Размещение медиатек в бывших промышленных и складских помещениях
Строительство медиатек сегодня напрямую связывается с развитием городского центра и с конверсией промышленных зон для культурного использования. При реконструкции районов приоритет отдается социальной инфраструктуре как фактору возрождения города и повышения уровня жизни людей. Проектировщики нередко преобразуют депрессивные в экономическом и социальном отношении районы с помощью общественных, открытых для всех учреждений, например, медиатеками. Площадками для возрождения страдающих от рецессии и стагнации городских территорий становятся руины недавнего индустриального прошлого. Медиатеки занимают здания бывших цехов, складов, доков, гаражей, фабричных зданий и пр. Таким образом, они выступают в качестве одного из компонентов проектов городского обновления. Описанная практика способствует укреплению благоприятного имиджа района и города в целом за счет повышения уровня образования, культуры и воспитания населения. Особенно это касается молодого поколения – детей и подростков. Удачными примерами освоения заброшенных промышленных территорий и помещений могут служить библиотеки в Пекхаме (г. Лондон, Великобритания), библиотечный проект «Закладка» (г. Магдебург, Германия) (рис.5), публичная библиотека Амстердама (Нидерланды) и др.
Рис.5 Библиотека в Пэкхеме (Лондон)
Рис. 6 Проект медиатеки «Закладка» (г. Магдебург, Германия)
Кооперация медиатек с различными административными, культурными и коммерческими учреждениями
Кооперация медиатеки с другими организациями дает эффект синергии – результат от работы целого всегда больше, чем от суммы отдельных частей. Совместное использование зданий часто происходит по причине нехватки помещений, однако, успех подобных коопераций все чаще приводит специалистов к выводу о необходимости намеренного, хорошо спланированного взаимного размещения столь разных учреждений. Наиболее распространенным видом кооперации является концепция «культурного дома» – площадки для культурных мероприятий, места для обучения и отдыха. Примерами других вариантов кооперации служат медиатека в Сендае, совмещающая музей и мультимедийный центр; проект городской библиотеки в Линце, подразумевающий объединение колледжа, библиотеки и офиса администрации города; новая центральная библиотека в Осло, которая совмещена с отелем, конференц-центром, учебным центром и кинотеатром.
Рис. 7 Медиатека в г. Сендае, арх. Тойо Ито (Япония)
II. Решение генеральных планов медиатек
Медиатеки и университетские библиотеки могут размещаться на территории университетского городка (кампуса) или в сложившейся городской застройке. При размещении на территории кампуса библиотека обычно проектируется в центре, вблизи от границы учебной и жилищно-бытовой зон. Центральную научную библиотеку университета следует располагать в прямой пешеходной доступности от студенческих общежитий и учебных корпусов. Необходимо учитывать взаиморасположение библиотеки и по отношению к другим центральным учреждениям вуза (главный корпус, здания администрации, конгресс-центр, лабораторные корпуса и т.д.). С близлежащими корпусами желательны связи посредством переходов.
Рис. 8. Библиотека Принстонского университета (США), арх. Фрэнк Гери, | Рис. 9. Библиотека Принстонского университета (США), арх. Фрэнк Гери 2008 г. Главный вход |
Пример градостроительного размещения здания университетской библиотеки в кампусе – новая библиотека Принстонского университета (Рис.8, Рис.9). В новом корпусе располагаются книгохранилища литературы по астрофизике, биологии, химии, геологии и географии, математике, физике и статистике, а также разнообразные помещения для индивидуальных и групповых занятий. Здание расположено в центре кампуса, имеет хорошую доступность и служит композиционным акцентом в застройке.
Другим примером является градостроительное решение здания библиотеки Шеньженьского университета (Рис.10, Рис.11). Кампус университета пересекает река, и авторы проекта расположили здание прямо над водой на опорах, объединив два берега своеобразным «мостом».
Рис.10 Библиотека Шеньженьского университета (Китай), арх. RMJM, 2007 г. Общий вид | Рис. 11 Библиотека Шеньженьского университета (Китай), арх. RMJM, 2007 г. Генеральный план |
При размещении центральной научной библиотеки университета в сложившейся городской застройке приоритетным требованием остается приближенность библиотеки к учебным зданиям и общежитиям и удобство пешеходных и транспортных связей с ними. Участок застройки под здание библиотеки должен обеспечиваться удобными транспортными подъездами, надземными и подземными автостоянками. Примерами расположения университетских библиотек в сложившейся городской застройке служат библиотеки университетов Познани и Хельсинки (Рис. 12, 13, 14).
Рис. 12 Библиотека университета в Хельсинки (Финляндия), арх. Anttinen Oiva Architects, 2010 г. Общий вид | Рис. 13 Библиотека университета в Хельсинки (Финляндия), арх. Anttinen Oiva Architects, 2010 г. Расположение в городе |
\ |
Рис. 14 Библиотека университета в Познани (Польша), арх. Consultor + APA Bulat + Neostudio Architects,2009 г. Генеральный план
В случае размещения структурных подразделений университета в разных частях города (что характерно для многих случаев исторического развития учебного заведения в условиях городской застройки) обычно используется развитая сеть библиотек-филиалов. Большое количество направлений подготовки также приводит к необходимости создания сети библиотек-филиалов в структуре кампуса (библиотека Принстонского университета).
Рис. 15 Конкурсный проект медиатеки арх бюро «10 design»
Рис. 16 Конкурсный проект медиатеки в г. Марриквилл (Британия)
\\
Рис. 17 Конкурсный проект медиатеки в г. Марриквилл (Британия)
Рис. 18 Конкурсный проект медиатеки в г. Далянь (Китай)
Рис. 19 Конкурсный проект медиатеки в г. Тэгу (Южная Корея)
Рис. 20 Медиатека в г. Баллирон ( Ирландия)
III. Функционально-планировочные решения медиатек