Требования к архитектурной композиции 3 страница
Условные обозначения
1Б - Единство всех структурных элементов крестово-купольного храма
1Г - 3-частная структура храма: алтарь-храм-притвор
1P - 3 главы храма
1C - 3 окна в алтаре - Троичный свет
1T - 3 двери в храме: западная, южная и северная
2Г - 2-частная структура храма: алтарь-храм
2Ж - Тело Христа-человека
2З - Человеческая природа Христа, Его душа
2М - Божественная природа Христа
2Р - 2 главы храма
2С - 2 окна в алтаре - свет Господа
2Т - 2 двери в храме: северная и южная
3А - Восточная ориентация алтаря на восход солнца
3С - Свет из окон
3Ц - Позолота главы
4П - 4 паруса - символ 4-х ветров, несущих благодать
4Р - 7 глав храма
4Ш - Семисвечник - символ семи даров Святого Духа
5Ж - Грешный мир
5И - Западная часть церкви - грешный мир, область ада
5С - Полумрак в притворе
6В - Восьмерик в ярусном храме
6З - Царство Божие
6Ц - Белый цвет фасадов
7Д - Восьмиугольная форма храма
7И - Верхняя часть церкви
7Р - Купол - символ небесного свода
7Щ - Паникадила
8Д - Квадратная форма храма
8И - Нижняя часть церкви
9В - Многообъемная композиция храма - образ Небесного Града Иерусалима
10Д - Круглая форма храма
10П - Обтекаемость вселенной
10Р - Шаровидная глава со звездами
10Ф - Упорядоченная композиция храма - порядок космоса
11В - Кубическая форма средней части храма
11Д - Квадратная форма храма
12Щ - Светильники паникадила
13Г - 3-частная структура храма: алтарь-храм-притвор
13Ж - Тело человека
13З - Тело/душа человека
13М - Душа/дух человека
13Ш - Престол - символ ума человека
14Г - 3-частная структура храма: алтарь-храм-притвор
14Ж - 1-я степень - раскаяние
14З - 2-я степень - путь к спасению. Душа деятельная
14М - 3-я степень - обóженность души. Душа созерцательная
15Г - 3-частная структура храма: алтарь-храм-притвор
15Ж - Люди кающиеся (оглашенные)
15З - Люди верные (миряне)
15М - Люди освященные (духовенство)
16В - Кубическая форма средней части храма
16Д - Квадратная форма храма
16Ч - Перспективные элементы - образ Церкви как созывание, собрание
16Ш - Квадратная форма престола - символ четырех стран света, собранных Христом
17Р - Глава храма
17Х - Образ Христа-Вседержителя в куполе
17Ц - Белый цвет храма - сияние Преображения Христова
17Ш - Престол из камня
18Х - Образ Богоматери-Оранты в конхе апсиды
19Е - Образ св. Иоанна Предтечи. Зов к покаянию и молитве
19О - 4 столба в центральной части храма - 4 Евангелиста
19П - 4 паруса центральной части храма - 4 Евангелиста
19Р - 4 главы в пятиглавом храме - 4 Евангелиста
19Х - Образы четырех Евангелистов на парусах
20О - Столбы в центральной части храма
20Р - 9 глав - девять чинов угодников Божиих
20Х - Образы святых на столбах, южной и северной стенах
21Б - Единство всех структурных элементов крестово-купольного храма
21В - Кубическая форма средней части храма
21Ф - Пропорциональное единство частей храма
22Д - Крестовая форма храма
22К - Возвышенность солеи в церкви - продолжение святого алтаря
22Р - Завершение главы храма Крестом
23Б - Объединение в центре всех ячеек крестово-купольного храма
23Д - Квадратная/круглая форма храма
23И - Средний неф храма
23О - 4 стены, ориентированные по четырем странам света
23Ч - Перспективные элементы - образ Церкви как созывание, собрание
23Ш - Квадратная форма престола - символ четырех стран света, собранных Христом
24Л - 12 колонн иконостаса - 12 Апостолов
24Р - 12 глав храма - 12 Апостолов
24Х - Образы Апостолов в барабане купола
25Р - Солнце и луна на Кресте, звезды на главе - видение Жены в Апокалипсисе
25Ц - Белый цвет храма - цвет одеяния невесты
25Ч - Украшение храма декоративными элементами, в том числе на барабане-шее (поребрик, бегунец, аркатура)
26Б - Удлиненная форма шестистолпного храма
26Д - Продолговатая форма храма
26Е - Высокая колокольня - образ корабельной мачты
26Р - Крест с полумесяцем внизу - образ якоря
27Д - Восьмиугольная форма храма
28А - Постановка храма на возвышении
