При глубоком залегании водоупора устраивают две дрены, располагая их симметрично по обе стороны дороги (несовершенные дрены)

При глубоком залегании водоупора устраивают две дрены, располагая их симметрично по обе стороны дороги (несовершенные дрены) - student2.ru

Водопропускные трубы

Устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей или таяния снега. От общего числа водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах трубы составляют до 95 %.

Водопропускные трубы не изменяют условий движения автомобилей, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и продольного профиля, и не стесняют проезжую часть и обочины, а также не требуют изменения типа дорожного покрытия.

Нельзя устраивать водопропускные трубы не постоянных водотоках, где возможны наледи и ледоход. Не допускается также устройство труб при пересечении автомобильной дороги горным водотоком с корчеходом.

Отверстия водопропускных труб бывает круглого и прямоугольного сечения. Размер отверстий назначают по гидравлическому расчету в зависимости от количества воды, протекающей к сооружениям во время дождя и весеннего таяния снега.

Количество воды, протекающей к трубе за 1 секунду, называется расчетным расходом. Он зависит от климатических условий района, площади водосборного бассейна, крутизны склонов, интенсивности впитывания воды в грунт и задержания ее растительностью и неровностями почвенного покрова.

Для увеличения пропускной способности без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы из уложенных рядом нескольких труб. Трубы с числом очков более четырёх неэкономичны.

Высоту насыпей около мостов и труб назначают с таким расчетом, чтобы вода, разлившаяся во время паводка, не затопляла насыпь.

В зависимости от глубины подтопления и типа входного оголовка в трубах могут устанавливаться следующие режимы протекания:

-безнапорный режим – если подпор меньше высоты трубы на входе либо превышает её не более чем на 20 %; на всём протяжении трубы водный поток имеет свободную поверхность;

-полунапорный режим – возникающий при оголовках обычных типов (портальных, раструбных) в тех случаях, когда подпор превышает высоту трубы на входе более чем на 20 %; не большей части длины труба работает полным сечением, а на всём остальном протяжении поток имеет свободную поверхность;

-напорный режим – устанавливающийся при специальных входных оголовках обтекаемой формы и при подтоплении верха трубы более чем на 20 %; на большей части длины, труба работает полным сечением и лишь у выхода поток может отрываться от потолка трубы.

При значительном подтоплении входа в трубу напорный режим может возникать периодически и при оголовках обычных типов. Однако из-за прорывов воздуха через образующуюся у входного отверстия воронку, протекание воды в этом случае часто переходит в полунапорный режим.

Мосты

Устраивают на пересечениях автомобильной дорогой рек и малых водотоков. Если река является судоходной, должны быть обеспечены требования бесперебойного судоходства: обеспечен необходимый подмостовой габарит.

В мостах различают:

-пролетные строения – по которым происходит движение автомобилей;

-устои – береговые опоры, передающие давление от нагрузки на грунт;

-промежуточные опоры, располагающиеся в русле реки – быки.

Наши рекомендации