек спичечных коробков. Демонстрационный - такой же.
П\работа: д\игра«Лото», игры с машинками.
С\работа:трамвай, колеса, пол, токосъемник.
И\работа:развивать навык пространственной ориентировки.
Образец постройки.
Ход занятия. Дети вместе с воспитателем рассматривают рисунок, изображающий трамвай, идущий по рельсам. Дети называют части трамвая, воспитатель помогает выделить те, которые дети не отметили, объясняет их назначение. Затем показывает схематический рисунок трамвая, подчеркивающий его назначение - "домик на колесах". Затем дети рассматривают образец конструкции трамвая; она условна, но напоминает предмет и содержит изображение его важных составных частей: колес, пола, стен, окон, крыши, токосъемника (дуги).
После анализа образца конструкции дети воспроизводят ее в своих постройках. Для игровой имитации движения трамвая, постройки можно строить на больших пластинах, которые можно перемещать вместе с постройкой в пространстве стола.
План занятия №18 (Строительство грузовой машины)
Программное содержание. Учить выделять в предмете его основные части, определять их назначение и строение. По конкретному предмету – игрушечной грузовой машине - самостоятельно построить модель грузовой машины из деталей строителя. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Материал. Раздаточный: 2 кубика, 10 кирпичиков, 1 пластина, 2 цилиндра (с опорами). Демонстрационный - игрушечный грузовик.
П\работа: игры с машинами, чтение А.Барто «Грузовик», сюжетная игра «Машина».
С\работа:колеса, платформа, кабина, кузов, радиатор.
И\работа: закрепление последовательности действий.
Образец машины.
Ход занятия.Детям предлагают рассмотреть строение грузовой машины, выделить наиболее важные составные части предмета (колеса, платформа, кабина, кузов, радиатор; выясняют роль каждой части в работе машины и их зависимость друг от друга. Затем надо обсудить с детьми, какие детали строителя наиболее точно передают форму частей машины, объяснить, для чего в набор деталей для строительства машины вошла пластина (для размещения на ней верхних частей машины). Это платформа, соединяющая все ее части в одно целое.
Затем дети самостоятельно строят машину. Воспитатель дает советы тем, кто использует неэффективную последовательность действий. В случае затруднений детей в самостоятельном построении модели машины, следует использовать пошаговое руководство процессом создания постройки.
План занятия N19 (Строительство фургона)
Программное содержание.Такое же, как в плане занятия N 18.
Материал.Раздаточный: 2 цилиндра (с опорами) или 4 полуцилиндра, 1 пластина, 2 длинных кирпичика, 4 небольших бруска, 4 полукуба, 8 кирпичиков. Демонстрационный - Игрушечная машина - фургон.
Образец машины.
Ход занятия.Проводится по типу предыдущего.
План занятия № 20. (Конструирование предметов мебели по собственному замыслу)
Программное содержание. Стимулировать поиск собственного способа построения предметов на заданную тему "мебель для кукольной комнаты". Ориентироваться на рисунки предметов мебели при выделении их основных функциональных частей и определении их пространственного расположения относительно друг друга.Расширять кругозор.
Материал. Демонстрационный - рисунки предметов мебели (письменного стола, дивана, кресла, стола, стула, нижнего шкафа и др.). Раздаточный - дети подбирают сами.
П\работа: сюжетная игра «Магазин мебели».
С\работа: формировать активный словарный запас по теме «Мебель»
И\работа:стимулировать желание высказать свои впечатления.
Рисунки предметов мебели
Ход занятия.Побеседовать о разных предметах мебели, их назначении. Используя игровой сюжет («Кукла в мебельном магазине»), дать возможность рассмотреть картинки, изображающие разные предметы мебели. Предложить детям воспроизвести любые из предложенных на рисунках предметов мебели, красиво разместить свои постройки на столах (в "комнатах кукол"). Для игры дать посуду и кукол
План занятия N 21(Строительство одноэтажного домика)
Программное содержание. Познакомить детей с основными частями конструкции домика: стенами, полом, крышей, потолком, окном, дверью, а также пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Обратить внимание на наличие в домике свободного внутреннего пространства. Показать способ конструирования домика и объяснить, какая последовательность действий при его построении является целесообразной. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал. Раздаточный: 12 кирпичиков, квадратная пластина, 2 призмы, небольшой цилиндр. Демонстрационный - образец конструкции домика.
П\работа: наблюдения, строительные игры.
С\работа: стены,пол, крыша, потолок, окно, дверь.
И\работа: расширять практический опыт.
Образец постройки
Вид спереди Вид сверху
Ход занятия. Побеседовать с детьми о домах, их назначении. Рассмотреть готовый образец постройки дома, назвать его части. Затем показать детям, как дом построен. Последовательно проанализировать, из каких деталей он построен, как они расположены в передней части дома, как построены боковые стены и задняя стена. Показать местоположение окна и двери, снять крышу и потолок и заглянуть в домик сверху, чтобы увидеть форму помещения:
После анализа образца, спросить у детей, в какой последовательности они будут строить дом, что сначала, что потом.
Во время строительства воспитатель предупреждает серьезные нарушения в конструкции домика, дает советы или оказывает практическую помощь. Тем, кто быстро справился с задачей, можно предложить разобрать домик и построить то, что они хотят
План занятия N 22 (Построение композиции на сюжет сказки "Репка")
Программное содержание. Познакомить детей со способами условного изображения обстановки сказки при помощи деталей строителя. Показать иллюстрацию к сказке. Познакомить со способом замещения персонажей сказки деталями разной величины.
