Требования к рельефу элементов аэродромов
3.5. Поперечные уклоны поверхности элементов аэродромов должны быть не менее для:
- ИВПП ...............…………………………………….. 0,008 (1% по ІСАО)
- РД, МС, перронов и площадок специального назначения . 0,005 (по ІСАО не нормируется – не должно быть скопления воды)
- грунтовых обочин ИВПП, РД, перронов и площадок специального назначения . 0,015 (по ІСАО не нормируется – не должно быть скопления воды)
Продольные и поперечные уклоны поверхности грунтовых элементов (за исключением грунтовых обочин) должны быть не менее при грунтах:
глинистых и суглинистых ...... 0,007
супесчаных, песчаных, гравийных, щебенистых .0,005
Таблица 1
Вид уклона | Максимально допускаемое значение уклона элементов с искусственным покрытием для аэродромов классов и кодов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А, Б, В | Г | Д | Е
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный уклон участков ИВПП: среднего концевого | 0,0125 0,008 | 0,015 0,015 | 0,015 0,015 | 0,020 0,015 | 0,020 0,020 | 0,020 0,020 | 0,015 0,008 | 0,0125 0,008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поперечный уклон ИВПП | 0,015 | 0,015 | 0,020 | 0,020 | 0,015 (для С – F) | 0,020 (для А – В) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный уклон РД: магистральных и соединительных вспомогательных | 0,015 0,020 | 0,025 0,030 | 0,025 0,030 | 0,030 0,030 | 0,015 (для С – F) | 0,030 (для А – В) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поперечный уклон РД | 0,015 | 0,020 | 0,020 | 0,020 | 0,015 (для С – F) | 0,020 (для А – В) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный и поперечный уклоны перронов, МС и площадок специального назначения | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,020 | 0,010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП | 0,008 | 0,015 | 0,015 | - | 0,020 | 0,020 | 0,015 | 0,0125 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поперечный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП | 0,015 | 0,015 | 0,020 | - | 0,015 (для С – F) | 0,020 (для А – В) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поперечный уклон укрепляемых отмосток ИВПП, перронов, МС и площадок специального назначения, обочин РД (вне пределов летной полосы) | 0,025 | 0,030 | 0,030 | 0,030 | Восходящий 0,025 (для С – F) Нисходящий 0,050 | Восходящий 0,030 (для А – В) Нисходящий 0,050 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний продольный уклон ИВПП | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,017 | 0,020 | 0,020 | 0,010 | 0,010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П р и м е ч а н и я : 1. Длина концевых участков ИВПП при назначении продольных уклонов принимается равной 1/6 длины ИВПП. 2. На концевых участках ИВПП продольные уклоны должны быть одного направления (только восходящие или только нисходящие). 3. Уклоны РД и обочин РД, располагаемых в пределах ЛП, должны соответствовать уклонам, принятым для ЛП. 4. Под средним продольным уклоном ИВПП понимается отношение разности отметок начала и конца ИВПП к ее длине по СНиП и отношение разности максимальной и минимальной отметки к длинне ВПП по ІСАО.. |
Таблица 2
Элемент аэродрома | Минимальный радиус, м, вертикальных кривых в продольном направлении для элементов аэродромов классов (кодов) | |||||||
А | Б, В | Г, Д | Е | |||||
ИВПП ГВПП БПБ и КПБ РД: магистральная и соединительная вспомогательная |
3.9. Величина излома (алгебраической разности смежных уклонов) Δimax поверхностей элементов аэродрома в пределах вертикальной кривой должна удовлетворять условию
где s - шаг проектирования вертикальной кривой, м;
rν - минимальный радиус вертикальной кривой, м.
3.10. Величина излома ΔI сопрягаемых поверхностей искусственных покрытий аэродромов всех классов (кроме класса Е) не должна превышать 0,015, аэродромов класса Е — 0,02.
3.11. Продольный профиль ИВПП должен обеспечивать:
взаимную видимость на расстоянии не менее половины длины ИВПП двух точек, находящихся на высоте 3 м от поверхности ИВПП для аэродромов классов А, Б, В, Г и Д и на высоте 2 м— для аэродромов класса Е.
Тип гидрогеологических условий | Глубина горизонта подземных вод к началу промерзания грунта |
Больше глубины промерзания на: 2,0 м – в глинах, суглинках пылеватых; 1,5 м – в суглинках, супесях пылеватых; 1,0 м – в супесях, песках, песках пылеватых Больше глубины промерзания, но меньше, чем для 1-го типа Меньше глубины промерзания | |
П р и м е ч а н и я: 1. Глубина промерзания определяется расчетом для открытой очищенной от снега поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки поверхности аэродрома и теплотехнических характеристик материалов оснований и покрытия. 2. Глубина горизонта подземных вод к началу промерзания грунта исчисляется от верха покрытия до уровня подземных вод, установленного изысканиями, а при наличии глубинного дренажа или других водопонижающих устройств — до верха депрессионной кривой. |
Возвышение поверхности покрытия над расчётным уровнем подземных вод должно быть не менее:
Грунт насыпи (основания) | Минимальное возвышение поверхности над уровнем подземных вод в дорожно-климатических зонах | ||
II | III | IV | |
Песок средней крупности | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
Мелкий песок, супесь. | 1,6 | 1,2 | 1,1 |
Глина, суглинок, супесь пылеватая | 2,3 | 1,8 | 1,5 |
Если усиливается (наращивается) не вся ВПП, то между усиленным участком и существующим покрытием устраивается пандус из асфальтобетона. Не рассматривая его конструкцию, рассмотрим только его вертикальный профиль из условий безопасности выполнения взлётно-посадосных операций.
Длина продольного пандуса рассчитывается по формуле:
lпр = (t - 2)/∆iпр
Длина поперечного пандуса рассчитывается по формуле:
lпп = (t - 1)/∆iпп
где: t –толщина слоя асфальтобетона в см.;
∆iпр – разность поперечного уклона ВПП и продольного уклона пандуса = 0,02;
∆iпп – разность продольного уклона ВПП и поперечного уклона пандуса = 0,008.
В случае выполнения работ без прекращения эксплуатации аэродрома, в конце каждой смены необходимо устраивать временные пандус длинной не менее 1 м при толщине слоя асфальтобетона до 5 см, и 2 м при толщине слоя до 10 см. Перед началом работ пандусы убираются.