Расчет площади жилого дома с обслуживанием и прилегающего участка
Вместимость объектов повседневного спроса, размещаемых в объемно-планировочном решении усадьбы при отсутствии в пределах радиуса обслуживания аналогичных объектов, рекомендуется определять по формуле:
Bi = вi П 3,14R2, (1)
где вi - нормативный показатель потребности во вместимости учреждений i-го вида обслуживания на 1000 жителей (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*);
П - плотность населения на проектируемом участке в зависимости от размеров приусадебных участков, чел./га (Прил. 5 СНиП 2.07.01-89*) средний размер семьи принять 3,4 чел;
R - нормативный радиус обслуживания i-го учреждения (Табл. 5* СНиП 2.07.01-89*).
Прил. 5 СНиП 2.07.01-89*
РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
НА СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Тип дома | Плотность населения, чел/га, при среднем размере семьи, чел. | |||||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 6,0 | |
Усадебный с приквартирными участками, кв.м: | ||||||||
Секционный с числом этажей: | ||||||||
- | - | - | - | - | - | - | ||
- | - | - | - | - | - | - | ||
- | - | - | - | - | - | - |
Табл. 5* СНиП 2.07.01-89*
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, м | |
Детские дошкольные учреждения_1*: | ||
в городах | ||
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | ||
Общеобразовательные школы_1 | (500 для начальных классов) | |
_________________ _1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование. | ||
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | ||
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | ||
Поликлиники и их филиалы в городах_2 | ||
Раздаточные пункты молочной кухни | ||
То же, при одно- и двухэтажной застройке | ||
Аптеки в городах | ||
То же, при одно- и двухэтажной застройке | ||
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке: | ||
многоэтажной | ||
одно-, двухэтажной | ||
в сельских поселениях | ||
Отделения связи и филиалы сберегательного банка | ||
_________ _2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта). Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%. 2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. | ||
Дополнительная площадь приусадебных участков жилых домов с обслуживанием следует предусматривать с учетом намечаемых вместимостей, пропускной способности объектов культурно-бытового обслуживания по формуле:
Рдоп=ВН (2)
Робщ=ВН + Ру, (3)
где В - планируемая вместимость или пропускная способность объекта обслуживания, размещаемая в объемно-планировочном
решении индивидуального жилого дома;
Н - норма площади на удельный показатель объекта обслуживания, м2/уд показатель (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*);
Ру - принятый размер приусадебного участка индивидуального жилого дома без обслуживания.
Табл. 2 СП 30-102-99
Радиусы пешеходной доступности объектов обслуживания
Учреждения и предприятия обслуживания населения | Радиусы обслуживания, м |
Дошкольные учреждения | |
Общеобразовательные школы: | |
для начальных классов | |
Помещения для физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий | |
Амбулаторно-поликлинические учреждения | |
Аптеки | |
Предприятия торгово-бытового обслуживания повседневного пользования | |
Отделения связи и Сбербанка, опорный пункт охраны порядка | |
Центр административного самоуправления |
Пример расчета площади дома и участка:
Исходные данные: Двухэтажный усадебный жилой дом для семьи из двух человек. Муж – предприниматель, жена – художник. Объект обслуживания – детская художественная школа-студия.
Нормативный радиус обслуживания (R) для детских художественных школ – 750 м (Табл. 5* СНиП 2.07.01-89*);
плотность населения (П) на проектируемом участке 33 чел/га (Прил. 5 СНиП 2.07.01-89*);
нормативный показатель потребности во вместимости (вi) учреждений данноговида обслуживания на 1000 жителей рассчитывается следующим образом: сначала считаем с показателем числа школьников на 1000 человек (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*). На 1000 человек -180 школьников, из них 2,7 % занимается в художественной школе, т.е. 4,86 человек.
Bi = 4,86/1000 ∙33∙ 3,14∙7502=28мест
Пропускная способность данного объекта 28 мест, при условии, что школа-студия может работать в 2 смены в день при посещении школьниками три дня в неделю, в день ее посещают 14 человек, т.е. единовременно посещают 7 человек. Исходя из этого, можно подсчитать площадь учебного кабинета 5 м2 на человека (Пособие к МГСН 4.06-96 Общеобразовательные учреждения). Площадь кабинета составит 35 м2.
Планируемая вместимость объекта обслуживания (В) 7 чел.
Норма площади (Н) на удельный показатель объекта обслуживания, 20 м2/уд показатель (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*);
Принятый размер приусадебного участка индивидуального жилого дома без обслуживания (Ру) 1000 м2.
Робщ=7∙20 + 1000=1140 м2
Из расчетов следует, что общая площадь участка под строительство индивидуального жилого дома с детской художественной студией равна 1140 м2. Дополнительная площадь для блока студии будет состоять из учебного кабинета размером 35 м2 и прилегающих к нему входного холла, гардеробной, санузла для учеников (Прил.).