Управление как производственная функция
Управление–многогранное понятие.Его можно рассматриватькак искусство (практика), как область человеческого знания (наука), как функцию или процесс, как аппарат управления и управленческий персонал фирмы. Основная задача управляющего – это руководство людьми для достижения поставленной цели.
Управление дорожно-строительной организацией–управ-
ление открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой, совокупностью производственных процессов по строитель-ству сооружений, входящих в производственную программу фирмы. Для этого создаётся структура управления, в которой руководители высшего уровня наделяются функциями, необходимыми для обеспе-чения эффективной деятельности низовых подразделений генпод-рядчика и субподрядчика (основных участников производственных циклов).
На каждой иерархической ступени организационной структуры происходит декомпозиция (разложение, разукрупнение) задач и про-блем. Направления деятельности включают ресурсные подсистемы (управление трудом, материально-техническими ресурсами, подсоб-ным и вспомогательным производством).
Функциями управленияявляются такие:
планирование; организация; координация;
регулирование (корректировка); контроль; учёт; анализ; мотивация.
Создаются следующие отделы по видам ресурсов и функциям:
подготовки производства; планирования; диспетчеризации; бухгалтер-ского учёта; труда и зарплаты. Затем строится матрица управления производственными процессами и всей производственной программой.
Глава 7. Производственные функции организации
В матрице указывается входная и выходная информация: первая – в виде первичных данных о ходе процесса; вторая – в виде управлен-ческих решений.
Система–совокупность элементов,находящихся во взаимнойсвязи; совокупность подразделений, однородных по своим задачам. Подсистема – часть системы, обладающая системными свойствами.
Управление–процесс целенаправленного воздействия управ-ляющей подсистемы (субъекта управления) системы управления ДСО на объект управления (управляемую подсистему) – инвестиционный процесс по возведению здания или сооружения с целью обеспечения эффективного функционирования и развития с использованием меха-низма обратной связи. Процесс управления предприятием включает формирование цели, принятие решения в соответствии с целью, пла-нирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию ис-полнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.
Экономика строительства–основа экономических методовуправления организацией, которые определяются целями управления, формирующимися в два (оперативный и стратегический) либо в три контура (оперативный, тактический и стратегический).
Оперативное управление– «точечное»регулирование произ-водства, реализация текущих целей, определенных стратегическим и тактическим управлением. Оперативное управление ориентировано на производство продукции с целью получения дохода от её реализа-ции. При этом объектом концентрации внимания руководства являет-ся поиск путей более эффективного использования ресурсов. Такое управление ориентировано на кратко- и среднесрочную перспективу, опирается на чёткую систему управления, жёсткое выполнение про-изводственных функций , рациональную организационную структуру. Ведущая роль при этом отводится технике и технологии, а не персо-налу. При таком подходе работники выступают как трудовые ресур-сы, т. е. как исполнители отдельных работ и функций.
Критериями эффективности управления при этом являются при-быльность и рациональность использования производственного по-тенциала организации.
Стратегическое управлениеориентировано на долгосрочнуюперспективу. При этом объектами концентрации внимания руково-дства являются поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Глава 7. Производственные функции организации
Главной опорой при стратегическом управлении считаются ра-ботники, системы информационного обеспечения, рыночные законы. При этом виде управления работник рассматривается как основа ор-ганизации, её главная ценность и источник благополучия.
Критериями эффективности управленияпри этом выступаютсвоевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменение видов продукции, работ, услуг в зависимости от окружения.
Цель стратегического управления–поиск долговременногоэффективного пути развития, позволяющего организациям дорожной отрасли выжить в конкурентной борьбе и развиваться в будущем.
Роль тактического управлениясостоит в поддержании вы-
бранного пути развития фирмы на среднесрочный, годовой и квар-тальный периоды.