В начале 80-х годов XIX в. был пущен первый трамвай, а метрополитен начал действовать в Лондоне — в 1863, Будапеште — в 1896, Нью-Йорке, Париже и Вене — в 1898 г
К середине 19 в. население Вены выросло до полумиллиона человек, а столица не получила ещё удовлетворительных транспортных связей и достойного административно-культурного центра.
Если «османисты», прокладывая магистрали, не считались с исторически сложившейся городской средой, то австрийские архитекторы при реконструкции центра Вены исходили из принципа архитектурно-стилистической и, что особенно ценно, планировочной преемственности.
Если в Риме барочные сооружения вполне уживались с античными памятниками, образуя органически спаянный стилистический симбиоз, то в Австрии барокко столь же органически слилось со средневековой готической архитектурой.
При генеральной реконструкции центра Вены в конце 1850-х годов на месте старых городских укреплений возводилась новая кольцевая магистраль Рингштрассе, которую застраивали административными и общественными зданиями. Магистраль была превращена в музей архитектурных стилей.
Вена. План центральной части и кольцевой магистрали
Проект К. Зитте по усовершенствованию пространственной организации венского центра 1 — площадь перед зданием Парламента; 2 — площадь перед Ратушей; 3 — площадь перед Бургте-атром; 4 — площадь перед Университетом
Критикуя и анализируя застройку Рингштрассе в Вене, архитектор и теоретик искусства Камилло Зитте(1843—1903) посвятил свои исследования архитектонике городских пространств.
Он говорил, что архитектуру, выполненную в различных стилях, можно примирить посредством единой пространственной композиции.
Зитте считал, что создание перед каждым общественным зданием на Рингштрассе замкнутого пространства, решенного в соответствующем стиле, давало бы целостную картину при единовременном зрительном восприятии, то есть картину, которая сменялась бы новой при посещении следующей замкнутой площади. Каждая площадь имела бы свой характер и свой стиль, и общее впечатление от венского центра слагалось бы из ряда законченных городских интерьеров.
Предложения К. Зитте не были реализованы, но в своих теоретических трудах он сумел подытожить многовековое развитие архитектурно-пространственной композиции градостроительства :
· соразмерность рядовых сооружений и городских пространств человеческому масштабу
· живописность архитектурных сооружений и пространств
· обилие скульптуры и декоративного убранства
С середины XIX в. в крупнейших городах Северной Америки и Западной Европы началось усиленное строительство железных дорог.
В начале 80-х годов XIX в. был пущен первый трамвай, а метрополитен начал действовать в Лондоне — в 1863, Будапеште — в 1896, Нью-Йорке, Париже и Вене — в 1898 г.
Вместе с ростом промышленного производства в городах стихийно сложились районы трущоб, населенные рабочими и ремесленниками. Жилищное строительство хронически отставало от роста городского населения.