Устройство кабельных переходов способом горизонтально-направленного бурения
2.12.1 Иностранные фирмы, например, США, Германии, Нидерландов и др., производят установки горизонтально-направленного бурения (УГНБ). Они характеризуются высокими техническими возможностями прокладки трубопроводов-футляров в пробуренную или продавленную в грунте скважину, длина которой может быть от нескольких десятков метров до полутора километров. Скважина может быть пробурена на глубине от 10 до 30 м (в зависимости от типа УГНБ).
Технология, применяемая в установках УГНБ, позволяет осуществить прокладку трубопроводов, кабелей под дном рек, озер, каналов и других водных преград, оврагов, болот, под автомобильными и железными дорогами.
Незначительные габариты большинства УГНБ позволяют производить работы в стесненных городских условиях.
2.12.2 Технология работ, выполняемых с помощью УГНБ, сводится к следующему. УГНБ устанавливается на месте, определенном проектом (на одной из сторон перехода). Оператор бурит пилотную скважину по заданной траектории, контролируя положение бурильной головки и наращиваемых штанг с помощью специального прибора. После выхода бурильной головки в заданную точку (по другую сторону перехода) в зависимости от требуемого диаметра скважины производится ее расширение с помощью имеющихся в комплекте установки расширителей, после чего в скважину затягивают полиэтиленовую трубу необходимого диаметра.
При этом для уменьшения трения между внешними стенками трубы и скважиной в нее вводят глинистый буровой раствор, который, смазывает и формирует канал. В трубу затягивают фал (заготовку), а с помощью его - кабель.
2.12.3 Технология устройства кабельных переходов с применением УГНБ имеет следующие преимущества:
а) максимально сокращается объем земляных работ и значительно увеличивается длина кабельного перехода до1500 м;
б) в несколько раз снижаются трудозатраты и стоимость устройства длинных (более 100 м) кабельных переходов по сравнению с разработкой для них траншей открытым способом;
в) на водных преградах не приостанавливается движение плавсредств, также как и не ограничивается движение поездов на железных дорогах и средств передвижения на автодорогах;
г) сохранность и срок службы кабельных переходов значительно выше осуществленных традиционными способами;
д) работы с УГНБ в городах не создают значительных неудобств населению;
е) сведено до минимума повреждение ландшафта за чертой города, а также подземных и наземных объектов в населенных пунктах.
На рисунке 2.17 показаны этапы проходки скважины. Характеристики установок серии "Навигатор" фирмы Вермеер" приведены в приложении В (справочное).
2.12.4 Кабельные переходы на пересечениях с Федеральными автомобильными дорогами, с железнодорожными магистралями, газбнефтепроводами рекомендуется выполнять способом УГНБ, с затяжкой в пробуренную скважину полиэтиленовых труб с внешним диаметром 63 или 110 мм.
Количество труб и их диаметр, а также их компоновка определяются проектом.
а) пилотная скважина;
б) предварительное расширение;
в) обратное протягивание
Рисунок 2.17 - Этапы проходки скважины с помощью УГНБ
При выполнении кабельных переходов через автомобильные и железные дороги с применением УГНБ глубина буровой скважины и заложения труб от дорожного покрытия автомобильной или подошвы рельса железной дороги должна быть не менее трех метров от верха трубы (скважины), а также на 1,5 м ниже дна водоводных сооружений или подошвы насыпи дорог.
Устройство кабельных переходов в теле насыпи автомобильных дорог не допускается.
2,12,5 К выполнению работ с УГНБ допускаются работники, обученные на специальных курсах операторов УГНБ.
2,12,6 Необходимость устройства кабельных переходов способом горизонтально-направленного бурения устанавливается проектом.
2.12.7 Работа с УНГБ должна производиться в строгом соответствии с инструкциями или руководствами по эксплуатации установок, передаваемых предприятием-изготовителем при приобретении каждой УНГБ.
Рекультивация земель
2.13.1 Рекультивация земель заключается в восстановлении плодородного слоя земли, нарушенного при выполнении земляных работ.
Для этого при рытье траншей в зоне пахотных земель плодородный слой снимается, транспортируется и складируется до окончания земляных работ, после чего он должен быть нанесен на нарушенные площади почвы. Места отвала плодородного слоя почвы не должны быть подвержены затоплению водой и загрязнению мусором.
2.13.2 Снятие, транспортировка и нанесение плодородного слоя почвы должны осуществляться до наступления устойчивых отрицательных температур.
2.13.3 Снятие и перемещение плодородного слоя почвы производится бульдозером, а при отсутствии механизмов - вручную.
2.13.4 Рекультивация земель должна выполняться в строгом соответствии с проектом.