Территорий и объектов хозяйствования республики казахстан
Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года N 100-1
О гражданской обороне
(с последними изменениями от 22 мая 2007 г. № 255-III)
Организация и ведение гражданской обороны - одна из важнейших функций государства, составная часть его оборонных мероприятий.
Настоящий Закон определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны Республики Казахстан, полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства в области гражданской обороны.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Основные понятия и термины
В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:
Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
органы управления гражданской обороны - центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, организации, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий Гражданской обороны в мирное и военное время;
эвакуационные органы - эвакуационные и эвакоприемные комиссии, создаваемые центральными и местными исполнительными органами, организациями для осуществления эвакуации населения, материальных ценностей в безопасную зону, организации их размещения, производственной деятельности и жизнеобеспечения;
силы гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательные отряды, подразделения государственной противопожарной службы;
части Гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, создаваемые Правительством Республики Казахстан;
формирования Гражданской обороны - территориальные и объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые в областях, городах, районах, центральных и местных исполнительных органах, организациях; службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций республиканские, областные, районные, городские службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые решением Правительства Республики Казахстан, Акимами, руководителями центральных и местных исполнительных органов, организаций;
оперативно-спасательные отряды - республиканские, областные, городские, районные организации, предназначенные для ведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах и на объектах повышенной сложности;
сигнал "Внимание всем!" - единый сигнал Гражданской обороны, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения;
фонд защитных сооружений - совокупность всех имеющихся инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты производственного персонала и населения от современных средств поражения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.
Статья 2.Законодательство Республики Казахстан в области гражданской обороны
1. Законодательство Республики Казахстан в области гражданской обороны основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных
нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. (Исключен на основании).
Статья 3. Основные задачи Гражданской обороны
Защита населения и объектов хозяйствования первостепенной задачей Гражданской обороны и осуществляется на основе научного определения оптимальных способов действия населения и заблаговременной подготовки территорий и объектов хозяйствования в интересах уменьшения ущерба при применении современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами Гражданской обороны являются:
1) организации, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;
2) создание сил Гражданской обороны, их подготовка и поддерживание в постоянной готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях;
3) подготовка персонала центральных и местных исполнительных органов, организаций и обучение населения;
4) наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановкой;
5) обеспечение мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
6) проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования;
7) накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества Гражданской обороны;
8) оповещение населения, центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке;
9) проведение поисково-спасательных и других неотложных работ, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуации из опасных зон;
10) защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эпизоотий и эпифитотий.
Статья 4.Принципы и порядок организации Гражданской обороны
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории республики.
Реализация мероприятий Гражданской обороны осуществляется центральными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления
Республики Казахстан, организациями, органами управления и силами Гражданской обороны, гражданами Республики Казахстан.
Подготовка по гражданской обороне проводится заблаговременно, с учетом развития современных средств поражения и наиболее вероятных на данной территории, в отрасли или организации чрезвычайных ситуаций.
В целях комплексного и дифференцированного проведения мероприятий Гражданской обороны, исходя из степени важности, осуществляется отнесение городов к группам, а организаций к категориям по гражданской обороне в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны несут руководители центральных, местных исполнительных органов Республики Казахстан и организаций.
Центральные и местные исполнительные органы, организации ежегодно в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан, представляют отчет о выполнении мероприятий Гражданской обороны.
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,
ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 5.Мероприятия Гражданской обороны по защите населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Мероприятия по защите населения, территорий и объектов хозяйствования проводятся заблаговременно и являются обязательными для центральных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения Республики Казахстан.
