Требования к архитектурной композиции 7 страница

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30, ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ-161), фасадные краски на основе хлорсульфированного полиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загрязняются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатуренных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Покрытия на основе известковых красок декоративны, отличаются яркостью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перетирают известью (известковым тестом), смешанной с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2-2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15-0,2, вода не более 0,025-0,3 10 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35-40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под масляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грунтовкой.

Силикатная многоступенчатая окрасочная система "Кайм-Фарбен" (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному монолитному основанию и натуральному камню. Как система окраска может вестись с использованием "каймовских" штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным малярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской отдельных участков - панелей, фризов, бордюров и т.п. - в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филенками или багетами с соответствующим образом подобранным цветовым тоном, объединяющим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

Фресковая живопись

Фресковую роспись наносят на специальную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:

кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;

бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для использования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. В этом случае делают защитную облицовку с отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образованием воздушной прослойки толщиной 2-3 см между бетоном и штукатуркой;

поверхности из природного камня - неплотного известняка, туфа и песчаника - лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепления со штукатуркой.

Для оштукатуривания под фреску применяют известковые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3%. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция (CaCO3) около 99-99,5%.

Наполнителем для раствора служит промытый речной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Стена, предназначенная для фресковой живописи, сначала покрывается известково-песчаной штукатуркой толщиной слоя 3-4 см с шероховатой поверхностью. Следующий слой с мелкозернистым кварцевым песком, предназначенный под живопись щелочеустойчивыми пигментами на воде, накладывается на плоскость такого размера, какую можно записать за один сеанс до засыхания штукатурки. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных деталей композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка. Те участки, которые не удались или не успели расписать, срезаются до нижнего слоя штукатурки с тем, чтобы возобновить операцию в следующий раз.

Золочение на лаковой основе

Этот вид отделки заключается в наклеивании на поверхность очень тонких листков чистого золота, так называемого сусального, или тонких листков, приготовленных из сплава металлов, называемого поталью.

Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота размером 72´120 мм. Поталь укладывают также в книжечки по 100 листков в каждой размером 100´100 или 150´150 мм.

Сусальное золото применяют для наружных и внутренних отделок деревянных и металлических поверхностей, в том числе, крестов, глав, иконостасов и киотов; поталь - только для внутренних с обязательным покрытием бесцветным лаком, предохраняющим от потемнения.

Поверхности под золочение готовят так же, как под окраску масляными составами, но выравниванию и шлифованию поверхностей уделяют еще больше внимания, создавая безукоризненно гладкую поверхность. Металлические изделия тщательно очищают от пыли, раствора и коррозии и окрашивают два раза свинцовым суриком на масле. Иногда второй раз окрашивают под цвет золота, при этом рекомендуется для подцветки колера применять только золотистую охру, а не крон желтый, который очень часто является причиной потемнения позолоченной поверхности вследствие почернения крона от сероводорода. Золочение производят на масляном лаке "Мордан", который высыхает "от пыли" в течением 12 ч и сохраняет отлип не менее 24 ч.

Иконостас и элементы убранства

Иконостас представляет по своей конструкции перегородку, которой алтарь отделяется от средней части храма. Высота иконостаса не регламентируется, однако рекомендуется оставлять вверху открытую или решетчатую часть для слышимости возгласов священнослужителей и перемещения воздушных потоков между средней частью храма и алтарем.

Традиционным для православного храма является тябловый иконостас, представляющий собой стоечно-балочную систему с горизонтальными балками-тяблами, концы которых заделаны в стены храма. Сами тябла могут быть расписаны, декорированы басмой или резьбой. Иконы вставляются в пазы тябла. Пример тяблового иконостаса приведен на рис. 35.

В иконостасе должно быть, как правило, три открывающиеся внутрь алтаря двери: две боковые (северная и южная) одностворчатые двери, открывающиеся в сторону боковых стен алтаря, с шириной проема порядка 0,9 м, но не менее 0,6 м высотой около 2,1 м и одна двустворчатая, центральная, особо украшенная, имеющая собственные столбы - Царские врата с шириной проема 1,0-1,4 м и высотой, как правило, 2,5 м. Габариты дверей иконостаса устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование. В приделе и домовых церквях допускается устройство помимо Царских врат лишь одной боковой (северной) двери.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

1-й - местный с диаконскими и Царскими вратами

2-й - деисусный

3-й - праздничный

4-й - пророческий

5-й - праотеческий

верх – Распятие

Рис. 35. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Роль иконостаса может выполнять восточная стена средней части храма при пристроенном алтаре или специально устроенная перегородка, выполненная из камня, кирпича или дерева, которая может быть одноярусной или многоярусной, заполняющей проем между средней частью храма и алтарем. В 4-6-столпных храмах иконостас устраивается перед восточными столбами.

