Тема 6. Архитектура рубежа веков
Архитектуре конца XX и рубежа XX и XXI вв. присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Однако реальное воплощение в строительстве они получили только в конце века. Эти тенденции охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.
В градостроительстве реализована смена модели развития городов– с экстенсивной на интенсивную. Это привело к росту объемов так называемого "внутригородского" строительства с масштабными работами по санированию и реконструкции исторической застройки. Растет объем индивидуального проектирования, так как типовые объекты трудно вписать в стесненные условия городской застройки; соответственно уменьшается объем применения полносборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными, сборно-монолитными или металлическими.
Активная управленческая и финансовая деятельность, сосредоточенная в крупнейших городах, привела к градостроительной реконструкции объектов, в которых реализуется деловая активность, - формированию деловых центров с многочисленными многоэтажными и высотными офисами. Эти комплексы "коммерческой архитектуры" размещаются на участках, близких к историческому ядру города. Таков, например, "Фронт Се-
Ны" (арх. Р. Лопез, А. Потье, М. Пру) в левобережной части Парижа или застройка офисами финансового центра набережной Гудзона в Нью-Йорке (арх. С. Пелли). Чаще всего такие комплексы воспринимаются как "вставная челюсть" в исторической панораме города. Более продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки, стало продолжавшееся около 20 лет создание нового делового района Парижа – Дефанс, отстоящего от центра на 15 км, но связанного с ним надземными и подземными скоростными транспортными связями. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля, индустрия развлечений и др.).
К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Это сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей ее Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к ее реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно было к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран (О. Унгерс, Й. Клейхус, Ж. Нувель, американская фирма СОМ и др.). Радикально реконструируя застройку, проектировщики бережно сохранили ее основные параметры: ширину магистрали и этажность. При этом они резко повысили интенсивность использования территории за счет освоения подземного пространства (оно решено в три – четыре уровня и простирается на всю площадь кварталов при их наземной обстройке только по контуру).
В типологии зданий на рубеже веков сформировались и были реализованы ряд новаций, основные из которых являются следствием поисков многофункциональности зданий и сооружений. Самым масштабным среди них стало формирование "архитектуры больших пространств" или "сверхзданий".
Феномен "больших пространств" начал формироваться в 70-е гг. первоначально в виде крупных крытых атриумов зданий, гостиниц и офисов (арх. Д. Портмен), ряда многофункциональных зданий и, наконец, громадных сооружений типа "город входит в дом" со всеми его элементами: магазинами, кафе, ресторанами, кинозалами, залами для игр и т. п.
Возник и быстро приобрел популярность более скромный тип общественного здания – аква-парк. В отличие от давно сложившегося чисто спортивного здания крытого плавательного бассейна, аква-парк многофункционален: спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры).
Естественно, пересмотру подвергалась и самая массовая отрасль архитектуры – архитектура жилища. Здесь грандиозные многоэтажные полносборные комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2 – 4 этажа) застройке с традиционными, полносборными или сборно-монолитными конструкциями, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми небольшими дворовыми пространствами.
В эстетическом отношении архитектура на рубеже веков плюралистична. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют неомодернизм, неоэкспрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и другие направления при явном количественном преобладании неомодернизма.
Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяет зодчим уходить от строгости концепции модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент "игры".
Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют "игриво" относится к принципам тектоники: проектировать явно атектонические сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически. Это легко оценить сопоставляя композиции зданий крытой спортивной арены г. Такмацу в Японии (арх. К. Танге, 1962–64 гг.), которую называют по образной ассоциации "баркой", с возведенным в конце века в Лондоне многоэтажным офисом, называемым "Ноевым ковчегом". В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся книзу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если в Такмацу это мощные опоры, действительно воспринимающие нагрузку от здания и образно отражающие «игру сил» в сооружении, то в лондонском объекте все нагрузки воспринимает внутренний каркас здания, а внешние наклонные опоры ничего не несут, соответственно весьма "худосочны" и являются по сути игровыми, "знаковым" элементом фальшивой тектоники.
Нельзя не упомянуть, что к концу века возрастает влияние массовой культуры на творчество даже выдающихся мастеров.
В архитектурную композицию включаются не присущие ей элементы натурализма и кича.
Известный архитектор Ф. Гери в композиции здания рекламного центра в г. Венеция (Калифорния) включает центральный портал (он же въезд в подземный паркинг) в виде увеличенной в десятки раз модели би-
нокля, а в комплексе олимпийской гостиницы в Барселоне – макет гигантской рыбы, парящей над зданием, рядом с Бальбао деконструктивистским зданием музея С. Гуггенхейма стоит превышающий высоту здания макет сидящей собаки, выполненный американским мастером кича Д. Куинсом. В Берлине в композицию нового здания технического музея, возведенного в 1999 г. в стиле хай-тек Й. Ганцем, включен макет самолета. Это обстоятельство вызывает грустную оценку своего творчества ведущими мастерами.
Однако далеко не все так безнадежно. Архитектура, как говорил В. Гропиус, не заканчивается – она лишь непрерывно меняется. Влияют на ее развитие эволюция социальных основ, новой техники, разных, иногда, казалось бы, забытых архитектурных течений [2,3,5].
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности стилевой направленности архитектуры на современном этапе.
2. Что такое интенсивный путь развития городов.
3. Что такое "архитектура больших пространств".