В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местными исполнительными органами, организациями проводятся:
-разработка перспективных и текущих планов по защите населения, населенных пунктов и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов действий по их ликвидации;
-комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования и обеспечению безопасности рабочего персонала в чрезвычайных ситуациях;
-создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения;
-создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание помощи
пострадавшим (Исключен на основании);
-планирование застройки территорий с учетом возможных наводнений, селей, оползней и других опасных экзогенных явлений;
-создание резерва временного жилья для населения, оставшегося без крова при чрезвычайных ситуациях;
-организация системы мониторинга, оповещения населения и хозяйствующих субъектов о техногенных авариях, возможных наводнениях, селях, оползнях и других опасных экзогенных явлениях;
-создание запасов продовольствия, медикаментов и материально-технических средств на объектах жизнеобеспечения.
Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказывает помощь пострадавшим.
Статья 6.Мероприятия Гражданской обороны по защите от землетрясений
1. В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от возможных землетрясений заблаговременно проводится следующий комплекс мероприятий;
развитие республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
научное прогнозирование, оценка сейсмической опасности и сейсмическое микрорайонирование территории республики;
разработка строительных норм и правил с учетом сейсмической опасности;
научное обоснование расчетов и проектирование эффективных конституций сейсмостойкости зданий и сооружений и надежного функционирования объектов хозяйствования;
осуществление контроля за качеством строительства сейсмостойких зданий и сооружений;
обеспечение сейсмостойкости и надежного функционирования зданий и сооружений существующей застройки;
регулирование застройки территорий с учетом возможных сейсмических воздействий.
2. при ликвидации последствий землетрясения проводятся следующие мероприятия:
получение информации о землетрясении, принятие решения и доведение его до регионов республики;
Организация управления поисково-спасательными и другими неотложными работами, а также их материально-техническое обеспечение;
руководство действиями сил и средств Гражданской обороны и другими мероприятиями, согласно плану ликвидации последствий землетрясений.
3. Руководители центральными, местных представительных и исполнительных органов, организаций в пределах своей компетенции, в целях защиты населения и снижения экономического ущерба от возможных землетрясений заблаговременно обязаны;
организовывать проведение сейсмического районирования и оценку сейсмической опасности на подведомственных территориях, на которых расположены объекты хозяйствования, представляющие повышенную опасность для населения и окружающей среды, а также в районах интенсивной нефте-, газодобычи и подземных выработок;
производить работы по антисейсмическому усилению зданий и сооружений, прежде всего жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, больниц, других зданий, сооружений с массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения и связи, канализации), химических и взрывоопасных производств;
предусматривать при проведении капитальных ремонтов несейсмостойких зданий и сооружений обязательное антисейсмическое усиление их строительных конструкций;
не допускать строительства зданий и сооружений без принятия специальных мер по обеспечению их сейсмостойкости, а также строительства в зонах тектонических разломов,
неблагоприятных грунтовых условий и на оползнеопасных склонах.
4. В целях ликвидации последствий землетрясения руководители центральных и местных исполнительных органов и организаций обязаны:
организовывать проведение поисково-спасательных работ и оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
осуществить сбор и представление в вышестоящие органы и населению информации о силе землетрясения, разрушениях, потерях и принимаемых мерах по ликвидации его последствий;
организовать ликвидацию последствий землетрясения и другие мероприятия жизнеобеспечения населения.
Статья 7.Мероприятия Гражданской обороны по защите от последствий изменения уровней морей и крупных водоемов
1. Мероприятия по защите от наводнений, затоплений и обмеления морей и крупных водоемов направлены на обеспечение безопасности населения, объектов хозяйствования,
инфраструктуры и включают:
научные исследования и прогнозирование возможных последствий от изменения уровней морей и крупных водоемов;
проектирование, строительство и эксплуатацию защитных гидротехнических и иных сооружений;
планирование застройки территорий с учетом результатов научных исследований изменения уровня морей и крупных водоемов;
организацию систем мониторинга уровня изменения морей и крупных водоемов, состояния окружающей Среды, оповещения населения и хозяйствующих субъектов о нагонных явлениях в прибрежной зоне.