На первом этапе эксплуатации храма допускается устройство временного иконостаса, выполненного на легком каркасе.

Количество чинов (ярусов) иконостаса не регламентируется, однако для русской храмостроительной практики характерно использование высоких многоярусных иконостасов с числом ярусов от трех до семи. Минимально допустим один "местный" ярус с Распятием наверху.

Элементы убранства

В кафедральных соборах в случае устройства архиерейской кафедры, приподнятой на одну или несколько ступеней, она может отделяться от остального пространства средней части храма декоративным решетчатым ограждением высотой 0,9 м, раскрытым в сторону алтаря и с открывающимися створками шириной не менее 0,8 м для прохода прихожан с северной, южной и западной сторон.

Аналогичным декоративным решетчатым ограждением, как правило, отделяется и солея от остального пространства средней части храма.

Состав оборудования здания храма включает, кроме того, киоты и аналои для икон, сени над мощами и плащаницей, подсвечники, поминальный "канун", "литийный" и водосвятный столы, чаны со святой водой, скамьи для отдыха прихожан, киоски для продажи свечей, купель для крещения и др.

Киоты для икон устанавливаются в средней и трапезной части храма вдоль стен и вокруг столбов. Киоты особо чтимых икон могут устанавливаться на возвышениях высотой 0,3-0,9 м. Для подъема и спуска к ним устраиваются ступени с поручнем. Киоты и сени могут выполняться из дерева или естественного камня. Проектирование ведется, как правило, индивидуально, в зависимости от стилистики храмовой архитектуры и иных факторов. Примеры деревянного киота и сени приведены на рис. 36 и 36а.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 36. Деревянный киот (архит. Л. Клешнина)

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 36а. Сень над ракой (проект)

Подсвечники диаметром от 0,2 до 1,0 м устанавливаются перед особо чтимыми иконам и перед аналоем, устанавливаемым в центре храма. Примеры индивидуальных кованых подсвечников и светильников приведены на рис. 37 и 38.

В середине покрытия центральной части храма, боковых нефов и приделов, в конхе алтарной апсиды должны быть предусмотрены крюки для подвески паникадил и поликадил.

Поминальный "канун" с размером стороны 0,8-1,2 м устанавливается в западной зоне средней или в трапезной части храма.

Скамьи для отдыха прихожан могут устанавливаться однорядно вдоль западной, северной и южной стен трапезной и средней части храма. Пример решения скамьи приведен на рис. 39.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru   Рис. 37. Подсвечник (архит. С. Кузнецов)   Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru   Рис. 37а. Семисвечник (архит. С. Кузнецов)
Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru   Рис. 38. Хорос (архит. С. Кузнецов)   Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru   Рис. 38а. Бра на 3 лампы (архит. С. Кузнецов)

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 39. Скамья (арх. Л. Клешнина)

Киоски для продажи свечей устанавливаются в притворах или помещениях, отделенных от молитвенных частей храма. Пример решения свечного "ящика" приведен на рис. 40.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 40. Свечной ящик (арх. Л. Клешнина)

2.2. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для строительства храмов на Руси всегда использовались самые лучшие материалы и совершенные конструкции, так как здания храмов посвящались Самому Богу. Из истории мировой архитектуры известно, что именно при строительстве храмов рождались новые архитектурные и конструктивные решения и приемы, которые использовались затем в других видах строительства.

Согласно православной традиции предпочтение следует отдавать природным материалам, в том числе камню и дереву, а также следует учитывать их долговечность, акустические свойства и пригодность под последующую роспись.

Сводчатые покрытия могут быть выполнены традиционно из кирпича, а также с использованием торкретбетонирования по металлическому каркасу. В современной практике при изготовлении куполов, сводов и арок начинают использоваться и монолитные конструкции.

С IX в. в храмостроительстве на Руси господствующей была пришедшая из Византии крестово-купольная конструктивная система, основанная на применении купола на квадратном основании (рис. 41).

