Сетка стандартных значений , и по СНиП 2.06.07-87 1 страница
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
А. М. Гапеев
Р. А. Косенко
Судоходный шлюз и плотина
В составе гидроузла
Санкт-Петербург
УДК 627 (28)
ББК 38.77
Рецензент:
д.т.н., профессор Государственного университета
морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
В. П. Бутин
Гапеев А. М., Косенко Р. А.
Судоходный шлюз и плотина в составе гидроузла: учебно-методическое пособие. – СПб.: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2014. – 63 с.
Учебно-методическое пособие содержит исходные данные и указания для выполнения практических работ и курсового проекта по дисциплине «Гидротехнические сооружения» (направление 280100.62– «Природообустройство и водопользование», специальность 280302.65- «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»).
УДК 627 (28)
ББК 38.77
А. М. Гапеев, 2014
Р. А. Косенко, 2014
© Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2014
Введение
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения дисциплины «Гидротехнические сооружения», а также приобретения практических навыков проектирования судоходных шлюзов и бетонных водосливных плотин на нескальных основаниях. Кроме заданий и рекомендаций к выполнению практических работ и курсового проекта в нем подробно изложены отдельные вопросы дисциплины, необходимые студентам для подготовки к экзамену (зачету).
Курсовой проект посвящен проектированию судоходного шлюза с головной системой питания, получившему широкое применение не только в России, но и за рубежом, а также бетонной водосливной плотины. В процессе проектирования определяются основные размеры камеры судоходного шлюза, верхней и нижней голов, подходных каналов и причальных сооружений, а также размеры водосливной плотины. При проектировании плотины устанавливается гидравлический профиль ее сливной части и характер сопряжения падающей струи с нижним бьефом.
Особое внимание при проектировании сооружений уделяется выбору элементов системы гашения потока и их рациональному расположению с учетом безопасных условий эксплуатации, технических и экологических требований.
Учебно-методическое пособие может быть использовано студентами для выполнения дипломных работ при проектировании транспортно-энергетических гидроузлов.
Таблица 1
1. Исходные данные для проектирования сооружений гидроузла
№ п/п | Состав исходных данных | Варианты задания | |||||||||
Отметка НПУ верхнего бьефа, м | |||||||||||
Отметка НПУ нижнего бьефа, м | |||||||||||
Расчетный напор , м | |||||||||||
Отметка нижнего бьефа при пропуске паводка, м | |||||||||||
Отметка гребня водослива, м | |||||||||||
Отметка дна реки, м | |||||||||||
Расход воды через отверстия водосливной плотины в паводок , м3/с | |||||||||||
Грунт основания (П – песок, Г – глина) | П | Г | П | Г | П | Г | Г | П | Г | П | |
Число судов в камере шлюза: | |||||||||||
Размеры расчетного судна: длина , м ширина , м осадка , м | 85,0 | 113,0 | 135,0 | 85,0 | 80,0 | 85,0 | 135,0 | 113,0 | 113,0 | 85,0 | |
12,5 | 14,0 | 16,5 | 12,5 | 15,0 | 12,5 | 16,5 | 14,0 | 14,0 | 12,5 | ||
2,8 | 3,5 | 3,5 | 1,8 | 2,25 | 1,8 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 2,8 | ||
Водоизмещение судна , кН |
Примечание: Студентам очной формы обучения задание выдается индивидуально руководителем проекта и практических работ, а студенты заочной формы обучения принимают вариант задания в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки.
2. Содержание практических работ, курсового проекта и порядок их выполнения
1. Общее устройство и принцип работы судоходного шлюза (практическая работа).
2. Установить полезные размеры камеры судоходного шлюза: длину, ширину и глубину на порогах (практическая работа).
3. Выбрать конструкцию головной системы питания камеры шлюза по эффективности работы гасительных устройств (практическая работа).
4. Установить основные размеры верхней и нижней голов шлюза. Вычертить продольный разрез шлюза в масштабе 1:100 или 1:200.
5. Определить размеры подходных каналов к шлюзу, направляющих и причальных сооружений. Вычертить схему подхода к шлюзу в масштабе 1:1000 или 1:2000.
6. Определить удельный расход воды на гребне плотины и общую сжатую ширину потока при пропуске паводка, размеры отверстия в свету и полную ширину водосливного фронта (фасад и план) с распределением отверстий и разбивкой на секции.
