Фрагменты карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации

Фрагменты карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - student2.ru

Фрагменты карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - student2.ru

Фрагменты карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - student2.ru

Приложение Г

(справочное)

Пояснительная записка

Введение

В основу разработки строительных норм Краснодарского края (СНКК) были положены:

первая и вторая редакции проекта новых федеральных норм "Строительство в сейсмических районах";

предыдущие редакции СНКК (1998-2000гг);

материалы 2-й Российской Национальной конференции по сейсмостойкому строительству и сейсмическому районированию (Сочи, 14-17 октября 1997г.) и научно-практической конференции "Причины кризисного состояния строительного комплекса края и меры по его преодолению" (Краснодар, 23 января 1998г);

фондовые материалы и статотчетность о структуре и состоянии строительной индустрии края;

инженерно-геологическая карта краснодарского края;

разработки ЦНИИСК им. Кучеренко и других Российских институтов, а также широкий перечень опубликованных отечественных и зарубежных материалов в области сейсмостойкого строительства;

нормы зарубежных стран в области сейсмостойкого строительства.

Согласно технического задания, территориальные нормы должны охватывать все основные вопросы строительства в сейсмических районах Краснодарского края, систематизируя информацию, прежде всего, для потенциальных инвесторов (заказчиков) и подрядчиков. В связи с этим структура, объем и состав СНКК существенно отличаются от принятых в федеральных нормах и, с этой точки зрения, СНКК больше напоминает "Свод правил". Однако, пункт 5.1 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" для субъектов Российской Федерации предусматривает только один вид нормативных документов - территориальные строительные нормы.

Концепция СНКК

Разработчики норм предприняли некоторые шаги по дополнению действующих Федеральных норм положениями, развивающими концепцию сейсмостойкого строительства элементами сейсмобезопасности. Здесь под сейсмостойкостью понимается способность зданий и сооружений воспринимать сейсмические нагрузки без разрушения несущих конструкций или возникновения недопустимых перемещений, деформаций и кренов (с целью обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования), а под сейсмобезопасностью - отсутствие прямых или косвенных недопустимых негативных воздействий (со стороны зданий, сооружений или их оборудования) на людей, оборудование или другие здания, сооружения и объекты в связи с землетрясением. Иными словами, сейсмобезопасность - это комплекс технических, организационных, экономических и юридических мероприятий, обеспечивающий:

недопущение возникновения чрезвычайных (в терминах МЧС) социальных, экологических или экономических ситуаций;

минимизацию возможных негативных последствий и ущербов, а также смягчение прямых и косвенных вредных (отрицательных) воздействий;

возможность быстрого и эффективного восстановления нормальной жизнедеятельности как отдельного объекта, так и региона в целом.

С этой точки зрения все сейсмобезопасные здания должны обладать необходимой сейсмостойкостью, но сейсмостойкость здания еще не гарантирует его сейсмобезопасность. Например, здание благополучно перенесшее землетрясение не будет являться сейсмобеэопасным, если находившиеся в нем люди не смогли покинуть его из-за того, что заклинило металлическую выходную дверь, а окна нижних этажей были закрыты решетками (так как возможны косвенные риски - пожары, утечки газа и т.д.). Можно привести другой пример, когда одно и то же здание меняет свой статус в зависимости от конкретного места расположения: если возможно обрушение архитектурных элементов или внешнего остекления, то такое здание (даже сейсмостойкое), расположенное вдоль оживленной пешеходной дорожки или остановки транспорта не будет сейсмобезопасным, а это же задание, расположенное в глубине квартала и отделенное широким газоном от пешеходной дорожки, - будет.

Концепция сейсмобезопасного строительства основана на теории живучести сложных систем и подразумевает существенно разные требования к компонентам (зданиям, сооружениям) с различной степенью ответственности. Она рассматривает здание (сооружение) не только с позиции сохранения самого здания, жизни людей или предметов, находящихся в нем, но и учитывает возможные социальные, экономические и экологические последствия его разрушения. Хорошая основа такого дифференцированного подхода уже имеется во многих действующих нормах, поэтому в СНКК она была дополнена положениями, учитывающими специфику землетрясения, как стихийного бедствия: почти полная не прогнозируемость (в нынешних условиях), краткосрочность, наличие афтершоков, высокая вероятность пожаров и утечек, разрушение всех видов коммуникаций и т.д.