Материал. Текст сказки "Репка" с иллюстрациями, на которых может быть изображен дом, забор, колодец, репка и персонажи сказки. Детали разного размера: могут быть брусочки, цилиндры, кубики и кирпичики, полусфера или полуцилиндр, большая треугольная призма.
П\работа: театр по сказке «Репка», строительные игры.
С\работа: формировать активный словарный запас
И\работа: стимулировать самостоятельность выполнения действий.
Ход занятия. Заранее на столах расставлены коробки со строительным материалом для каждого ребенка. Дети садятся на стульчики полукругом возле воспитателя, который читает или рассказывает им сказку и по ходу чтения показывает иллюстрации к ней. Затем проводить беседу о том, где жили дед, баба и внучка, что посадил дед в огороде, какая выросла репка, кто деду помог ее из земли тащить. Задавая вопросы, воспитатель может показать домик, составленный из двух-трех деталей, а, говоря о репке и персонажах, указать на разложенные на ее столе детали, из которых дети выберут для каждого свою фигурку.
После беседы детям предлагают сесть за свои столы и разыграть на них сказку. Воспитатель будет ее рассказывать, а дети показывать ее с помощью деталей.
Надо дать возможность детям самим подобрать нужные заместители, а в случае ошибки помочь советом или, если совет не поможет, показать нужные детали и расставить их в нужной последовательности.
Предложить тем, кто не построил никаких предметов обстановки, изображенных в иллюстрациях, сделать это после разыгрывания сюжета сказки.
План занятия N 23(Строительство фасада двухэтажного дома)
Программное содержание. Учить детей применять усвоенный способ анализа образца и конструирования дома для создания постройки фасада двухэтажного дома. Дать возможность приобрести опыт самостоятельного применения готового образца постройки для конструирования передней стены двухэтажного дома. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Материал. Раздаточный: кирпичики - 6 обычных и 2 средних, 3 брусочка, 2 кубика, 3 средних призмы. Демонстрационный - 2 образца фасадов двухэтажного
дома.
П\работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций.
С\работа: формирование активного словаря.
И\работа: уточнить последовательность действий.
Образцы фасадов.
Ход занятия.Воспитатель предлагает детям рассмотреть один из фасадов двухэтажного дома, назвать детали, из которых построена эта стена. Предлагает ее воспроизвести из имеющегося материала. Проверяет правильность результата, помогает уточнить или исправить ошибки.
Затем открывает образец фасада другого дома. Дети снова называют детали, из которых фасад построен. Затем разбирают первую постройку и по новому образцу строят вторую. Воспитатель помогает уточнить результаты действия детей.
План занятия N 24 (Строительство теремка и разыгрывание сказки)
Программное содержание.Закрепить умение строить одноэтажные домики с внутренним пространством. Закрепить умение подбирать заместители для персонажей сказки по одному-двум признакам, представленным в материале (деталях строителя величина, форма, цвет, объем). Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Материал.Набор деталей, необходимых для конструирования домика и замещения персонажей сказки. Текст сказки "Теремок" с иллюстрациями.
П\работа: чтение и рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», подбор заместителей для театрализации.
С\работа: умение строить простые предложения.
И\работа: соблюдение элементарных правил поведения по отношению друг к другу.
Ход занятий.На каждый стол ставится материал, рассчитанный на совместную работу двух детей.
Перед началом работы с материалом, воспитатель читает детям сказку и показывает иллюстрации к ней. Затем задает детям несколько вопросов по содержанию сказки: кто жил в теремке, дружно ли звери жили, что случилось с теремком, почему,' рассердились ли на мишку звери, может быть они новый большой теремок все вместе построят.
Затем воспитатель предлагает сесть за каждый стол подвое, построить один теремок, а потом она снова будет читать им сказку, а они по очереди будут изображать деталями разных персонажей. Договоритесь, кто кем будет, и отберите для себя нужные фигурки-заместители.
По ходу строительства и разыгрывания сказки можно помочь детям справиться с заданием правильно.
План занятия N 25(Строительство улицы города)
Программное содержание.Стимулировать самостоятельное создание детьми конструкции дома с внесением в нее элементов нового. Умение идти на контакт со сверстниками. Придумать и совместно обсудить название улицы города.
Материал.Раздаточный: разнообразные строительные детали примерно 15-20 шт. Демонстрационный: светофоры, наборы значков, мел.
Образец улицы города (план)
П\работа:экскурсии по улицам города, стройигры.
С\работа: формировать активный словарный запас
И\работа:расширять практический опыт
Ход заиятяа.Воспитатель знакомит детей с улицей будущего города: вдоль сдвинутых в одну линию столов расчерчена широкая дорога с обозначением мест перехода и светофорами. Вдоль дороги условными значками (фигурками разной формы) отмечены места, на которых будет вестись строительство разных зданий. Детям раздаются такие же значки. По ним они находят свои места для строительства ломов по самостоятельно ими разработанным замыслам. Дети строят стоя. Коробки с материалом стоят на стульчиках рядом. В процессе работы дети могут обмениваться репликами, обсуждать свой замысел, советоваться, обмениваться материалом. Воспитатель регулирует детские взаимоотношения, оказывает необходимую помощь в создании постройки, адекватной замыслу. Когда постройки будут завершены, детей следует вовлечь в придумывание названия для застроенной ими улицы. Название принимается при общем согласии с ним всех строителей.