7. Построить гидравлический профиль сливной части плотины и установить характер сопряжения падающей с водослива струи с нижним бьефом при пропуске паводка. Выбрать устройства для гашения скорости потока и конструкцию рисбермы.
8. Установить основные размеры бетонной водосливной. Вычертить продольный разрез в масштабе 1:100 или 1:200.
Оформление проекта
Проект представляется в виде пояснительной записки и одного листа чертежей. Материал записки должен соответствовать содержанию проекта и последовательности его выполнения.
Лист чертежей должен содержать схемы устройства судоходного шлюза (разрезы верхней и нижней голов, камеры и план подходного канала) и бетонной водосливной плотины (продольный разрез и схема водосливного фронта), вычерченные в рекомендуемых масштабах.
Пояснительная записка и чертежи выполняются в соответствии с требованиями ЕСКД.
3. Общее устройство однокамерного шлюза
Судоходными шлюзами называются напорные гидротехнические сооружения, при помощи которых суда преодолевают сосредоточенные падения уровней воды на гидроузлах при переходе из одного бьефа в другой.
Основными конструктивными частями судоходного шлюза являются: верхняя и нижняя головы; расположенная между ними камера; верхний и нижний подходные каналы, примыкающие к соответствующим головам шлюза (рис. 1).
Рис. 1. Схематический план шлюза
1 – верхний подходный канал; 2 – верхняя голова; 3 – камера шлюза; 4 – нижняя голова; 5 – нижний подходной канал; 6 – направляющие палы; 7 – причальная стенка
Головы шлюза поддерживают разность уровней воды между бьефами и камерой при ее наполнении и опорожнении. На них размещается оборудование, предназначенное для осуществления процесса шлюзования. В камере шлюза, ограниченной с боков стенами, находятся суда при их шлюзовании. На стенах камеры размещаются устройства в виде тумб, а по высоте – плавучие рымы, за которые швартуются суда.
Подходные каналы, примыкающие к головам шлюза, имеют размеры, обеспечивающие расхождение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также безопасные условия стоянки судов, ожидающих шлюзования у причальных стенок. Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие палы, которые имеют в плане вид криволинейных стен.
Наиболее широкое применение, благодаря простоте конструкций и экономичности, нашел тип шлюза с наполнением камеры из-под плоских подъемно-опускных ворот (рис. 2).
Рис. 2. Общее устройство однокамерного шлюза с головной системой питания
1 – аварийно-ремонтные ворота верхней головы; 2 – порог верхней головы; 3 – подъемно-опускные ворота; 4 – гасительный экран;
5 – опорный бычок; 6 – распределительная решетка; 7 – ниша плавучего рыма; 8 – температурно-осадочный шов; 9 – секция камеры;
10 – галерея опорожнения; 11 – двухстворчатые ворота нижней головы; 12 – порог нижней головы; 13 – паз ремонтного затвора нижней головы; 14 – камера гашения; 15 – устой верхней головы
Отверстие между стенами верхней головы закрывается воротами в виде металлического щита, который поднимается на определенную высоту для наполнения камеры шлюза. При подъеме ворот вода из верхнего бьефа поступает в камеру через отверстие, образуемое нижней кромкой ворот и порогом. После выравнивания уровней воды в камере и верхнем бьефе ворота опускаются вниз, освобождая отверстие для прохода судов. Самая высокая часть днища головы называется порогом. Вертикальная грань порога образует стенку падения. Емкость, в которую непосредственно поступает вода из верхнего бьефа при наполнении камеры шлюза, называется камерой гашения энергии потока. В пределах камеры гашения располагается экран корытообразной формы, обеспечивающий соударение падающей струи и направление ее на стенку падения, который опирается по ширине шлюза на два раздельных бычка, гасительный колодец и балочная распределительная решетка, предназначенная для выравнивания скоростей потока по глубине после выхода в камеру шлюза. Камера шлюза по длине состоит из отдельно стоящих секций, длиной по 20–30 м каждая, разделенных между собой температурно-осадочными швами.