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 41. Византийские крестово-купольные храмы

Крестово-купольная система конструкции

Конструктивную основу крестово-купольных храмов составляет трех- или пятипролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. На центральные подпружные арки опирается центральный световой барабан (рис. 42, 43). Арки делят в плане сводчатую систему покрытия на модули, создающие большие или меньшие встречные распоры. Складываясь, они создают суммарный распор системы, действующий в плоскости арок продольного и поперечного направлений или в диагональной плоскости и воспринимаемый главным образом массой кладки внутренних и внешних элементов жесткости. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, перекрытия хор, объединенные в диафрагмы, а также пространственные угловые ячейки (рис. 44). Внешними элементами жесткости являются апсиды, приделы, галереи, притворы.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 42. Центральная ячейка крестово-купольного храма

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 43. Глава крестово-купольного храма

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 44. Распределение усилий в крестово-купольной системе (схема Г.Б. Бессонова)

а - схема сосредоточенных распоров; б - рабочая схема плоской трехпролетной системы

Распределение суммарного распора между элементами жесткости происходит пропорционально их сравнительной жесткости. Устойчивость системы обеспечивается, если опрокидывающее действие распора, приложенного к своему элементу жесткости на определенной высоте, меньше удерживающей реакции собственного веса и нагрузки этого элемента, приложенных с соответствующими плечами относительно точки оси опрокидывания. В противном случае, при избытке распора равновесие системы должно поддерживаться работой замкнутого связевого каркаса и затяжек, установленных в уровне пят подпружных арок.

Наиболее нагружены в конструкции перекрытия системы подпружные арки и паруса, несущие центральный световой барабан (рис. 45). Следует заметить, что функции арок и парусов при неизменной общей нагрузке могут существенно меняться в течение эксплуатации здания. В строительный период подпружные арки работают как перемычки, несущие полный вес барабана и парусов. По мере того, как твердеет раствор кладки, паруса, упираясь в опорное кольцо барабана, начинают работать самостоятельно, передавая свою часть нагрузки и распора на столбы и далее на элементы жесткости. Распределение нагрузки между арками и парусами зависит от пролета перекрываемого модуля, системы и качества кладки парусов, толщины арок, наличия воздушных связей. Иногда нагрузка на подпружную арку может быть назначена "по факту", как вес блока кладки барабана, ограниченного усадочными или иными трещинами. Паруса при небольших диаметрах барабанов имеют незначительный вылет. Нагрузка на паруса передается, таким образом, почти по всей площади, что допускает простую кладку парусов горизонтальными нависающими рядами.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 45. Работа арок и парусов крестово-купольной системы (схема Г.Б. Бессонова)

а - схема сбора нагрузок; б - нагрузки и реакции диагональной полуарки паруса; в - рабочая схема системы; г - устойчивое положение барабана при обрушенных арках; д - изменение уровня опорного кольца и стрелы паруса

При достаточном сцеплении раствора паруса могут работать и как "кронштейны", и как распорные конструкции, воспринимающие усилие распора под углом к плоскости швов. С ростом пролетов функции таких ложных парусов, как консольных или распорных элементов, резко падают. Полутораметровый, например, ложный парус, соответствующий семиметровому пролету арок, теоретически уже не способен нести вес "своего" сектора барабана и тем более помогать подпружным аркам при их деформации. Ненадежность опирания барабана является одной из причин ограничения его диаметра и пролета подпружных арок.

Воздушные связи арочных конструкций, будучи расположены в разных уровнях относительно пят, могут иметь неодинаковые функции и по-разному формировать внутренние усилия в сводах.

Затяжки в уровне пят арок и сводов могут воспринимать:

полный распор, если опорные конструкции способны нести лишь вертикальную нагрузку (стойки открытых павильонов и галерей, перекрытых цилиндрическими сводами на распалубках и подпружных арках или крестовыми сводами);

"излишек распора", не воспринимаемый опорными конструкциями в силу их недостаточной устойчивости (крестово-купольные храмы при значительных пролетах сводов и умеренных толщинах несущих стен и столбов).