28Е - Высота колокольни
28Ж - Ступени притвора
28Ч - Изрезанность рельефом стен храма как средство их образной дематериализации
28Ш - Ступени престола
29В - Цельная, массивная форма храма - образ донжона крепости
29С - Узкие окна как амбразуры в стенах крепости
29Ч - Декор на барабане как мишукли на крепостной башне
30Г - 3-частная структура храма - 3-частные чины Горних сил
30Ж - Нижний чин ангельских сил
30З - Средний чин ангельских сил
30Л - Отделенность Бога от творения
30М - Высший чин ангельских сил
30Р - 9 глав храма - 9 чинов Сил Небесных
30Ф - Соподчиненность элементов архитектурной композиции храма
31Д - Крестовая форма храма
31Л - Образы святых в иконостасе - предстателей Небесной Церкви
31О - Столбы - образ связи земли со словом Божиим и Небесной Церковью
31Р - Крест на главе церкви
31Т - Слова Спасителя: "Я есмь дверь"
31Ч - Перспективный портал дверного проема - образ узости пути в Царство Небесное
32Б - Сложность восприятия структуры крестово-купольного храма
32Ж - Первая ступень возвышения - символ начала духовной жизни
32К - Вторая ступень возвышения (солея) - символ пути к спасению
32П - Стремящиеся ввысь форма арок, закомар, шатров
32Р - Луковичная форма главы - образ пламени свечи
32Ч - Килевидные кокошники - образ пламени
32Ш - Третья ступень возвышения - символ богообщения в Царстве Небесном
33У - Простота оформления фасадов и богатство убранства в интерьере
34А - Ориентация на восток - область Рая
34Л - Царские (райские) врата в алтарь
35Л - Образы Праотцов, Пророков и Святых
35М - Время райского блаженства в истории человечества
35Х - Размещение сюжетов росписи в порядке церковного календаря
36Е - Вершина земной истории человечества
36Ж - Время естественного закона
36З - Время заповедей Моисея
37К - Амвон - образ возвышенных мест проповеди Христа. Отваленный камень Гроба Господня
37М - Образ Сионской горницы - места Тайной Вечери
37Ш - Жертвенник - символ Вефлиемской пещеры. Престол - символ Голгофы, Престола воскресшего Христа.
38Г - 3-частная структура храма и Скинии
38Ж - Подобие двора Скинии
38З - Подобие святилища Скинии
38М - Подобие Святого Святых Скинии
Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В "Символе веры" Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.
В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.
Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.
Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.
Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов приведена на рис. 5.
В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба "неба небесе", где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.
Рис. 5. Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов
Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть - чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.
Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.
Древнерусский храм завершается главой "луковичной" формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Иногда храм строится в виде Креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получают спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца - символ вечности. Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море.
По образной мысли протоиерея Дмитрия (Смирнова) храм - это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. На корабле это самое безопасное место, где меньше всего качает. Не держась за мачту и находясь у борта, легко вылететь за борт и утонуть. Мачта - это стержень корабля, так же как наша вера и наша Церковь - это стержень нашей жизни и за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм это корабль, а мачта в центре корабля - вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Поддерживающие купол "паруса" храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XIX веке, как, например, символика количества глав: 1 глава - Христос; 5 глав - Христос и четыре Евангелиста и т.д.