В СНКК эта концепция реализована путем разделения зданий и сооружений на различные категории сейсмобезопасности (см. Таблицу 1 в СНКК). В основу классификации положен характер функционирования объекта после землетрясения: объекты I категории должны сохранять нормальную работоспособность, II - работать хотя бы в аварийном режиме, для III категории допускается полная остановка, а деятельность объектов IV категории не регламентируется (естественно, важнейшим требованием остается обеспечение безопасности людей).

В рамках СНКК граница между жилыми и производственными зданиями в значительной мере нивелируется и нормы исходят из того, что квартира - это не только (и даже не столько) стены, но и весь комплекс инженерных коммуникаций и бытовой техники. Это позволяет применять термин "функционирование объекта" к любым зданиям: жилым, общественным, производственным и т.д.

Логическим следствием этого явилось введение раздела "неконструктивные элементы", т.е. элементы архитектурного и инженерного оборудования зданий, не участвующие в восприятии сейсмических нагрузок и учитываемые в расчете только как инертная масса. При всем многообразии таких элементов можно выделить несколько общих принципов их взаимодействия с элементами конструкций зданий и между собой. Эти общие подходы включены в нормы.

В СНКК добавлен ряд новых разделов, - "Стыки", "Отделка" и т.д. Они содержит как требования, ранее встречавшиеся в отечественной литературе, так и новые положения, основанные на анализе опыта последних землетрясений. Например, применение подвесных потолков не рекомендуется в помещениях, где расположены диспетчерские пульты и другое оборудование, управляемое путем нажатия клавиш и выключателей. Это связано с тем, что падающие панели подвесных потолков могут переключать оборудование и создавать дополнительные факторы сейсмической опасности, не учитываемые в проекте или инструкциях по аварийному функционированию объекта.

Иными словами, сейсмобезопасность является более широким понятием и включает в себя сейсмостойкость конструкций также, как пожаробезопасность включает в себя требования к огнестойкости материалов. Фактически, концепция сейсмобезопасности подразумевает комплексный подход к строительству и рассматривает здание (сооружение) во взаимосвязи с окружающим миром, как элемент градостроительного комплекса (это одна из причин большого объема и широкого круга вопросов, рассмотренных в СНКК). С этой точки зрения концепция сейсмобезопасности является своеобразной формой градостроительной политики, направленной на эффективное использование имеющихся ресурсов (земельных, материальных и т.д.) с целью обеспечения необходимой сейсмической безопасности населения.

Подробное обсуждение преимуществ и недостатков различных концепций выходит за рамки настоящего документа, а краткое сравнение концепций приводится в Таблице Г1. При рассмотрении этой таблицы следует иметь в виду, что речь идет не столько о самом факте наличия или отсутствия тех или иных положений, сколько об акцентах.

Таблица Г1

Краткое сравнение концепций

Концепция "Сейсмостойкости" Концепция "Сейсмобезопасности"
1. Здание рассматривается изолированно от основного градостроительного комплекса. Здание рассматривается как неотъемлемая часть градостроительного комплекса. Например, сейсмостойкость новых типов зданий увязывается с положением основных транспортных магистралей и коммуникаций.
2. Предусматриваются только мероприятия, направленные на недопущение разрушения здания. Предусматриваются мероприятия направленные как на недопущение разрушения здания, так и на смягчение последствий в случае разрушения. Например, даны рекомендации по ориентации протяженных зданий по отношению к единственным проездам.
3. Подразумевает, что предусмотренные нормами мероприятия на практике надежно гарантируют безопасность людей и сохранность оборудования. Подразумевает возможность ошибки в оценке сейсмического риска, конструкций здания, качества его изготовления и других факторов. Фактически, СНКК рассматривает технические требования не только с позиции противостояния землетрясению, но и сточки зрения ликвидации последствий стихийного бедствия (с учетом выше указанных его особенностей)
4. Конструкции здания и коммуникации рассматриваются изолированно друг от друга. Здание и его инженерное оборудование рассматриваются как единый технический комплекс, причем учитываются особенности режима эксплуатации различных компонентов.
5. Упор делается на совершенствование отдельных типов зданий и конструкций (стимулирует массовое тиражирование узкого круга типов зданий). Основное внимание уделяется общим принципам и подходам при разработке различных конструкций.
6. Подразумевается использование, преимущественно, для строительства новых зданий. Взаимоувязывает все фазы жизни здания: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и ликвидация.
       

