Фрагменты карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации
Приложение Г
(справочное)
Пояснительная записка
Введение
В основу разработки строительных норм Краснодарского края (СНКК) были положены:
первая и вторая редакции проекта новых федеральных норм "Строительство в сейсмических районах";
предыдущие редакции СНКК (1998-2000гг);
материалы 2-й Российской Национальной конференции по сейсмостойкому строительству и сейсмическому районированию (Сочи, 14-17 октября 1997г.) и научно-практической конференции "Причины кризисного состояния строительного комплекса края и меры по его преодолению" (Краснодар, 23 января 1998г);
фондовые материалы и статотчетность о структуре и состоянии строительной индустрии края;
инженерно-геологическая карта краснодарского края;
разработки ЦНИИСК им. Кучеренко и других Российских институтов, а также широкий перечень опубликованных отечественных и зарубежных материалов в области сейсмостойкого строительства;
нормы зарубежных стран в области сейсмостойкого строительства.
Согласно технического задания, территориальные нормы должны охватывать все основные вопросы строительства в сейсмических районах Краснодарского края, систематизируя информацию, прежде всего, для потенциальных инвесторов (заказчиков) и подрядчиков. В связи с этим структура, объем и состав СНКК существенно отличаются от принятых в федеральных нормах и, с этой точки зрения, СНКК больше напоминает "Свод правил". Однако, пункт 5.1 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" для субъектов Российской Федерации предусматривает только один вид нормативных документов - территориальные строительные нормы.
Концепция СНКК
Разработчики норм предприняли некоторые шаги по дополнению действующих Федеральных норм положениями, развивающими концепцию сейсмостойкого строительства элементами сейсмобезопасности. Здесь под сейсмостойкостью понимается способность зданий и сооружений воспринимать сейсмические нагрузки без разрушения несущих конструкций или возникновения недопустимых перемещений, деформаций и кренов (с целью обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования), а под сейсмобезопасностью - отсутствие прямых или косвенных недопустимых негативных воздействий (со стороны зданий, сооружений или их оборудования) на людей, оборудование или другие здания, сооружения и объекты в связи с землетрясением. Иными словами, сейсмобезопасность - это комплекс технических, организационных, экономических и юридических мероприятий, обеспечивающий:
недопущение возникновения чрезвычайных (в терминах МЧС) социальных, экологических или экономических ситуаций;
минимизацию возможных негативных последствий и ущербов, а также смягчение прямых и косвенных вредных (отрицательных) воздействий;
возможность быстрого и эффективного восстановления нормальной жизнедеятельности как отдельного объекта, так и региона в целом.
С этой точки зрения все сейсмобезопасные здания должны обладать необходимой сейсмостойкостью, но сейсмостойкость здания еще не гарантирует его сейсмобезопасность. Например, здание благополучно перенесшее землетрясение не будет являться сейсмобеэопасным, если находившиеся в нем люди не смогли покинуть его из-за того, что заклинило металлическую выходную дверь, а окна нижних этажей были закрыты решетками (так как возможны косвенные риски - пожары, утечки газа и т.д.). Можно привести другой пример, когда одно и то же здание меняет свой статус в зависимости от конкретного места расположения: если возможно обрушение архитектурных элементов или внешнего остекления, то такое здание (даже сейсмостойкое), расположенное вдоль оживленной пешеходной дорожки или остановки транспорта не будет сейсмобезопасным, а это же задание, расположенное в глубине квартала и отделенное широким газоном от пешеходной дорожки, - будет.
Концепция сейсмобезопасного строительства основана на теории живучести сложных систем и подразумевает существенно разные требования к компонентам (зданиям, сооружениям) с различной степенью ответственности. Она рассматривает здание (сооружение) не только с позиции сохранения самого здания, жизни людей или предметов, находящихся в нем, но и учитывает возможные социальные, экономические и экологические последствия его разрушения. Хорошая основа такого дифференцированного подхода уже имеется во многих действующих нормах, поэтому в СНКК она была дополнена положениями, учитывающими специфику землетрясения, как стихийного бедствия: почти полная не прогнозируемость (в нынешних условиях), краткосрочность, наличие афтершоков, высокая вероятность пожаров и утечек, разрушение всех видов коммуникаций и т.д.
