Отражение в архитектуре триумфа русского народа в связи с победоносным окончанием войны 1812 года. Творчество Стасова
В 1814 г. столица торжественно встречала героические русские войска,. Для этой встречи на западной границе Петербурга были возведены Триумфальные ворота и трибуны (арх. Д. Кваренги) для ликующих граждан. Начался новый этап в строительстве столицы
Был учрежден Комитет для строений. Роль каждого из четырех главных архитекторов в Комитете была неодинаковой. Если К. И. Росси и В. П. Стасов активно влияли на застройку и архитектуру Петербурга, то А. А. Михайлов 2-й почти не создал произведений, которые определяли бы ансамбли города,
Стасов академик Петербургской Академии художеств.
Архитектурная деятельность В. П. Стасова началась в годы господства строгого классицизма в конце XVIII в. Он создал огромное величественное здание Павловских казарм. В его архитектуре и скульптурном убранстве В. П. Стасов ярко отобразил героику суровых дней победоносной Отечественной . Двенадцатиколонный дорический портик главного фасада Павловских казарм как бы предопределил создание обращенной к Марсову полю торжественной двенадцатиколонной лоджии коринфского ордера фасада Михайловского дворца, выстроенного несколько позже (1819 - 1825 гг.) К. И. Росси.
Одновременно со строительством казарм на Марсовом поле В. П. Стасов полностью перестроил расположен поблизости, на Мойке и Конюшем площади, корпуса придворных конюшен (1817—1823 гг.). Главных фасад с кубическим объемом церкви посередине и дорическая дугообразная колоннада на повороте к Мойке придали важному градостроительному центру Петербурга общественно-представительный весьма эффектный характер.
Ряд жилых домов, возведенных в Петербурге по проектам зодчего, способствовал облагораживанию городской застройки. Некоторые из ранних крупных жилых домов доходного типа, выстроенных В. П. Стасовым несли в себе черты, которые стали свойственны архитектуре приближающейся капиталистической формации. В частности, в застройке Петербурга они утверждали большую соразмерность.
В 1827—1834 гг. В.П.Стасов воспроизвел на новом месте Нарвские триумфальные ворота,воздвигнутые в 1814 г. Д. Кваренги. Вскоре В. П. Стасов возвел еще одни оригинальные Триумфальные ворота с кордегардиями у заставы по дороге в Москву. Ворота и кордегардии формировали въездную площадь в столицу. Московские ворота (1834—1838 гг.) явились примером технического новаторства. Троицкий (Измайловский) собор (1827—1835 гг.) отличается необычным размещением малых глав — на основных осях, что объясняется влиянием украинского приема, воплощенного ранее в деревянном храме, находившемся на том же месте (Измайловский пр.). Благодаря точно найденной масштабной соразмерности Троицкий собор, высотой 75 м, не уступает визуальной грандиозности Исаакиевского собора, имеющего высоту 101,5 м. В Троицком соборе весьма интересна деревянная конструкция большого купола.
Творчество К.И. Росси.
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему П-г обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, П-гские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819–1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
здание Главного Штаба
объединил оба расположенных по дуге здания величественной триумфальной аркой, которая торжественно оформила въезд на площадь и замкнула дугообразный контур площади. Композиция сенатской площади формировалась соответственно ориентации памятника Петра 1; она, как и монумент, ориентирована на Неву. Это особенно подчеркивает поворот фасада здания Синода к ее набережной. Он и невский павильон Алмиралтейства составляют своеобразные кулисы, фланкирующие обширное пространство площади.
24. Творчество Бове. Осипа Ивановичавыдающийся зодчий первой трети XIX в., принадлежащего к последнему поколению архитекторов русского классицизма Бове прошел большой творческий путь – от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до «главного архитектора» Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился к национальным традициям, что определило многие прогрессивные черты его творчества. Особая заслуга О.И. Бове заключается в создании нового типа жилого дома – городского особняка. Среди многочисленных особняков, построенных по проектам Бове, одним из наиболее совершенных был дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре. В его облике наметились черты, которые стали характерны для последующего творчества О.И. Бове и типичны для московского зодчества этого времени. Талант Бове наиболее полно раскрылся в работах по реконструкции центра Москвы. Первые его работы были связаны с реконструкцией Красной площади, одной из самых древних площадей города, центра его торговой и общественной жизни. Одновременно составлялся проект восстановления Большого Петровского театра на месте сгоревшего. К сожалению, после пожара 1853 года перестройка театра исказила классически строгую архитектуру театра Бове, но и теперь Большой театр – одно из самых значительных и величественных сооружений Москвы. Одновременно О.И. Бове занимался устройством Александровского (Кремлёвского) сада. Среди общественных зданий, построенных Бове, одним из самых значительных является Первая градская больница для широких слоёв населения. Из культовых построек Бове сохранилась церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Но самой значительной среди них является ротонда церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке. В её архитектуре господствует строгий ритм чётких геометрических форм.