Архитектурная композиция и соответственно архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в образе храма его символической сущности, основанной на православной догматике. Требования к архитектурной композиции отражены в табл. 2.
Таблица 2
Требования к архитектурной композиции
Категория требований | Элементы архитектурной композиции | Требования к архитектурной композиции | Рисунок | Обоснование |
Обязательные требования | Отличительная черта здания православного храма | Венчание здания храма Крестом | Спасение человека благодаря искупительной Крестной Жертве Христа | |
Постановка храма на участке | Ориентация алтаря и Креста на восток | Восток - область Рая | ||
Приподнятость уровня храма над землей и алтаря над храмом | Ступени духовного восхождения от земного к небесному | |||
Структурные части храма | Деление здания на алтарь и собственно храм с алтарной преградой - иконостасом | Алтарь - область небесного, где пребывает Бог Храм - область земного пребывания людей | ||
Устройство солеи | Общий уровень алтаря и солеи | Обожение людей в Таинстве Причащения, происходящего на солее | ||
Устройство амвона - выступа напротив Царских врат | Символ камня, отваленного от Гроба Спасителя | |||
Требования, связанные с выражением образов храма и его функциональными особенностями | Территория храма | Ограждение оградой | Отделенность Церкви от мира | |
Благоустройство с посадкой плод. деревьев | Образ "райского" сада | |||
Круговой обход вокруг храма | Проведение "Крестного хода" вокруг храма в праздничные дни | |||
Форма плана | Крестообразная | Крест Христов - основа спасения | ||
Продолговатая | Образ "корабля", спасающего в бурных водах житейского моря | |||
Круглая | Символ бесконечного космоса | |||
Восьмиугольная (восьмерик на четверике) | Символ Вифлиемской путеводной звезды | |||
Общее композиционное решение | Сложная многообразная композиция | Образ "Небесного Града Иерусалима" | ||
Колокольня | Доминирующая высота | Образ мачты корабля (храм) | ||
Притвор | Небольшой размер и скудное освещение | Символ греховной земли и ада | ||
Средняя часть храма | Кубический объем | Символ вселенной, земли | ||
Покрытие | Купольное | Образ небесного свода | ||
Шатровое | Символ устремления души к Небу | |||
Опоры покрытия | 4 столпа с изображением Святых | Образ Святых - столпов Церкви | ||
Элементы конструкций верхней зоны | Округлые формы | Символ обтекаемости, сферичности небесного свода, вселенной | ||
Освещение | Размещение окон преимущественно в верхней зоне, в том числе в барабане главы | Свет - символ Христова учения, пришедшего с небес | ||
Венчание | Одно(пяти)главие | 1 | Христос - глава Церкви и 4 Евангелиста | |
Глава | Луковичная форма | Образ горящей свечи и души, пламенеющей любовью к Богу | ||
Шлемовидная форма | Образ воинствующей Церкви | |||
Портал входа | Перспективный портал | Символ "узкого" пути, ведущего в Царство Небесное | ||
Кладка стен | Кирпичная кладка на каменной основе | Символ Церкви как сообщества христиан, основанной на твердом основании веры в Христа | ||
Элементы наружного декора | Изрезанность поверхностей стен "узорочьем" | Образ дематериализованного, неземного сооружения | ||
Декоративный пояс на середине высоты храма с богатой декорацией верхней части | Верхняя зона - символ небесного Нижняя зона - символ земного | |||
Цветовое решение | Белый цвет | Символ небесного цвета Христа, символ небесного мира | ||
Разноцветная роспись | Образ радуги, "завета" вечного между Богом и между землей |
Принцип "канонической традиции" в православном храмостроительстве
В земном Раю, куда Бог поместил созданного Им человека, Он постоянно являлся ему и общался с ним, поэтому не было необходимости в каких-то особых местах и сооружениях. После грехопадения и изгнания из Рая человек был лишен непосредственного богообщения и мог только в молитве взывать к небесному Отцу о прощении, принося установленное Богом жертвоприношение от плодов своего труда. Жертвенники первоначально устраивались под открытым небом в виде небольших возвышений из земли или камней и в своем назначении до сих пор сохранились в алтарях православных храмов, где приносятся жертвы в виде просфор во время Литургии.
