Устройство оснований дорожной одежды
Бордюрные блоки, устанавливаемые на автомагистралях и городских автомобильных дорогах на территории России, изготавливаются из цементобетона марки 400 и набирают прочность в естественных условиях. Во избежание преждевременного разрушения конструкций не следует применять бордюрные блоки, которые набирали прочность в пропарочных камерах. Бордюрные блоки устанавливаются на стыке кромки проезжей части и обочины до начала производства работ по устройству слоев покрытия. Перед установкой бордюрных блоков необходимо закончить все работы по устройству и уплотнению слоев основания, а бордюрные блоки заблаговременно доставить к месту производства работ и разложить вдоль траншеи. Кроме того, необходимо визуально произвести оценку бордюрных блоков, которые не должны иметь отклонений от проектных размеров более ±5 мм по длине и высоте камня и ±2 мм по ширине. Цементобстонная смесь для основания под бордюрные блоки приготавливается в бетоносмесителях. Ручное приготовление цементобетонной смеси допускается при потребности небольшого ее количества. Точность дозировки по массе должна соответствовать следующим допускаемым отступлениям: для цемента и воды ±2 %, а для заполнителей - до ±5 %. При установке бортовых. Камней выполняют следующие основные работы: устройство траншеи; устройство пементобетонного основания; установку сборных бортовых камней; заполнение швов цементным раствором:
заделку пазух цементобетонной смесью.
Траншея под бордюрные блоки устраивается экскаватором с ковшом вместимостью не более 0,15 мЗ с последующей зачисткой вручную, а после ручной зачистки дно траншеи планируется под рейку с проектным уклоном.
Бордюрные блоки устанавливаются на цементобетонное основание или цементобетонные лекальные блоки. Перед распределением цементобетонной смеси основание должно быть хорошо уплотнено легким катком и правильно спланировано по относительным отметкам, заданным в проекте. Перед началом распределения цементобетонной смеси
необходимо выполнить разбивку и через каждые 10-15 м установить стойки с использованием уровневого шаблона и нивелирной рейки, отмечая точную высоту камня на стойках, При разбивке высот промежуточных стоек удобнее всего использовать визирки, которые в зарубежных странах применяются очень широко, однако на территории России от них практически отказались. Визирка изготавливается из доски толщиной 2,5 см («дюймовка»), из которой выпиливаются рейки шириной 7-8 см. Затем каждая рейка распиливается поперек на бруски длиной 1 и 0,5 м, соединяемые между собой строго перпендикулярно. Одна из визирок - «марка» - должна иметь более короткую перекладину (0,5 м), которая & два раза шире (14-16 см), чем перекладина метровой рейки. Верхняя половина короткой перекладины визирки - «марки» - закрашивается в черный цвет.
На подстилающий слой толщиной 10 см из цементобетона марки 200 устанавливаются бордюрные блоки: вплотную вдоль шнура на прямых участках, а на участках закруглений по шаблонам с использованием лекальных бордюрных блоков. Между бордюрными камнями оставляется зазор приблизительно 0,7-1,0 см для последующего его заполнения цементным раствором. Для обеспечения на стыках блоков одинаковых зазоров пользуются фиксатором зазоров - Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий блок устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного блока. После установки блоков на участке протяженностью 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автомобильным краном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в окончательное положение.
Фиксация положения бордюрного блока в вертикальной плоскости обеспечивается с помощью резинового молотка, во избежание сколов на поверхности блоков, а правильность положения контролируется с помощью уровня. После проверки правильности положения бордюров швы между блоками заполняются цементным раствором до полного заполнения промежутков. Рекомендуется через каждые 10 м оставлять незаполненными щели между блоками, создавая тем самым швы расширения.