В СНКК эта концепция реализована путем разделения зданий и сооружений на различные категории сейсмобезопасности (см. Таблицу 1 в СНКК). В основу классификации положен характер функционирования объекта после землетрясения: объекты I категории должны сохранять нормальную работоспособность, II - работать хотя бы в аварийном режиме, для III категории допускается полная остановка, а деятельность объектов IV категории не регламентируется (естественно, важнейшим требованием остается обеспечение безопасности людей).
В рамках СНКК граница между жилыми и производственными зданиями в значительной мере нивелируется и нормы исходят из того, что квартира - это не только (и даже не столько) стены, но и весь комплекс инженерных коммуникаций и бытовой техники. Это позволяет применять термин "функционирование объекта" к любым зданиям: жилым, общественным, производственным и т.д.
Логическим следствием этого явилось введение раздела "неконструктивные элементы", т.е. элементы архитектурного и инженерного оборудования зданий, не участвующие в восприятии сейсмических нагрузок и учитываемые в расчете только как инертная масса. При всем многообразии таких элементов можно выделить несколько общих принципов их взаимодействия с элементами конструкций зданий и между собой. Эти общие подходы включены в нормы.
В СНКК добавлен ряд новых разделов, - "Стыки", "Отделка" и т.д. Они содержит как требования, ранее встречавшиеся в отечественной литературе, так и новые положения, основанные на анализе опыта последних землетрясений. Например, применение подвесных потолков не рекомендуется в помещениях, где расположены диспетчерские пульты и другое оборудование, управляемое путем нажатия клавиш и выключателей. Это связано с тем, что падающие панели подвесных потолков могут переключать оборудование и создавать дополнительные факторы сейсмической опасности, не учитываемые в проекте или инструкциях по аварийному функционированию объекта.
Иными словами, сейсмобезопасность является более широким понятием и включает в себя сейсмостойкость конструкций также, как пожаробезопасность включает в себя требования к огнестойкости материалов. Фактически, концепция сейсмобезопасности подразумевает комплексный подход к строительству и рассматривает здание (сооружение) во взаимосвязи с окружающим миром, как элемент градостроительного комплекса (это одна из причин большого объема и широкого круга вопросов, рассмотренных в СНКК). С этой точки зрения концепция сейсмобезопасности является своеобразной формой градостроительной политики, направленной на эффективное использование имеющихся ресурсов (земельных, материальных и т.д.) с целью обеспечения необходимой сейсмической безопасности населения.
Подробное обсуждение преимуществ и недостатков различных концепций выходит за рамки настоящего документа, а краткое сравнение концепций приводится в Таблице Г1. При рассмотрении этой таблицы следует иметь в виду, что речь идет не столько о самом факте наличия или отсутствия тех или иных положений, сколько об акцентах.
Таблица Г1
Краткое сравнение концепций
№ | Концепция "Сейсмостойкости" | Концепция "Сейсмобезопасности" | |
1. | Здание рассматривается изолированно от основного градостроительного комплекса. | Здание рассматривается как неотъемлемая часть градостроительного комплекса. Например, сейсмостойкость новых типов зданий увязывается с положением основных транспортных магистралей и коммуникаций. | |
2. | Предусматриваются только мероприятия, направленные на недопущение разрушения здания. | Предусматриваются мероприятия направленные как на недопущение разрушения здания, так и на смягчение последствий в случае разрушения. Например, даны рекомендации по ориентации протяженных зданий по отношению к единственным проездам. | |
3. | Подразумевает, что предусмотренные нормами мероприятия на практике надежно гарантируют безопасность людей и сохранность оборудования. | Подразумевает возможность ошибки в оценке сейсмического риска, конструкций здания, качества его изготовления и других факторов. Фактически, СНКК рассматривает технические требования не только с позиции противостояния землетрясению, но и сточки зрения ликвидации последствий стихийного бедствия (с учетом выше указанных его особенностей) | |
4. | Конструкции здания и коммуникации рассматриваются изолированно друг от друга. | Здание и его инженерное оборудование рассматриваются как единый технический комплекс, причем учитываются особенности режима эксплуатации различных компонентов. | |
5. | Упор делается на совершенствование отдельных типов зданий и конструкций (стимулирует массовое тиражирование узкого круга типов зданий). | Основное внимание уделяется общим принципам и подходам при разработке различных конструкций. | |
6. | Подразумевается использование, преимущественно, для строительства новых зданий. | Взаимоувязывает все фазы жизни здания: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и ликвидация. | |
Аналогичные подходы имеются в нормах ряда зарубежных стран. Например, а нормах США используется понятие "сейсмического риска строительства" и в зависимости от его величины дифференцируются требования к зданиям и сооружениям. В России гидротехнические сооружения в зависимости от класса рассчитываются на паводки (нагрузки) разной обеспеченности (вероятности).
