Транспортная организация территории и направления её совершенствования
Особенности сложившейся транспортной инфраструктуры автономного округа определяются его расположением в периферийной полярной зоне и неравномерностью хозяйственного освоения территории. К настоящему времени наблюдается весьма неоднородная степень транспортной освоенности территории районов, связанная с их хозяйственной специализацией, при общей слабой развитости транспортной инфраструктуры. При этом автономный округ связан с другими субъектами федерации всеми имеющимися видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и трубопроводным (приложение N 10 к настоящей Схеме).
Система наземных коммуникаций общего пользования круглогодичного действия не образует сплошного каркаса на территории автономного округа. Система автодорог с твердым покрытием развита крайне слабо и обеспечивает постоянную связь с общероссийской системой дорог только по направлению Надым - Сургут. Имеющиеся железнодорожные линии ориентированы главным образом на обеспечение освоения и эксплуатации углеводородных месторождений и представлены двумя несмыкающимися участками с выходами в Республику Коми и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Железнодорожный транспорт округа по протяженности, конфигурации сети, по технической готовности и оснащению линий в настоящем состоянии не способен обеспечить даже ближайшие перспективы развития экономики округа.
Все дороги однопутные, не электрифицированные. Основными недостатками железнодорожного транспорта является крайне малая протяжённость железнодорожных путей на территории автономного округа и их отсутствие в большинстве административных районов, а также отсутствие двухпутных линий, затрудняющих доставку большого объёма грузов на период обустройства и вывоза углеводородного сырья; отсутствие электровозной тяги, старение и критический износ основных фондов. Слабо развитая инфраструктура не позволяет обслуживать большие объёмы грузо- и пассажироперевозок, использовать комплексные перевозки в сочетании с автомобильным и речным транспортом.
По плотности автомобильных дорог с твёрдым покрытием автономный округ занимает одно из последних мест в Российской Федерации и в несколько раз отстаёт от остальной части Тюменской области. При этом 4 района практически не имеют автодорог круглогодичного действия. Общее состояние автодорожного транспорта автономного округа характеризуется низкой плотностью автомобильных дорог общего пользования, их разобщенностью, наличием большого количества ведомственных дорог низкой технической категории; недостаточной прочностью дорожных одежд при наличии в транспортном потоке преобладающего количества сверхтяжелых автомобилей; высокой аварийностью, недостаточным сервисным обслуживанием.
Большое значение для автономного округа имеет водный транспорт, особенно в тех местах, где он много лет является единственным средством сообщения. Основными водными артериями являются р. Обь, р. Пур, р. Таз и р. Надым, судоходство также осуществляется по р. Полуй, р. Сыня, р. Собь, р. Щучья. В Обскую губу заходят морские суда, что позволяет осуществлять грузоперевозки через Северный морской путь. Навигация длится 3 - 4 месяца, за которые в округ завозятся основные объёмы грузов.
Морской транспорт, как и речной, имеет большое значение для освоения труднодоступных районов Севера при доставке больших объёмов грузов для обустройства месторождений и вывозе углеводородного сырья.
Недостаточное развитие наземного и водного транспорта, большие расстояния между населёнными пунктами и промышленными объектами делают необходимым использование воздушных сообщений.
В настоящее время в автономном округе функционируют 5 аэропортов с твёрдым искусственным покрытием взлётно-посадочной полосы - в г. Ноябрьске (федерального статуса), г. Надыме, г. Новом Уренгое, г. Салехарде, пос. Ямбурге и пять с грунтовой взлётно-посадочной полосой - в пос. Уренгой, г. Тарко-Сале, с. Красноселькупе, с. Толька и с. Мыс Каменный. Остальные населённые пункты имеют вертолётные площадки.
Для обеспечения завоза и вывоза складывающегося перспективного грузопотока потребуется создание коридоров транспортной сети Ямала.
В первую очередь - это коридор вдоль восточного склона Уральских гор от станции Полуночное до станции Обская. Он получил название "Урал промышленный - Урал Полярный" и состоит из железной и автомобильной дороги, трубопроводов и линий ВЛ.
Вторым по значимости транспортным коридором является Ямальский транспортный коридор. Он проходит от ст. Обская до Бованенково с продлением его в дальнейшем до Харасавэйского месторождения для обеспечения выхода к морю. В этом коридоре будут проходить железная дорога, автодорога, трубопроводы и линии электропередач.
К этому главному на Ямальском полуострове транспортному коридору в дальнейшем будут примыкать отдельные ответвления дорог и трубопроводов в процессе обустройства последующих месторождений полуострова.
Широтный транспортный коридор, проходящий от ст. Лабытнанги через Салехард до Надыма с сооружением совмещённых железнодорожных и автомобильных мостов через реки Обь и Надым.