Отверстие между стенами нижней головы закрывается двустворчатыми воротами, которые в закрытом положении поддерживают уровень верхнего бьефа в камере. При уровне нижнего бьефа створки ворот, вращаясь на вертикальных осях, заходят в ниши (шкафы) и освобождают отверстие для пропуска судов из камеры шлюза в нижний подходной канал. Опорожнение камеры осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в стенах нижней головы. Галереи опорожнения снабжены рабочим затвором и двумя ремонтными затворами.
Шлюз оборудован механизмами для открытия ворот и затворов, причальными устройствами для швартовки судов, предохранительными устройствами для защиты ворот от навала судов и другими приспособлениями. Для изоляции шлюза и отдельных его частей от бьефов, на случай осмотра и ремонта, перед головами шлюза предусмотрены ремонтные ворота. На верхних головах часто устраивают аварийно-ремонтные или аварийные затворы, которые могут перекрывать судоходное отверстие в процессе наполнения камеры при возникновении на шлюзе аварийных ситуаций.
Процесс пропуска судов из одного бьефа в другой состоит из отдельных операций и может осуществляться в одностороннем (при наличии судов одного направления) или двухстороннем порядке. Так, для пропуска судов из нижнего бьефа в верхний при одностороннем движении, в камере должен быть установлен уровень нижнего бьефа, открыты ворота нижней головы и дан разрешающий сигнал светофора на вход судов из нижнего подходного канала в камеру шлюза. После входа судов в камеру нижние ворота закрываются, суда швартуются к причальным устройствам и подают сигнал о готовности. При подъеме верхних ворот на определенную высоту камера заполняется водой. По мере наполнения камеры вместе с уровнем воды поднимаются и суда. Когда уровень в камере сравняется с уровнем верхнего бьефа, ворота верхней головы открываются, на судах отдаются швартовые и по разрешающему сигналу светофора они выходят из камеры шлюза в верхний подходной канал. Шлюзование судов из верхнего бьефа в нижний производится в обратной последовательности.
4. Типы судоходных шлюзов и особенности их работы
В зависимости от числа последовательно расположенных камер шлюзы подразделяются на однокамерные и многокамерные, а по числу параллельно расположенных камер – на однониточные и многониточные.
В однокамерном шлюзе, устройство которого было показано на рис. 2, суда преодолевают весь напор на гидроузле в одной камере. Однокамерные шлюзы нашли самое широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Иногда, для уменьшения объема сливной призмы и сокращения времени шлюзования одиночных судов, однокамерные шлюзы могут возводиться с промежуточной (средней) головой (рис. 3, а). При больших напорах на камеру обычно строят однокамерные шлюзы шахтного типа, отличающиеся от средне- и низконапорных шлюзов стенкой со стороны нижнего бьефа, которую принято называть забральной (рис. 3, б). Шахтные шлюзы возводят на скальных грунтах, они используют большой объем сливной призмы на одно шлюзование и имеют малую пропускную способность.
Рис. 3. Схемы шлюзов
а – продольный разрез однокамерного шлюза с промежуточной головой;
б – продольный разрез шлюза шахтного типа; в – продольный разрез трехкамерного шлюза; г – план шлюза со сберегательными бассейнами; д – план двухниточного шлюза; 1 – верхние ворота; 2 – средние ворота; 3 – нижние ворота; 4 – забральная стенка; 5 – сберегательные бассейны; 6 – затворы; – сливная призма
Если напор разбит на несколько равных частей и суда преодолевают его последовательно в нескольких камерах одного шлюза, то такой шлюз называется многокамерным или многоступенчатым (рис. 3, в). В отличие от однокамерного шлюза, многокамерный шлюз имеет промежуточные головы, сопрягающие две смежные камеры. На промежуточных головах величина напора удваивается тогда, когда одна камера наполнена, а нижележащая опорожнена. При шлюзовании судов в многокамерных шлюзах объем сливной призмы уменьшается пропорционально числу камер, но увеличивается время шлюзования. Для уменьшения затрат на шлюзование и увеличения пропускной способности шлюзов применяются серийные шлюзования, заключающиеся в пропуске судов в порядке одностороннего движения из верхнего бьефа в нижний, а затем наоборот. Многокамерные шлюзы возводятся на водных путях с небольшим судооборотом и при необходимости уменьшения напора на отдельную камеру по технико-экономическим соображениям, а также с учетом геологических и водохозяйственных условий.