Первый храм Единому Богу был возведен сохранившими истинную веру людьми по указанию Самого Бога. Возведение ветхозаветного храма было актом не человеческой мысли и ее архитектурного воплощения, а исполнением воли Самого Бога, который дал Моисею и Соломону подробные указания и пояснения о планировке и размерах храма, конструктивных решениях, строительных и отделочных материалах, элементах убранства и способах их изготовления. Это так называемая Скиния и в дальнейшем Иерусалимский храм (рис. 6), имевший трехчастную структуру (притвор-святилище-Святая Святых) и некоторые элементы убранства, которые присутствуют и в современных православных храмах.
Рис. 6. Ветхозаветный храм
а - модель Скинии; б - план Скинии; в - Иерусалимский храм времен Христа;
1 - Святая Святых; 2 - Святое; 3 - двор; 4 - жертвенник всесожжения; 5 - умывальница;
6 - двор священников; 7 - двор израильтян; 8 - ворота в двор израильтян; 9 - двор женщин;
10 - Никаноровские ворота; 11 - двор язычников; 12 - восточные ворота; 13 - притвор Соломонов; 14 - Царский портик; 15 - внешние стены; 16 - комнаты для различных целей
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом не в храме, а в частном доме, в специально устроенной комнате - Сионской горнице. Из истории христианства известно, что первые молитвенные собрания христиан происходили в частных домах, подземных катакомбах, приспособленных сооружениях иного назначения.
В VI-IX вв., когда окончательно оформились основы веры и богослужение, раннехристианская базилика трансформировалась в храм крестово-купольного типа. Его композиция с центральным куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшем возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (Православной) Церкви.
Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А. Успенский писал: "Если в римокатоличестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется, часто коренным образом, характер архитектуры, то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римокатоличеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно.
Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах она видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с художественными местными вкусами и получала новое художественное выражение...".
Древняя Русь, приняв Крещение в 987 г., получила из Византии навыки храмостроительства, которые претерпели, однако, некоторые изменения, связанные как с местными условиями строительства, так и с особенностями русского восприятия христианской веры: "сочетание покаяния с надеждой на спасение" - по выражению митрополита Вениамина (Федченкова). Древнерусский крестово-купольный храм XII-XV вв., как правило, небольшой по размеру, прекрасных пропорций, небогато декорированный снаружи, но внутри сплошь покрытый дивными фресками, погружающими молящихся в созерцание небожителей.
Для русской храмостроительной практики изначально была характерна работа "по образцу" с обращением к тем образцовым сооружениям храмов, которые были приняты церковным сознанием как канонические, т.е. соответствующие догматическому учению Церкви. Первые каменные церкви на Руси были возведены греческими мастерами и представляли собой типичные византийские крестово-купольные храмы. Основные характеристики архитектурной композиции византийских и древнерусских крестово-купольных храмов, представленные в табл. 3, следующие:
осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархией соподчинения частей;
двух(трех)-частная структура плана: алтарь - храм - (притвор);
кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки;
прием контрастного перехода от небольшого, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе;
тектоничная система опирания барабана главы посредством "парусов" и арок на четыре столба в центре здания, откуда расходятся в стороны четыре сводчатые рукава;
венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания;
световая организация пространства храма с преобладанием освещения сверху;
лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма;
соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания;
округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах;
трехчастность в членениях стен и оконных проемов;
декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики;
вертикальная направленность членений фасадов.
