Архитектурная деятельность Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти
Леонардо да Винчи —ученый, художник, скульптор, инженер и архитектор.Но его строительная деятельность ограничилась лишь инженерными сооружениями и ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда. Тем не менее его влияние на современную итальянскую архитектуру гораздо сильнее, чем это обычно думали. Градостроительные и архитектурные замыслы, сохранившиеся в графическом и литературном наследии Леонардо, входят в число наиболее ценных сокровищ итальянского Возрождения. Леонардо интересовали градостроительные проблемы, инженерные сооружения, различные виды и типы зданий, их конструкции. Среди многочисленных эскизов Леонадо имеются наброски идеального города впервые вышедшие за рамки отвлеченной геометрической схемы. Он задумывался о социальной организации города и о функциональном разделении его транспорта, для которого сочинял многоярусные улицы с каналами для грузовых барж в уровне подвалов.Об интересе мастера к сводам и куполам свидетельствует группа рисунков, включающая аналитические эскизы зданий (церкви Сан Лоренцо в Милане, Сан Спи-рито во Флоренции и др.); зодчий разрабатывает тему купола на круглом, квадратном и восьмигранном основании применительно к сооружениям самой различной планировки.
Рафаэль Санти, величайший живописец в Риме,был одним из самых значительных зодчих Италии. К первым архитектурным произведениям Рафаэля относится церковь Сант Элиджо дельи Орефичи, капелла семьи Агостино Киджи в церкве Санта Мария дель Пололо,собор св. Петра.Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельиОрефичи-это небольшое здание в форме греческого креста отличается от. родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Эта особенность подчеркивается также сосредоточением света в верхних частях, под сводами и в подкупольном барабане. Светлый интерьер поражает лаконичностью и чистотой своих форм, граничащих с абстрактной геометрической схемой, но нигде не теряющих ни телесности, ни ясного выявления их конструктивно- строительных функций. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.
В церкви Санта Мария дель Пополо по рисункам Рафаэля была выполнена погребальная капелла Киджи. План имеет форму квадрата со срезаными углами. Внутреннее пространен почти не сужаясь в поперечнике, переходит с помощью небольших парусов к барабану и довольно плоскому куполу. Отделка интерьера капеллы, хорошо видимого из главного нефа церкви, от которого она отделена только низкой балюстрадой., очень богата и выполнена из цветного мрамора.
В области дворцового строительства Рафаэль первоначально развивал новый композиционный тип. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем и строившееся Лоренцетти. Здание первоначально имело лишь семь осей и, следовательно, ясно выраженную центральную ось), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Вилла Мадам а, проектировавшаяся Рафаэлем строилась на обращенных к Риму склонах холма Мойте Марио, и должна была получить связь с Ватиканом посредством прямой улицы. Рафаэль создал здесь новый тип виллы для кратковременного отдыха среди природы.
Великолепный план,охватывает широко задуманный ансамбль,спускавшийся террасами к Тибру. На верхнем уровне помещалось само здание виллы и открытый театр (не был выполнен), устроенный по примеру древнегреческих прямо на склоне. На средней террасе были разбиты сады, на нижней — устроены конюшни. От Рафаэля сохранились части глазного здания и примыкающий к нему партерный сад.Здание включает расположенную полукругом и обработанную ордером стену, которая в большинстве дошедших до нас рисунков виллы рассматривается как часть круглого двора. Вход посредине полукруглой стены ведет в большую трехпролетную лоджию; кроме нее, в построенной ветви виллы имеется лишь несколько комнат. Окруженное с трех сторон крупными нишами, перекрытое в среднем пролете куполом, а в боковых—крестовыми сводами.
Лестницы по концам первого сада соединяют его с прямоугольным бассейном на нижней террасе и расположенным под сводами нимфеем.