Затяжки в уровне пят могут быть поставлены и конструктивно в сооружениях, где распор надежно гасится совместной работой вертикальных и горизонтальных элементов жесткости. При нормальной, спокойной статике большинства крестово-купольных сооружений роль воздушных связей в обеспечении их равновесия не является определяющей. Податливость анкеров, температурные деформации металла, коррозия затяжек и шплинтов - все это не позволяет считать воздушные связи долговременным и равнопрочным звеном распорных конструкций. Воздушные связи активно работают как арочные затяжки при возведении здания и в течение всего периода твердения раствора. На этой стадии стены, столбы и диафрагмы еще не создают устойчивого контура для арок и сводов, а распор подпружных арок, несущих полный вес незатвердевшей кладки сводов и световых барабанов, намного превышает значение действительного распора от фактической длительной нагрузки. В дальнейшем функция воздушных связей в качестве затяжек крестово-купольной системы может быть весьма умеренной. Но в случае деформации объема связи могут препятствовать горизонтальным смещениям пят сводов и арок. Связи включаются в работу и при увеличении нагрузки на своды, а также при изменении общей схемы здания.

Кирпичная кладка стен, столбов, арок, парусов и сводов

Кладка кирпичных стен

Кладка кирпичных стен храмов в целом не отличается от других сооружений, однако должна выполняться сплошной, без вставок с утеплителем ввиду 1-го класса по долговечности здания храма. Толщина стен определяется расчетом в зависимости от вида конструкции покрытия (учитывая распорные усилия, создаваемые кирпичными арочными и купольными конструкциями), высоты стен, типа кирпича, климатического района и выполнения условий энергосбережения. В кирпичных храмах с кирпичными сводами общей площадью 300-750 м2 толщина стен обычно составляет в четверике 3-4 кирпича (770-1030 мм), в трапезной части и алтаре - 2,5-3 кирпича (640-770 мм), в нижнем ярусе колокольни - 4-6 кирпичей (1030-1550 мм). При монолитных сводах, не создающих распорных усилий, стены выполняются, как правило, из глиняного кирпича марки 100, на растворе марки 75 толщиной 640-900 мм. Кладку углов выполняют с армированием сеткой через каждые 5 рядов кладки.

Кладка стен из кирпича должна выполняться по многорядной или однорядной (цепной) системе перевязки швов, а кирпичная кладка столбов и узких простенков шириной не более 1 м - по трехрядной системе перевязки.

Кирпичные столбы и простенки шириной 21/2 кирпича и менее следует выкладывать из отборного целого кирпича.

При наличии распора сводов во избежание появления трещин в местах угловых соединений стен рекомендуется закладывать связи из стальной сетки длиной около 1 м в каждую сторону через каждые 2 м, а в пятах сводов для снижения распора следует размещать металлические связи или монолитные пояса.

Связи должны входить в каждую из примыкающих стен не менее чем на 1 м, считая от внутреннего угла, образованного этими стенами, и заканчиваться крюками. Связи не должны пересекать вентиляционных каналов.

Невысокие стены пристроек притворов, папертей и тамбуров с собственными фундаментами во избежание появления трещин в местах стыков из-за разности нагрузок следует возводить или присоединять к основным массам здания храма только после осадки последних.

Кладка лицевой стороны неоштукатуриваемых и необлицовываемых фасадных стен производится из лицевого или отборного целого кирпича с правильными ребрами и углами. Рисунок перевязки должен быть указан в проекте.

Для перекрытия проемов в стенах, как правило, должны применяться арочные перемычки, укладываемые по ходу кладки.

Под нижний ряд кирпича в рядовых перемычках укладывается в слой раствора стальная арматура из расчета по одному стержню сечением 0,2 см2 на каждые 1/2 кирпича толщины стены, если по проекту не требуется более сильное армирование.

Клинчатые перемычки, выкладываемые из обыкновенного кирпича, выполняются с клинообразными швами толщиной не менее 5 мм внизу и не более 25 мм вверху. Кладка таких перемычек производится с двух сторон, в направлении от пят к середине.

Применение рядовых и клинчатых перемычек не допускается при пролетах более 2 м, а также в зданиях, где возможна неравномерная осадка стен.

Свес каждого ряда кирпичной кладки в карнизах допускается не более 1/3 длины кирпича, а общий вынос кирпичного неармированного карниза допускается не более половины толщины стены. Карнизы с общим выносом более половины толщины стены следует устраивать из армированной кирпичной кладки, из белокаменных и других подобных элементов, заанкериваемых в кладке. Конструкция таких карнизов должна быть указана в проекте.