Продолжение таблицы 3.
В дальнейшей истории русского храмостроительства эти характеристики типичного храма частично видоизменялись методами коррекции, синтеза с элементами, проникающими под влиянием западно-европейской архитектуры, или инновациями, диктуемыми новыми конструктивными решениями, строительными материалами или изменениями в церковном сознании в духе новейшего времени.
Архитектура первых русских храмов, построенных византийцами, не имеет прямых аналогий с греческими храмами ввиду иных условий строительства и иных традиций, что определило своеобразный облик соборов, архитектура которых предопределила появление русской национальной традиции, получившей в дальнейшем блестящее развитие. Крупные многоглавые соборы времен великого княжения Владимира и Ярослава выражали своим статичным монументальным обликом соборность и величие объединенной Руси. Таковы соборы св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.
С XII в. размеры храмов - монастырских, княжеских и посадских значительно уменьшаются, растет многообразие вариантов их архитектурных решений. В основном строятся трехнефные четырехстолпные храмы с одним куполом на высоком барабане, часто с притворами по трем сторонам.
Для целого ряда храмов характерна динамичная "башенная" композиция с полукружиями закомар, уступами возвышающихся к главе храма. Их фасады обогащены пластическими деталями, создающими впечатление экспрессивной устремленности ввысь. Такова, например, церковь во имя Архангела Михаила в Смоленске.
Архитектура владимиро-суздальских храмов отличается ясностью и утонченностью форм, декоративным богатством белокаменной резьбы в аркатуре, перспективных порталах, барельефах, украшающих верхние части стен. Синтезировав в себе черты храмовой архитектуры Киевской Руси и романского стиля, а также зодчества ряда христианских стран, она обрела свой самобытный характер, отвечающий национальным особенностям и высокой духовности русского православного народа.
Другим центром развития самобытного церковного зодчества становится новгородская земля. Приходские храмы, возводимые на средства горожан, имеют небольшие размеры, сомасштабные жилой застройке, характеризуются интимной простотой. Это, как правило, четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые храмы с позакомарным покрытием, отличающиеся пластичностью форм. Таков и последний княжеский храм Новгорода - церковь в честь Спаса Преображения на Нередице (1198). Архитектурная композиция многих новгородских храмов строится на геометризации формы без трехчастности, где господствует массив обнаженной стены с четким рисунком деталей. В XIV в. размеры новгородских храмов увеличиваются, основным типом становится четырехстолпный одноапсидный одноглавый храм с восьмискатным покрытием.
Для храмовой архитектуры Пскова типичными являются построенные по заказам горожан небольшие четырехстолпные церкви с одной главой на повышенных подпружных арках, которые со временем обрастали со всех сторон приделами, галереями, крыльцами, звонницами, создавая живописный, но гармонично уравновешенный ансамбль. Типичным декоративным убранством барабанов глав псковских храмов является скромная "каменная кайма" в виде чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных арочным пояском. В связи с применением западной манеры звона - раскачиванием колокола, а не его языка, широкое распространение в псковских храмах в XV-XVI вв. приобрели звонницы, имеющие вид стены с прорезанными в верхней части проемами для подвески колоколов.
Небольшие по размеру храмы раннего периода московского княжества воплотили в своем облике лучшие черты предшествующего периода развития русской храмовой архитектуры: центричность и динамизм композиции, устремленность форм храма ввысь, а также чисто московские приемы в виде ряда кокошников у основания главы храма и горизонтальный пояс резного белокаменного орнамента вместо аркатурного фриза, как, например, в Успенском соборе на Городке в Звенигороде.
Возросшее значение Москвы в середине XV в. и выдвижение идеи "Москва - третий Рим" определили необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра, для чего московский князь Иоанн III приглашает в Москву лучших зодчих как из "первого Рима" - Италии, так и из псковско-новгородской земли.