Для экономии расходуемой воды при шлюзовании и с целью уменьшения влияния волновых явлений, возникающих при наполнении и опорожнении камеры, устраиваются шлюзы со сберегательными бассейнами (рис. 3, г). Они чаще всего строятся на судоходных каналах. Рядом с камерой шлюза (слева и справа) возводят открытые или закрытые бассейны, которые забирают воду из камеры при ее опорожнении и отдают обратно при наполнении. Каждый бассейн соединен с камерой шлюза при помощи водопроводов, снабженных затворами. Чаще всего строят шлюзы с тремя сберегательными бассейнами, так как большее их число дает малое приращение экономии воды и вызывает удорожание строительства шлюза. Шлюзы со сберегательными бассейнами требуют при их возведении выполнения больших объемов работ, сложного оборудования, обладают меньшей пропускной способностью и поэтому в нашей стране не строились. Их применение может быть обосновано при строительстве судоходных каналов в засушливых районах и для больших по размерам камер шлюзов.
На водных путях с интенсивным судоходством рядом друг с другом строят несколько шлюзов, которые называют многониточными. Чаще всего в одном створе располагают два шлюза, называемые двухниточными или парными (рис. 3, д). Парные шлюзы удобны в эксплуатации, позволяют экономить сливную призму (при устройстве системы питания с перепуском воды из одной камеры в другую) и при необходимости периодически осуществлять очистку камер от затонувшей древесины, а также мелкие ремонтные работы.
Существуют также шлюзы, которые кроме пропуска судов могут выполнять и другие функции, например, пропускать без размывов расход воды из верхнего бьефа в нижний. Такой шлюз является не только судоходным, но и водопропускным, получив название шлюза-водосброса. Шлюзы-водосбросы пока не получили широкого применения. Первый в России однокамерный шлюз-водосброс на р. Уфе – Павловский с напором 33 м эксплуатируется с 1962 г.; он имеет малую пропускную способность и рассчитан на пропуск, в основном, паводковых расходов воды.
К другим типам шлюзов, не предназначенных для судоходства, можно отнести рыбопропускные шлюзы, которые служат для пропуска ценных пород рыб из нижнего бьефа в верхний, и шлюзы-регуляторы, регулирующие поступление воды на различные водохозяйственные цели.
По способу подачи воды в камеру и выпуска из нее шлюзы могут иметь сосредоточенную, распределительную или комбинированную системы питания.
В сосредоточенных системах питания впуск воды в камеру и выпуск из нее производится в одном месте по длине камеры, чаще всего у верхней и нижней голов шлюза. В последнем случае такую систему питания называют головной.
В распределительных системах питания судоходных шлюзов подача воды в камеру и выпуск из нее производится через большое число отверстий (выпусков) из продольных галерей, расположенных в днище или стенах камеры. При этом выпуски могут занимать всю длину или часть камеры шлюза.
Комбинированные системы питания могут устраиваться с использованием распределительной и головной систем питания или на основе различных схем головного питания.
Головные и распределительные системы питания отличаются между собой по конструктивным и гидравлическим признакам. В конструктивном отношении головные системы питания камер обладают относительной простотой и значительными экономическими преимуществами по сравнению с распределительными, но последние предпочтительнее по гидравлическим признакам.
Наиболее широкое применение как в России, так и за рубежом получили шлюзы с головной системой питания. В нашей стране, например, из 129 эксплуатируемых в настоящее время судоходных шлюзов 118 имеют головную систему питания, как наиболее простую и экономичную, и только 11 – распределительную. При выполнении курсового проекта рекомендуется принять для рассмотрения головную систему питания камеры шлюза.
5. Основные размеры камеры шлюза
Основными габаритами камеры судоходного шлюза являются ее полезные размеры: длина и ширина , в пределах которых размещаются шлюзуемые суда, а также глубина на порогах – наиболее возвышающихся частях днища голов. Они определяются по размерам расчетного судна (состава).
Полезная длина камеры шлюза определяется по формуле
, м (1)
где – сумма длин расчетных судов (составов), шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере в кильватер;
– число одновременно шлюзуемых судов по длине камеры;
– запас по длине камеры в каждую сторону между судами и головами шлюза, определяемы по выражению
, м (2)
– для одиночных судов – длина судна, для буксируемых составов – длина баржи, а для толкаемых составов – длина всего состава.
