При глубоком залегании водоупора устраивают две дрены, располагая их симметрично по обе стороны дороги (несовершенные дрены)
Водопропускные трубы
Устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей или таяния снега. От общего числа водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах трубы составляют до 95 %.
Водопропускные трубы не изменяют условий движения автомобилей, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и продольного профиля, и не стесняют проезжую часть и обочины, а также не требуют изменения типа дорожного покрытия.
Нельзя устраивать водопропускные трубы не постоянных водотоках, где возможны наледи и ледоход. Не допускается также устройство труб при пересечении автомобильной дороги горным водотоком с корчеходом.
Отверстия водопропускных труб бывает круглого и прямоугольного сечения. Размер отверстий назначают по гидравлическому расчету в зависимости от количества воды, протекающей к сооружениям во время дождя и весеннего таяния снега.
Количество воды, протекающей к трубе за 1 секунду, называется расчетным расходом. Он зависит от климатических условий района, площади водосборного бассейна, крутизны склонов, интенсивности впитывания воды в грунт и задержания ее растительностью и неровностями почвенного покрова.
Для увеличения пропускной способности без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы из уложенных рядом нескольких труб. Трубы с числом очков более четырёх неэкономичны.
Высоту насыпей около мостов и труб назначают с таким расчетом, чтобы вода, разлившаяся во время паводка, не затопляла насыпь.
В зависимости от глубины подтопления и типа входного оголовка в трубах могут устанавливаться следующие режимы протекания:
-безнапорный режим – если подпор меньше высоты трубы на входе либо превышает её не более чем на 20 %; на всём протяжении трубы водный поток имеет свободную поверхность;
-полунапорный режим – возникающий при оголовках обычных типов (портальных, раструбных) в тех случаях, когда подпор превышает высоту трубы на входе более чем на 20 %; не большей части длины труба работает полным сечением, а на всём остальном протяжении поток имеет свободную поверхность;
-напорный режим – устанавливающийся при специальных входных оголовках обтекаемой формы и при подтоплении верха трубы более чем на 20 %; на большей части длины, труба работает полным сечением и лишь у выхода поток может отрываться от потолка трубы.
При значительном подтоплении входа в трубу напорный режим может возникать периодически и при оголовках обычных типов. Однако из-за прорывов воздуха через образующуюся у входного отверстия воронку, протекание воды в этом случае часто переходит в полунапорный режим.
Мосты
Устраивают на пересечениях автомобильной дорогой рек и малых водотоков. Если река является судоходной, должны быть обеспечены требования бесперебойного судоходства: обеспечен необходимый подмостовой габарит.
В мостах различают:
-пролетные строения – по которым происходит движение автомобилей;
-устои – береговые опоры, передающие давление от нагрузки на грунт;
-промежуточные опоры, располагающиеся в русле реки – быки.