Аналогичные подходы имеются в нормах ряда зарубежных стран. Например, а нормах США используется понятие "сейсмического риска строительства" и в зависимости от его величины дифференцируются требования к зданиям и сооружениям. В России гидротехнические сооружения в зависимости от класса рассчитываются на паводки (нагрузки) разной обеспеченности (вероятности).

Этот опыт учтен в СНКК, где предусматривается, что изменение требований по сейсмостойкости не должно приводить к снижению сейсмобезопасности людей и материальных ценностей. Для этого был проведен анализ последствий землетрясений (в странах СНГ и за рубежом) за последние 20 лет, который показал, что сейсмостойкость зданий и сооружений в существенной мере зависит от следующих факторов:

инженерно-геологических условий строительства;

типа и материала несущих конструкций здания;

объемно-планировочных решений;

качества строительства.

Многочисленные опубликованные материалы показывают, что здания, расположенные вне геопатогенных зон (в данном случае, -тектонических разломов, слабых грунтов, крутых склонов и т.д.), построенные с хорошим качеством из монолитных или крупносборных элементов, и имеющие простые (симметричные) объемно-планировочные решения, очень хорошо переносят землетрясения. Эти факторы были выделены из обширного списка еще и потому, что обладают рядом преимуществ в нынешних экономических условиях России. Они либо легко поддаются контролю (как например, объемно-планировочные решения), либо являются объективной потребностью общества (повышение качества). В связи с этим, в предлагаемой Вашему вниманию редакции СНКК регламентации и контролю за указанными факторами уделено особое внимание и посвящены специальные разделы.

Безусловно в СНКК нашли свое отражение природные и техногенные особенности территории Краснодарского края, а также специфика строительной базы. Например, в тексте отсутствуют требования для вечно мерзлых грунтов, однако, даны рекомендации для районов с широким развитием водных мелиорации, затопляемых территорий в нижнем бьефе Краснодарского водохранилища, учтены особенности крупнопанельных и объемно-блочных зданий (типа "лежащий стакан") и т.д.

Методика изложения

При разработке норм невозможно детально предвидеть всё многообразие практических задач и дать оптимальные рекомендации по их решению. В связи с этим, разработчики вынуждены наряду с абсолютно жесткими требованиями, выраженными в терминах "следует" или "не допускается", использовать более мягкие формулировки, типа "следует, как правило," или "следует избегать". Эти формулировки использовались в том случае, если разработчикам были известны редкие специфические ситуации, когда отступление от этих положений может способствовать повышению сейсмобезопасности или приводить к другим положительным эффектам при соблюдении требуемого уровня безопасности. Отступление от этих положений допускается при соблюдении следующих условий:

наличии документации о проработке обоих вариантов (по требованиям СНКК и принимаемого) технических решений с детальностью, достаточной для принятия однозначного решения;

письменном уведомлении Заказчика (Владельца) объекта и соответствующих уполномоченных государственных органов о принятых отступлениях (в пояснениях к проекту или исполнительной документации).

По тем же причинам в СНКК сохранено небольшое количество рекомендательных положений. Как правило, они развивают соответствующие обязательные пункты.

Уточнение нарты ОСР-97

Масштаб карт и список населенных пунктов, включенные в комплект ОСР-97, не позволяют непосредственно их использовать для практических целей на территории Краснодарского края. С этой целью в рамках подготовки текущей редакции территориальных строительных норм совместно с институтом физики Земли РАН был выполнен большой объем работ по уточнению положения разграничительных линий на местности (т.е. речь идет не об уточнении карты, а о переносе разграничительных линий на карты более мелкого масштаба).

