История правового регулирования кадастровых отношений в России
Первые описания земель появляются в 9 веке на Руси, касались в основном монастырских и церковных владений в целях наделения духовенства недвижимым имуществом, т.е. землей. В 10 веке в период правления княгини Ольги, дополняется цель описания земель, а именно для взимания сборов и податей. В Русской правде появляется ответственность за земельное нарушение, а именно за самовольное нарушение межи, т.е. границ земельного участка. В период с 11 по 12 века и во времена московского царствования межевые работы осуществляли представители княжеских и боярских фамилий. Межевое дело о границах заводилось на каждый земельный участок. Межевое дело передавалось по наследству. В 16 веке было создано специальное учреждение – поместный приказ, ранее называлась поместная изба, который был официальным центром, объединяющим межевые кадастровые и крепостные работы. Этот орган просуществовал более 150 лет, до 1720 годов. Во 2ой половине 18 века был наделен вопросами рассмотрения судебных споров о земельных владениях. С 1715 г, в период правления Петра 1, впервые проводятся картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и «партикулярных» карт на отдельные губернии. В период с середины 18 век, 1760 г. Елизавета Петровна учреждает инструкцию о межевании. Впервые благодаря этому нормативно акту, юридическая сторона отделяется от технико-технологической стороны, т.е. межевщик отвечал за юридическое оформление границ землевладений, а геодезист проводил необходимые измерения и составлял межевые акты. При сенате была образована главная межевая канцелярия, а в губерниях губернские канцелярии. На местах проводили межевые конторы и межевые партии. В итоге к 18 веку фактически была проведена ревизия земель территории нашей страны. Цель правового регулирования кадастровых отношений, а именно фискальная (налогообложение) и вовлечение земель в гражданско-правовой оборот земель, к 20 веку была выполнена.
Слово «кадастр» от латинского «капитаструм», от английского слова «кадастр», от французского «кадастре» означает – поземельная книга, реестр. У нас термин «кадастр не применялся, применялся термин межевая книга. В период после октябрьской революции, в период национализации земель, важность и значение поземельных книг (земельного кадастра) отрицалась. В нашей стране такая ситуация просуществовала до 1968 года. В 1968 году принимаются основы земельного законодательства СССР и союзных республик, и земельные кодексы, которые предусматривали ведение земельного кадастра. Земельный кадастр представлял собой высшую форму государственного учета земель и земельных участков. Фактические работы по созданию ГЗК начинаются с 1955 г. Меняются функции кадастра – необходимость для эффективного использования земель, распределение их по категориям, необходимость управления земельным фондом. К 90ым годам признавалось, что все земельные участки в нашей стране учтены и создан ГЗК земель СССР.
ЗК РСФСР 1991 г. предусматривает обязательность ГКУ земельных участков и ведения ГЗК. ГЗК признается высшей формой учета. Признавалось ведение ГЗК по единым установленным правилам и формам. Для осуществления ГКУ и ГЗК создается комитет по земельной реформе при совете министров РСФСР, к 1992 г. реорганизованный в самостоятельный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, а также его территориальные органы на уровне субъектов РФ. Порядок ведения регулировался постановлением правительства «О порядке осуществления ГКУ земель и ведения ГЗК» 1992 г. Предусматривалась обязательность утверждения целевой программы о создании автоматизированной системы ГКУ и ГЗК. Фактически организационные работы по созданию автоматизированной системы завершаются к 2000 году, в учебных заведениях вводятся специальности. В 2000 г. принимается ФЗ от 2.01.2000 «О государственном земельном кадастре», который определяет основные понятия, принципы, обязанности субъектов кадастровых отношений, виды кадастровых отношений и др. Тем не менее, возникает вопрос, о том, что в ЗК есть принцип единства земельного участка и объекта недвижимости, возникает проблема разобщенности учетных систем. В РФ много учетных систем, содержащих информацию о различных объектах:
· ГЗК, содержащий информацию о земельных участках, их количественных, качественных характеристиках, правовом положении, а также правовом положении правообладателей.
· Учетная система о других природных объектах. Например, государственный лесной реестр, государственный водный реестр, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
· Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок и с ним. Содержит информацию о правах, информация является официальной и первичной.
· Система технической инвентаризации. БТИ – муниципальные унитарные предприятия, вид коммерческой организации, значит цель извлечение прибыли, взяли на себя функции государственного учета объектов недвижимости. Не система учета, а техническая инвентаризация остальных объектов недвижимости, т.е. зданий, строений, сооружений и т.д.
Проблема заключалась в несовпадении учетных единиц.