Трубопроводная арматура
Трубопроводная арматурапредназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.
Запорная арматура(задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая(регуляторы давления) -для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная(обратные и предохранительные клапаны) - для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.
Задвижкаминазываются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти. Конструктивно (рис. 12.10) задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, снабженный двумя патрубками для присоединения к трубопроводу (с помощью фланцев или сварки) и шпиндель, соединенный с запорным элементом и управляемый с помощью маховика или специального привода. Место выхода шпинделя из корпуса герметизируется с помощью сальникового уплотнения.
По конструкции ушютнителыюго затвора задвижки делятся на клиновые и параллельные.
На магистральных нефтепроводах задвижки оснащают электроприводом (рис. 12.11).
Регуляторами давленияназываются устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление - до или после регулятора - различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».
Рис. 12.11. Задвижка стальная фланцевая с злекторприводом: 1 - коробка электрического включения; 2 - маховик ручного привода; 3 - редуктор; 4 - электродвигатель; 5 - шпиндель; 6 - крышка; 7 - корпус | ||
Рис. 12.10. Задвижка 30с64нж |
Предохранительными клапанаминазываются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины. На нефтепроводах применяют мало- и полноподъемные предохранительные клапаны закрытого типа, работающие по принципу сброса части жидкости из места возникновения повышенного давления в специальный сборный коллектор (рис. 12.12).
Обратным клапаномназывается устройство для предотвращения обратного движения среды в трубопроводе. При перекачке нефти применяют клапаны обратные поворотные - с затвором, вращающимся относительно горизонтальной оси (рис. 12.13).
Арматура магистральных нефтепроводов рассчитана на рабочее давление 6,4 МПа.