За основу была взята карта Краснодарского края масштаба 1:1000000. При проведении разграничительных линий на местности учитывались фактические размеры населенных пунктов (а не точки, как в ОСР-97) и если линия пересекала или хотя бы касалась административных границ, то весь населенный пункт относился к более высокой сейсмичности.

Список населенных пунктов Краснодарского края, включенный в ОСР-97, дополнен за счет мелких населенных пунктов, расположенных вдоль разграничительных линий, а сами названия выделены в списке знаком "плюс" (+).

Заключение

Ваши отзывы и предложения просим направлять по адресу Департамента по строительству и архитектуре Краснодарского края или непосредственно руководителю коллектива разработчиков академику Шадунцу К.Ш. по адресу:

350044 г. Краснодар, ул. Калинина 13, КубГАУ, стройфак, НТЦ "ГеоПроект"

тел.: (8912) 50-64-65, 56-09-39 факс: (8612) 80-29-35

Убедительно просим присылать Ваши отзывы на официальных бланках с подписями ответственных лиц. Замечания и предложения просим формулировать так, чтобы был четко ясен смысл текста, а дополнения и предложения имели полные ссылки на опубликованные материалы или официальные документы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2001 года № 244 "О введении в действие территориальных строительных норм Краснодарского края"

В целях обеспечения сейсмобезопасного строительства и сейсмостойкости объектов народного хозяйства на территории края, обеспечения нормативного уровня теплозащиты и эффективного использования энергоресурсов при осуществлении строительной деятельности, руководствуясь постановлением главы администрации края от 16 ноября 2000 года № 862 "О Порядке разработки, согласования, утверждения, направления на регистрацию, принятия, введения в действие и издания территориальных строительных норм Краснодарского края", ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Ввести в действие с 15 апреля 2001 года на территории Краснодарского края территориальные строительные нормы: СНКК 22-301-2000 "Строительство в сейсмических районах Краснодарского края" (ТСН 22-302-2000 Краснодарского края) и СНКК 23-302-2000 "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по теплозащите зданий" (ТСН 23-319-2000 Краснодарского края), утверждённые департаментом по строительству и архитектуре Краснодарского края и зарегистрированные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

2. Установить, что:

2.1. Настоящие нормы подлежат обязательному исполнению отраслевыми органами исполнительной власти края, исполнительными органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими строительную деятельность на территории края.

2.2. Объекты, начатые строительством до вступления в силу настоящего постановления (за исключением объектов, указанных в п.2.3 настоящего постановления), завершить по ранее разработанной проектно-сметной документации, на которую имеется положительное решение крайгосэкспертизы.

2.3. Завершение строительства объектов, начатых строительством до 1 июля 1996 года, осуществлять с учётом обеспечения в полном объёме требований сейсмобезопасного и энергоэффективного строительства в соответствии с настоящими нормами.

2.4. При невозможности выполнения в полном объёме требований, указанных в п.2.3 настоящего постановления, решение вопроса о завершении строительства конкретных объектов осуществлять в установленном порядке в соответствии с заключением межведомственной комиссии по сейсмобезопасному строительству и теплозащите зданий и сооружений при департаменте по строительству и архитектуре Краснодарского края с учётом степени готовности конкретного объекта, его функционального назначения, конструктивной схемы и технического состояния здания и сооружения.

2.5. Проектная документация по объектам, не начатым строительством, разработанная без учёта требований настоящих норм и не имеющая положительного заключения крайгосэкспертизы, подлежит переработке.

3. Департаменту по строительству и архитектуре Краснодарского края (Иванов) организовать издание СНКК 22-301-2000 и СНКК 23-302-2000 по заявкам заинтересованных организаций.

4. Признать утратившими силу постановления главы администрации края:

от 15 апреля 1996 года № 152 "О сейсмостойком строительстве и обеспечении сейсмостойкости объектов народного хозяйства в Краснодарском крае";

от 12 мая 1999 года № 315 "О введении в действие строительных норм Краснодарского края "Строительство в сейсмических районах Краснодарского края"".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Иванова А.Ю.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель главы администрации Краснодарского края

Наши рекомендации