2. Центральные, местные представительные и исполнительные органы, организации в целях защиты населения, территорий, снижения экономического ущерба от изменения уровня морей и крупных водоемов, в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать развитие научных основ и методов прогноза динамики уровней поверхности морей и крупных водоемов;
организовывать и контролировать качество строительства защитных гидротехнических и иных сооружений в районах возможных наводнений;
не допускать отвода земельных участков под застройку объектов, для хозяйственных нужд без учета соответствующих нормативных актов в зонах возможных наводнений, затоплений и подтоплений;
на всех стадиях недропользования в приоритетном порядке обеспечивать соблюдение экологических требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
обеспечить постоянный мониторинг земель, почвенного и растительного покрова и подземных вод в прибрежных зонах морей и крупных водоемов.
Статья 8.Мероприятия Гражданской обороны по защите от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых
Мероприятия, реализуемые центральными, местными представительными и исполнительными органами и организациями по обеспечению безопасности территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в пределах своей компетенции включают:
научные исследования, прогнозирование и оценку опасности возможных последствий добычи полезных ископаемых для населения и окружающей Среды;
планирование застройки территорий, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений с учетом перспектив развития добычи полезных ископаемых и ее влияния на устойчивость геологических структур;
повышение надежности и устойчивости существующих зданий и сооружений в районах разрабатываемых месторождений;
организацию систем мониторинга состояния окружающей Среды и технологических условий разрабатываемых месторождений и оповещение населения и хозяйствующих субъектов о возможных чрезвычайных ситуациях;
организацию и проведение превентивных мероприятий по снижению возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений, а при невозможности их проведения - прекращение добычи и консервацию месторождений с выполнением необходимого комплекса защитных мероприятий.
Статья 9.Мероприятия Гражданской обороны по защите населения, территорий и объектов хозяйствования от современных средств поражения
В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования, снижения ущерба и потерь при угрозе и применении современных средств поражения проводятся:
1) заблаговременно:
разработка планов Гражданской обороны на мирное и военное время;
создание и развитие систем управления, оповещения и связи Гражданской обороны и поддержание их в готовности к использованию;
создание, укомплектование, оснащение и поддержание в готовности сил Гражданской обороны;
подготовка органов управления и всеобщее обучение населения способами защиты и действиям в случаях применения средств поражения;
строительство и накопление фонда защитных сооружений Гражданской обороны и содержание их в готовности к функционированию;
создание, накопление и своевременное освежение запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических средств, резервов для выполнения мероприятий Гражданской обороны и жизнеобеспечения населения;
планирование и проведение эксплуатационных мероприятий;
планирование и выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и объектов хозяйствования;
проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
2) при применении средств поражения:
оповещение об угрозе и применении средств поражения, информирование населения о порядке и правилах действий;
укрытие населения в защитных сооружениях, при необходимости использование средств индивидуальной защиты;
оказание медицинской помощи раненным и пораженным;
проведение поисково-спасательных и других неотложных работ; восстановление нарушенных систем управления, оповещения и связи;
проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения населения и объектах хозяйствования;
восстановление готовности формирований Гражданской обороны;
проведение эвакуационных мероприятий.
Статья 10.Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны
Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны разрабатываются и проводятся заблаговременно.
Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны должны предусматриваться при составлении схем и проектов районной планировки и застройки территорий, населенных пунктов, промышленных зон, в проектах строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения организаций.
Проектно-сметная документация на развитие регионов, застройку территорий, строительство и реконструкцию населенных пунктов и объектов хозяйствования согласовывается с территориальными органами по чрезвычайным ситуациям.
Статья 11.Подготовка специалистов и населения по Гражданской обороне
1. Подготовка по вопросам Гражданской обороны является обязательной для всех граждан Республики Казахстан и проводится по соответствующим учебным программам. Для подготовки используются и средства массовой информации.
2. Подготовка и переподготовка руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций осуществляется в центрах подготовки.
3. Подготовка специалистов для Гражданской обороны осуществляется в военных, гражданских учебных заведениях Республики Казахстан, а также в зарубежных государствах и в международных центрах.
4. Подготовка населения страны по Гражданской обороне проводится по месту работы, учебы и жительства, начиная с дошкольных учреждений.