Характеристика и классификация грунтов
2.2.1 Грунт - любая горная порода или почва, залегающая в верхних слоях земной коры. Грунты имеют следующие основные характеристики, определяющие способы их разработки:
а) объемная масса - масса 1 м3 грунта в естественном состоянии;
б) плотность - масса 1 м3 грунта в плотном состоянии;
в) сцепление - начальное сопротивление грунта сдвигу;
г) рыхление - увеличение объема грунта при нарушении его естественной структуры (измеряют в процентах);
д) влажность - степень насыщения грунта водой (определяется в процентах, как отношение массы воды в грунте к массе твердых частиц);
е) угол естественного откоса - угол между горизонтальной плоскостью и боковой поверхностью земляного сооружения, при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия.
2.2.2 Грунты могут служить:
а) материалом оснований зданий и сооружений;
б) средой для размещения в них сооружений;
в) материалом самого сооружения.
2.2.3 Классификация грунтов приведена в ГОСТ 25100.
Разбивка кабельных трасс
2.3.1 Разбивка трасс прокладки кабелей в грунте или для строительства кабельной канализации должна производиться в строгом соответствии с рабочими чертежами, по геодезическим отметкам.
Эта процедура не зависит ни от типа используемых кабелей, ни от предназначения проектируемой кабельной сети. Однако, прежде чем планировать трассу прокладки кабелей, проектировщику рекомендуется проконсультироваться со специалистами по продаже провода, несмотря на то, что как правило у популярных поставщиков таких как Виктан, например, практически вся номенклатура всегда в наличии на складе. Однако, любой кабель, даже такой популярный как кабель асбл 3х120 желательно заказывать заранее
2.3.2 Разбивка трассы состоит из двух рабочих операций:
а) переноса с рабочего чертежа в натуру и закрепления поворотных и основных промежуточных центров оси трассы, которые должны даваться в абсолютных привязках от местных ориентиров и от "красной линии" застройки. Разбивка должна производиться с помощью геодезического инструмента, при привязке к местным ориентирам - с помощью мерной цепи или рулетки;
б) определения прямолинейности и переноса внатуру продольной оси трассы между поворотными и основными промежуточными центрами с помощью вешек, мерной цепи или рулетки.
2.3.3 Закрепление прямолинейности трасс, а также мест контрольных точек при прокладке подземных сооружений с помощью вех должно выполняться следующим образом.
Главную веху №1 высотой от 3 до 4 м с красным флажком устанавливают в исходной точке, а вторую такую же веху №2 устанавливают в следующей точке (в поворотном или основном промежуточном центре) так, чтобы ее было видно со стороны первой вехи. Затем между первой и второй вехами устанавливают веху №3 таким образом, чтобы она находилась в створе (на одной прямой) с первой и второй вехами. Третью и последующие вехи устанавливают со стороны первой через каждые от 40 до 50 м.
Правильность установки третьей вехи проверяют глазомерной визировкой с первой на вторую веху. Если третья веха находится на прямой, соединяющей первую и вторую вехи, она закрывает собой для наблюдателя со стороны первой вехи вторую веху и наоборот. Места установки вех фиксируют колышками (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1- Установка вех
Колышки, применяемые для разбивки трасс, должны иметь длину от 30 до 40 см и диаметр от 3 до 4 см. Нижнюю часть колышка затесывают на конце, а на верхней делают срез для маркировки. Для забивки колышка заготавливают гнездо с помощью лома. Колышки следует забивать в грунт на глубину от 100до150мм.
2.3.4 При ручной разработке траншеи на расстоянии, равном половине ее ширины от колышков, следует натягивать шнур, обозначающий линию одного из краев траншеи.
2.3.5 В том случае, когда при разбивке обнаружатся несоответствие рабочих чертежей натуре и необходимость выполнения работ с отклонением от проектных данных, строительная организация должна пригласить представителей заказчика и проектной организации для решения вопроса об изменении трассы, что оформляется актом или коррекцией рабочего чертежа, которая должна быть удостоверена подписями представителей заказчика, проектной и заинтересованной организаций.
2.3.6 В процессе разбивки трасс ГТС необходимо учитывать следующее:
а) пересечение улиц подземными сооружениями ГТС должно осуществляться под углом 90° к оси улицы, только при невозможности этого допускается отклонение от прямого угла в пределах не более 45°;
б) пересечение рельсовых путей (железнодорожных и трамвайных) подземными сооружениями ГТС должно осуществляться только под углом 90°;
в) в садах, парках и скверах разбивка трасс должна производиться в присутствии представителя садово-паркового хозяйства и зеленого строительства с учетом наименьших повреждений зеленых насаждений.
2.3.7 При разбивке трассы прокладки кабельной канализации и кабелей связи в грунте необходимо соблюдать расстояния от наземных и подземных сооружений, указанных в проектной документации.