Для обустройства месторождений Гыданского полуострова в перспективе потребуется также создание транспортного коридора от ст. Коротчаево до месторождения Утреннее - Гыданский транспортный коридор. Строительство этого коридора рассматривается за пределами 2020 года и будет приурочено к началу обустройства месторождений.
Быстрое смещение территориальных акцентов добычи углеводородного сырья на территории автономного округа будет затруднено в случае отсутствия дорожной сети в северных и северо-восточных регионах автономного округа.
В Транспортной стратегии автономного округа на период до 2020 года намечены следующие предложения на расчётный срок:
Строительство железнодорожной линии Надым - Салехард.
Строительство железнодорожной линии Бованенково - Харасавэй.
Строительство железнодорожной линии Полуночное - Обская - Салехард.
Достройка железнодорожной линии Коротчаево - Новый Уренгой - Ямбург.
Достройка железнодорожной линии Новый Уренгой - Пангоды - Надым.
Достройка железнодорожной линии Обская - Бованенково.
Усиление железнодорожной линии Тюмень - Сургут - Коротчаево - Новый Уренгой, для чего предусмотреть строительство двухпутных вставок на участке Тобольск - Сургут (216 км) и Сургут - Ноябрьск (54 км).
Удлинение станционных путей на 3 станциях (Коротчаево, Обская, Надым).
Электрификация участка дороги Тюмень - Тобольск - Сургут - Ноябрьск.
Строительство наливных терминалов на станциях Коротчаево и Новый Уренгой.
Стратегия развития автомобильного транспорта автономного округа намечает три программы строительства автомобильных дорог:
1. Формирование опорной сети дорог.
2. Обеспечение автотранспортной связью районных центров с опорной сетью.
3. Обеспечение автотранспортной связью прочих населённых пунктов с районными центрами и опорной сетью.
Опорная сеть автодорог автономного округа в перспективе будет включать:
- дорога Сыктывкар - Харп - Салехард - Надым - Сургут - Тюмень;
- дорога Агириш - Салехард (строительство до 2015 года);
- дорога Надым - Нягань;
- дорога Лабытнанги - Полуночное.
Параллельно с развитием автодорожных маршрутов опорной сети дорог рассматривалось строительство основных территориальных дорог, обеспечивающих транспортные связи с центрами муниципальных образований:
- г. Новый Уренгой - пгт Уренгой - с. Красноселькуп - Игарка (участок с. Красноселькуп - граница автономного округа);
- г. Лабытнанги - пос. Белоярск - с. Яр-Сале (административный центр Ямальского района);
- подъезд к с. Мужи от автодороги Агириш - Салехард.
В настоящее время связь с перечисленными районными центрами осуществляется по зимникам. Остальные центры муниципальных образований обеспечены дорогами круглогодичного действия.
Кроме автодорог, соединяющих районные центры с магистральными дорогами, намечается строительство дорог к наиболее крупным населённым пунктам, расположенным на берегах судоходных рек и Обской губы, по которым от существующих пристаней в период навигации будут доставляться необходимые промышленные и продовольственные товары. Это дороги к д. Лаборовая и пос. Щучье в Приуральском районе, к с. Кутопъюган и с. Ныда в Надымском районе, к с. Самбург в Пуровском районе.
Перечисленные дороги имеют большое социальное значение, но в связи с тем что капитальные затраты на их строительство достаточно высокие, реализация этой программы в полном объёме может рассматриваться только в 2025 году.
Учитывая географическое положение автономного округа, обширность территории, низкую плотность сельского населения, недостаточное развитие наземной транспортной инфраструктуры, задачей федерального уровня должна стать программа развития авиации Севера, обеспечивающая восстановление доступности населению услуг гражданской авиации.
Важнейшей задачей для автономного округа является сохранение и развитие межрегиональных и внутрирегиональных перевозок, которые бы решали социальные проблемы населения со средним или даже низким достатком, проживающего на территориях с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.
В соответствии с целевой федеральной программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" планируется реконструкция аэропортовых комплексов в г. Ноябрьске, г. Надыме, г. Новом Уренгое, г. Салехарде.
Внутренние водные пути в хозяйственном освоении автономного округа играют особую роль. Единовременные затраты на освоение одного километра речного пути в сравнении со смежными видами транспорта несопоставимо меньше, немаловажное значение для его развития имеет и отсутствие достаточного количества автодорог.
Предполагается транспортное освоение малых рек как эффективных путей доставки грузов. В основном это реки Ямальского и Гыданского полуостровов. Появляются перспективы нового грузопотока нефти и нефтепродуктов с приобских месторождений на экспорт с перевалкой на морские танкеры в Новом Порту в Обской губе.
Хорошие перспективы развития имеет организация морских перевозок по Северному морскому пути. Для этого необходима соответствующая береговая инфраструктура: порты, терминалы, ремонтные базы. Очень важно для региона наличие ледокольного флота, так как с октября по май прибрежные воды заполнены как плавучими, так и паковыми льдами.