Карнизы с большим выносом выполняются с защемлением сплошной плиты в кладке или с опиранием на металлические элементы, заложенные в стену. Во время устройства карниза его временно удерживают деревянными подпорками.

В кладке стен из многодырчатого и пустотелого кирпича открытые свешивающиеся ряды карнизов, поясков, парапетов, а также части стен, требующие тески, выкладываются из обыкновенного (полнотелого) или специального (профильного) лицевого кирпича.

Для крепления мауэрлата основания главы в кладке карниза закладываются вертикальные металлические штыри.

Обрез кирпичного цоколя и другие выступающие части кладки должны быть надежно защищены от атмосферных влияний согласно проекту.

Отделка фасадов облицовочными материалами выполняется, как правило, одновременно с кладкой стен.

При реконструкции и реставрации стен наружный выветренный слой кирпичной кладки приходится докомпоновывать. Докомпоновка может осуществляться двумя способами: домазкой (для восполнения незначительных утрат поверхности кирпичной кладки в пределах 3-5 см) и вычинкой (при значительных утратах кирпичной кладки).

Для домазок используется состав, состоящий из портландцемента М500, кирпичной крошки, суперпластификатора С-3 и воды. Для соответствия цвету реставрируемой кладки в состав добавляют пигменты железного и свинцового сурика. Подбор растворов для докомпоновки осуществляется на основе физических характеристик кладки, определяемых путем испытаний отобранных проб.

Вычинку следует выполнять, используя реставрационный кирпич, соответствующий старому, и обязательно на растворе, содержащем известь.

После докомпоновки можно использовать обмазочную известково-цементную смесь, наносимую кистью или рукавицей на поверхность кладки.

Кладка столбов и пилонов

Площадь сечения кирпичных столбов, несущих барабан главы, определяется расчетом и в храмах вместимостью 600-1000 человек может быть до 4 м2. Ширина их составляет ориентировочно 1/5 - 1/4 от пролета арок. Форма сечения столбов зависит от расположения сводов и чаще всего бывает крестообразной. Через 7-8 рядов кладку следует перевязывать металлической сеткой.

Кирпичная кладка столбов должна выполняться в перевязку на всю толщину, а не только по краям с забутовкой середины.

Пилястры, поддерживающие пяты арок, для предотвращения отслаивания от массива стены должны иметь выступ не более 1 кирпича. Под пятами арок следует укладывать "ступенные" камни - песчаник, доломит, белый камень или устраивать монолитный участок.

Кладка арок и парусов

Кирпичные арки выкладываются по кружалам, устанавливаемым строго по горизонтали и по отвесу. Для устройства арок следует использовать камень или кирпич клиновидной формы, который укладывается строго по направлению к центру, сверяясь по шнурку или бруску, конец которого закреплен в центре арки (рис. 46). При отсутствии готового лекального кирпича затесывают обычный полнотелый кирпич, придавая ему клинообразную форму. При кладке арок следует строго следить за качеством кирпича, направлением и толщиной швов, которая не должна быть больше допустимой по проекту.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 46. Кладка арок (из руководства В.Р. Бернгарда, 1901 г.)

Арки, выкладываемые из обыкновенного кирпича, выполняются с клинообразными швами толщиной не менее 5 мм внизу и не более 25 мм вверху. Кладка таких арок производится с двух сторон, в направлении от пят к середине.

Арки, как правило, выкладывают в два слоя равной толщины, причем оба слоя следует выполнять и "запирать в замках" в верхней части одновременно. После этого кружала сразу же опускают, поочередно вынимая клинья из-под стоек, не допуская перекосов. При небольших размерах столбов пяты второго слоя могут быть приподняты.

Кружала следует изготавливать чуть более выпуклыми, завышая проектную отметку с учетом будущей осадки кирпичной кладки. Для пролета в 6 м завышение должно составлять около 2 см, для пролета в 10 м - около 7 см.

Главные арки в нижней части на высоту половины высоты арки следует выкладывать напуском горизонтальными рядами вместе со столбами (рис. 47). Для придания аркам прочности применяется армирование сеткой с шагом около 50 см.

Требования к архитектурной композиции 7 страница - student2.ru

Рис. 47. Кладка парусов и сводов

Для обеспечения равномерности напряжений в больших арках необходимо возводить их так быстро, чтобы раствор не успевал полностью затвердеть во всех частях арок до момента ослабления кружал.

Наши рекомендации