Этот опыт учтен в СНКК, где предусматривается, что изменение требований по сейсмостойкости не должно приводить к снижению сейсмобезопасности людей и материальных ценностей. Для этого был проведен анализ последствий землетрясений (в странах СНГ и за рубежом) за последние 20 лет, который показал, что сейсмостойкость зданий и сооружений в существенной мере зависит от следующих факторов:
инженерно-геологических условий строительства;
типа и материала несущих конструкций здания;
объемно-планировочных решений;
качества строительства.
Многочисленные опубликованные материалы показывают, что здания, расположенные вне геопатогенных зон (в данном случае, -тектонических разломов, слабых грунтов, крутых склонов и т.д.), построенные с хорошим качеством из монолитных или крупносборных элементов, и имеющие простые (симметричные) объемно-планировочные решения, очень хорошо переносят землетрясения. Эти факторы были выделены из обширного списка еще и потому, что обладают рядом преимуществ в нынешних экономических условиях России. Они либо легко поддаются контролю (как например, объемно-планировочные решения), либо являются объективной потребностью общества (повышение качества). В связи с этим, в предлагаемой Вашему вниманию редакции СНКК регламентации и контролю за указанными факторами уделено особое внимание и посвящены специальные разделы.
Безусловно в СНКК нашли свое отражение природные и техногенные особенности территории Краснодарского края, а также специфика строительной базы. Например, в тексте отсутствуют требования для вечно мерзлых грунтов, однако, даны рекомендации для районов с широким развитием водных мелиорации, затопляемых территорий в нижнем бьефе Краснодарского водохранилища, учтены особенности крупнопанельных и объемно-блочных зданий (типа "лежащий стакан") и т.д.
Методика изложения
При разработке норм невозможно детально предвидеть всё многообразие практических задач и дать оптимальные рекомендации по их решению. В связи с этим, разработчики вынуждены наряду с абсолютно жесткими требованиями, выраженными в терминах "следует" или "не допускается", использовать более мягкие формулировки, типа "следует, как правило," или "следует избегать". Эти формулировки использовались в том случае, если разработчикам были известны редкие специфические ситуации, когда отступление от этих положений может способствовать повышению сейсмобезопасности или приводить к другим положительным эффектам при соблюдении требуемого уровня безопасности. Отступление от этих положений допускается при соблюдении следующих условий:
наличии документации о проработке обоих вариантов (по требованиям СНКК и принимаемого) технических решений с детальностью, достаточной для принятия однозначного решения;
письменном уведомлении Заказчика (Владельца) объекта и соответствующих уполномоченных государственных органов о принятых отступлениях (в пояснениях к проекту или исполнительной документации).
По тем же причинам в СНКК сохранено небольшое количество рекомендательных положений. Как правило, они развивают соответствующие обязательные пункты.
Уточнение нарты ОСР-97
Масштаб карт и список населенных пунктов, включенные в комплект ОСР-97, не позволяют непосредственно их использовать для практических целей на территории Краснодарского края. С этой целью в рамках подготовки текущей редакции территориальных строительных норм совместно с институтом физики Земли РАН был выполнен большой объем работ по уточнению положения разграничительных линий на местности (т.е. речь идет не об уточнении карты, а о переносе разграничительных линий на карты более мелкого масштаба).
