Земельный контроль (понятие, виды, органы)
Осуществляется представительными, исполнительными, специально уполномоченными органами власти за соблюдением зем. зак-ва, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм соб-сти.
Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель
Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными органами за соблюдением земельного законодательства собственниками, землепользователями, арендаторами.
Муниципальный земельный контроль – осуществляется органами местного самоуправления за использованием земель на территории муниципального образования в соотв.с законом РФ и актами ОМС.
Общественный земельный контроль – осуществляется территориальными органами общественного самоуправления, организациями, гражданами за соблюдением земельного законодательства.
Производственный земельный контроль – осуществляется собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами в ходе хозяйственной деятельности.
Лицо, использующее зем. уч, обязано предоставить сведения об организации производственного зем. контроля в специально уполномоченный орган гос. зем. контроля в порядке, установленном Правительством РФ.
Органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.
47. Разрешение земельных споров. Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.
Споры граждан и юридических лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию земельных участков, разрешаются в административном порядке, судебными органами и третейскими судами.
Земельные споры – разногласия по поводу владения, пользования и распоряжения землёй. Все земельный споры разрешаются в судебном порядке.
Все земельные споры можно разделить на 4 группы:
1. Чисто земельные споры – споры между собственниками индивидуальных жилых домов на смежных земельных участках об устранении препятствий в пользовании землёй.
2. Имущественные споры, связанные с земельными отношениями людей: требования возмещения убытков, связанных с изъятием земельных участков или причинённых нарушением законодательства.
3. Жалобы на действия органов местного самоуправления с требованием о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка.
4. Жалобы на действия администрации, предприятий о признании неправомерным отказа в предоставлении служебного земельного надела (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировые судьи).
Гос. инспектор рассматривает дела об адм. правонарушениях, налагает штрафы, выносит предупреждения, направляет материалы для решения вопросов о привлечении к ответственности.
До принятия дела к производству судом зем. спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Досудебное административное рассмотрение земельного спора необязательно, за исключением спора о сельскохозяйственных землях.
48. Правовая охрана земель- это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятного, качественного состояния земли.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:
- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.
К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций.
Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.
В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводится мелиорация земель- это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий.
Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.
Основаниями ответственности являются земельные правонарушения.
Понятие содержания охраны земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов;
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв.
4. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Плата за землю
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. По российскому земельному законодательству производится в формах:
• земельного налога,
• арендной платы,
• нормативной цены земли.
1. Земельный налог - властное предписание пользователями земли со стороны гос-ва, они не вправе изменять размеры этих платежей, которые идут в бюджет, льготы могут быть установлены только в ФЗ, он относится к местным налогам). Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
2. Арендная плата - устанавливается договором между сторонами.
За неиспользовние, или использование не по целевому назначению зем-х уч-в ставка зем.налога устанав-ся в 2-кратном размере.
3 Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Обязанность уплаты зем.налога возникает с момента приобретения права на зем.уч.
Объектами обложения зем. налогом и взимания аренд-й платы явл-ся зем.уч., части зем.уч-в, зем-ые доли находящиеся в собств-ти,влад-и, польз-и, аренде юр. л. и гр-н.
Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок.
Для установ-я кадастровой ст-ти зем.уч. проводится гос-я кадастровая оценка земель. В отличие от кадастровой стоимости зем.уч., которая определяется для целей налогообложения, рыночная ст-ть необходима для совершения сделок с землей.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных ЗК РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Льготы.
Граждане и юридические лица, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
1. Граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп.
2. Лица, каким-либо образом проявившие заботу о государстве.
3 Льготники, которые освобождаются от уплаты земельного налога только на 5 лет и после истечения которых приравниваются к обычным налогоплательщикам.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать в пределах предоставленной им компетенции льготы по уплате налога на земельные участки в виде: частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки налога для отдельных плательщиков.
Планирование использования и охраны земель (понятие, содержание, формы планирования, использования и охраны земель)
Проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений, рационального использования земель и их охраны.
Включает
1. Разработку о рац. использовании и охране;
2. Природно-с/х районирование;
3. Опр. земель, которые могут быть предоставлены граж. и ЮЛ,
4. Опр. земель в спец. зем. фонды.
5. Определение земель, отнесённых к категорим, видам, установленным законодательством РФ.
Планирование использования и охраны земель в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий осуществляется земельным, экологическим, природоресурсным законодательством и законодательством о с/х.
Контроль осуществляет Фед. служба зем. кадастра и органы совместно с Мин. природных ресурсов, с/х.
4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:
Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения
Планировка территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.