Полезная длина камеры шлюза отсчитывается от конца успокоительного участка у верхней головы до верхней границы нижней головы или до створа расположения предохранительного устройства перед воротами нижней головы.
Полезная ширина камеры определяется по зависимости
, м (3)
где – сумма ширин одновременно шлюзуемых (рядом стоящих) судов;
– число одновременно шлюзуемых судов по ширине камеры;
– запас по ширине камеры с каждой стороны и между рядом стоящими судами.
Запасы по ширине камеры должны быть не менее: при ширинах судна до 10 м – 0,2 м; до 18 м – 0,4 м; до 30 м – 0,75 м; свыше 30 м – 1 м.
Глубина на порогах шлюза, отсчитываемая от расчетного наинизшего судоходного уровня, должна быть не менее
, м (4)
где – статическая осадка расчетного судна в полном грузу.
Полученные значения округляются в сторону увеличения до ближайших стандартных значений, приведенных в табл. 2, и они используются при выполнении дальнейших расчетов.
Таблица 2
Сетка стандартных значений , и по СНиП 2.06.07-87
Соответствие между полезной шириной и длиной камеры, | |||||||||||
Глубина на порогах шлюза, , м | 6,0 5,5 5,0 – | 6,0 5,5 5,0 – | 6,0 5,5 5,0 – | 5,5 5,0 4,5 4,0 | 5,5 5,0 4,5 4,0 | 5,5 5,0 4,5 4,0 | 4,0 3,5 3,0 – | 3,0 2,5 2,0 – | 3,0 2,5 2,0 1,5 | 3,0 2,5 2,0 1,5 | 2,0 1,5 1,0 – |
В курсовом проекте допускается при необходимости полезную длину камеры принимать несколько отличной от стандартной, округляя до целого десятка в сторону увеличения, а полезную ширину в пределах 20–30 м – за 21,5 м.
Размеры поперечного сечения камеры шлюза со сплошным неразрезным днищем приведены на рис. 4.
Рис. 4. Поперечный разрез камеры шлюза: 1 – стенка; 2 – плавучий рым; 3 – днище
Глубина воды в камере шлюза принимается равной глубине на порогах
, м
Высоту стенки камеры принимают равной
, м
Здесь – возвышение верха стен над расчетным наивысшим уровнем, принимаемое не менее 2,0 м для сверхмагистральных водных путей (глубина 3,2 м и выше), 1,0 м – для магистральных (глубина от 1,5 до 3,2 м) и 0,5 м – на путях местного значения (глубина менее 1,5 м).
Толщина стенки камеры по низу и толщина днища определяются по результатам статического расчета. При предварительных расчетах их можно принять равными 0,25Нс.
6. Выбор конструкции системы питания
Конструкция головной системы питания, рассматриваемой при выполнении настоящего проекта, выбирается в зависимости от напора на камеру, размеров шлюза и расчетного судна с учетом обеспечения безопасных условий стоянки шлюзуемых судов.
Головные системы питания разделяются:
а) по условиям пропуска воды в камеру – на безгалерейные и галерейные (системы питания с короткими обходными галереями);
б) по условиям расположения водопропускных отверстий относительно уровня нижнего бьефа – на незатопленные и затопленные.
Безгалерейные системы питания могут быть затопленными и незатопленными. В затопленных безгалерейных системах питания наполнение (опорожнение) камер осуществляется через отверстия в воротах, перекрываемых затворами (клинкетами) различной конструкции. Они применялись, в основном, на шлюзах малого напора (до 4,0 м) и в гидравлическом отношении являлись несовершенными из-за отсутствия эффективных гасительных устройств.
Системы наполнения и опорожнения камер через отверстия в воротах широко применялись из-за простоты конструкции и компактного расположения, в особенности, при использовании плоских затворов (рис. 5). В нашей стране с системами питания такого типа эксплуатируется около 30 шлюзов (Северо–Двинская система, реки Мокша, Цна, Теза, Преголи и др.), но в настоящее время от их возведения отказались. Одним из последних шлюзов в России с отверстиями в откатных воротах, перекрываемых сегментными воротами, являются шестикамерные двухниточные Пермские шлюзы с размерами камер 240×30 м и напором на одну камеру около 3,3 м (1954 г.). Гасительные устройства у них также отсутствуют.