За основу была взята карта Краснодарского края масштаба 1:1000000. При проведении разграничительных линий на местности учитывались фактические размеры населенных пунктов (а не точки, как в ОСР-97) и если линия пересекала или хотя бы касалась административных границ, то весь населенный пункт относился к более высокой сейсмичности.
Список населенных пунктов Краснодарского края, включенный в ОСР-97, дополнен за счет мелких населенных пунктов, расположенных вдоль разграничительных линий, а сами названия выделены в списке знаком "плюс" (+).
Заключение
Ваши отзывы и предложения просим направлять по адресу Департамента по строительству и архитектуре Краснодарского края или непосредственно руководителю коллектива разработчиков академику Шадунцу К.Ш. по адресу:
350044 г. Краснодар, ул. Калинина 13, КубГАУ, стройфак, НТЦ "ГеоПроект"
тел.: (8912) 50-64-65, 56-09-39 факс: (8612) 80-29-35
Убедительно просим присылать Ваши отзывы на официальных бланках с подписями ответственных лиц. Замечания и предложения просим формулировать так, чтобы был четко ясен смысл текста, а дополнения и предложения имели полные ссылки на опубликованные материалы или официальные документы.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2001 года № 244 "О введении в действие территориальных строительных норм Краснодарского края"
В целях обеспечения сейсмобезопасного строительства и сейсмостойкости объектов народного хозяйства на территории края, обеспечения нормативного уровня теплозащиты и эффективного использования энергоресурсов при осуществлении строительной деятельности, руководствуясь постановлением главы администрации края от 16 ноября 2000 года № 862 "О Порядке разработки, согласования, утверждения, направления на регистрацию, принятия, введения в действие и издания территориальных строительных норм Краснодарского края", ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Ввести в действие с 15 апреля 2001 года на территории Краснодарского края территориальные строительные нормы: СНКК 22-301-2000 "Строительство в сейсмических районах Краснодарского края" (ТСН 22-302-2000 Краснодарского края) и СНКК 23-302-2000 "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по теплозащите зданий" (ТСН 23-319-2000 Краснодарского края), утверждённые департаментом по строительству и архитектуре Краснодарского края и зарегистрированные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
2. Установить, что:
2.1. Настоящие нормы подлежат обязательному исполнению отраслевыми органами исполнительной власти края, исполнительными органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими строительную деятельность на территории края.
2.2. Объекты, начатые строительством до вступления в силу настоящего постановления (за исключением объектов, указанных в п.2.3 настоящего постановления), завершить по ранее разработанной проектно-сметной документации, на которую имеется положительное решение крайгосэкспертизы.
2.3. Завершение строительства объектов, начатых строительством до 1 июля 1996 года, осуществлять с учётом обеспечения в полном объёме требований сейсмобезопасного и энергоэффективного строительства в соответствии с настоящими нормами.
2.4. При невозможности выполнения в полном объёме требований, указанных в п.2.3 настоящего постановления, решение вопроса о завершении строительства конкретных объектов осуществлять в установленном порядке в соответствии с заключением межведомственной комиссии по сейсмобезопасному строительству и теплозащите зданий и сооружений при департаменте по строительству и архитектуре Краснодарского края с учётом степени готовности конкретного объекта, его функционального назначения, конструктивной схемы и технического состояния здания и сооружения.
2.5. Проектная документация по объектам, не начатым строительством, разработанная без учёта требований настоящих норм и не имеющая положительного заключения крайгосэкспертизы, подлежит переработке.
3. Департаменту по строительству и архитектуре Краснодарского края (Иванов) организовать издание СНКК 22-301-2000 и СНКК 23-302-2000 по заявкам заинтересованных организаций.
4. Признать утратившими силу постановления главы администрации края:
от 15 апреля 1996 года № 152 "О сейсмостойком строительстве и обеспечении сейсмостойкости объектов народного хозяйства в Краснодарском крае";
от 12 мая 1999 года № 315 "О введении в действие строительных норм Краснодарского края "Строительство в сейсмических районах Краснодарского края"".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Иванова А.Ю.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель главы администрации Краснодарского края |