Тема 2.5.2. Основы эксплуатации аэродромов
Обеспечение безопасности выполнения взлетно-посадочных операций ВС-
Является главнейшим требованием к элементам аэродрома.
Для выполнения этого требования взлетно-посадочная полоса, как основной элемент аэродрома, должна иметь достаточные размеры в плане и необходимую прочность покрытия.
Но летно-технические характеристики современных самолетов и, в частности, их длины пробега, разбега и взлетные массы колеблются в значительных пределах. Например, максимальная взлетная масса самолета Ил-62М составляет более 160 т, тогда как максимальная взлетная масса самолета Як-40 - около 16 т. Длины разбега в стандартных условиях для этих самолетов составляют соответственно 2300 м и 700 м. Для самолетов с различными летно-техническими характеристиками требуются и различные по размерам и прочности покрытий взлетно-посадочные полосы. Поэтому в основу классификации аэродромов положены именно эти важнейшие признаки.
Определение потребной длины летной полосы для взлета самолета в стандартных и расчётных условиях.
Располагаемые дистанции продолженного и прерванного взлета [5] п.2.1; 2.2.
В настоящее время в отечественной и зарубежной практике проектирования аэродромов при определении потребной длины ВПП и ЛП в качестве расчетного принят случай отказа одного из двигателей (критического) самолета при взлете.
Критическим называют двигатель, отказ в работе которого вызывает наиболее неблагоприятные изменения в поведении самолета и его управляемости.
Отказ в работе одного из двигателей самолета может произойти при любой скорости движения самолета на разбеге, т. е.,
где - скорость движения самолета, соответствующая скорости отказа двигателя.
Все современные пассажирские самолеты способны продолжать взлет в случае отказа одного из двигателей. Из этого следует, что и аэродромы должны обеспечивать полную безопасность продолжения взлета при одном отказавшем двигателе (продолженный взлет) или гашение скорости самолета после отказа двигателя вплоть до полной остановки самолета в пределах летной полосы (прерванный взлет).
На рис. 7 изображена схема продолженного взлета самолета, на рис. 8 – схема прерванного взлета.
В случае отказа двигателя пилот должен принять решение: либо продолжать взлет, либо прервать его. Наилучшим вариантом являет прекращение взлета, но из условий обеспечения безопасности это не всегда возможно. Возникает необходимость продолжить взлет при одном отказавшем двигателе.
При расчетах дистанций продолженного и прерванного взлета принимается, что разница во времени между моментом отказа двигателя и моментом принятия решения (время реакции пилота) составляет 3 с.
В случае принятия решения о продолжении взлета пилот применяет средства для увеличения тяги работающих двигателей, выдерживания направления движения и завершения взлета. В случае принятия решения о прекращении взлета пилот применяет все имеющиеся в его распоряжении средства для гашения скорости. Введем некоторые понятия:
Потребная длина разбега - это условная величина, равная сумме фактической длины разбега до скорости отрыва в случае отказа двигателя и 1/3 длины воздушного участка взлетной дистанции до набора высоты 10 м:
где - длина участка разбега самолета со всеми работающими двигателями от линии старта до точки, соответствующей моменту отказа одного двигателя;
- длина участка разбега самолета с одним отказавшим
двигателем от точки, соответствующей моменту отказа двигателя, до точки отрыва. Участок разбега включает в себя и расстояние, проходимое самолетом за время реакции пилота;
- длина воздушного участка взлетной дистанции до набора высоты 10 м.
Располагаемая длина разбега (располагаемая длина ВПП) равна потребной длине ВПП, уменьшенной на длину участка выруливания.
Разбег самолета происходит в пределах ВПП. Тогда из условия обеспечения безопасности взлета потребная длина разбега должна быть равна располагаемой длине ВПП:
где -располагаемая длина ВПП;
-потребная длина ВПП.
Исполнительный старт самолета размещают на некотором расстоянии от ближайшего торца ВПП. Величина определяется радиусом поворота самолета при выруливании на ВПП.
Дистанция продолженного взлета - взлетная дистанция самолета, осуществляющего взлет при одном отказавшем двигателе:
Располагаемая дистанция продолженного взлета равна сумме длин ВПП, КПБ и участка свободной зоны (СЗ), уменьшенной на длину участка выруливания. Из условий обеспечения безопасности взлета располагаемая дистанция продолженного взлета должна быть, как минимум, равна дистанции продолженного взлета, т.е.
где - располагаемая дистанция продолженного взлета;
- суммарная длина ВПП, одной КПБ и участка свободной зоны.
Дистанция прерванного взлета - расстояние, проходимое самолетом с момента страгивания на линии исполнительного старта до момента его полной остановки в пределах летной полосы при прекращении взлета в случае отказа одного двигателя:
Располагаемая дистанция прерванного взлета равна сумме длин ВПП и КПБ, уменьшенной на длину участка выруливания.
Из условия обеспечения безопасности полетов располагаемая дистанция прерванного взлета должна быть, как минимум, равна дистанции прерванного взлета, т.е.:
где - располагаемая дистанция прерванного взлета;
— суммарная длина ВПП и одной КПБ;
l торм - длина участка торможения при прерванном взлете до полной остановки самолета.