Дифференциация продукта и цен в отрасли
Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения. Товар каждого производителя на рынке с дифференцированной продукцией является уникальным, как правило, основным отличительным свойством товара для покупателей является торговая марка, также покупатели могут различать продукцию по упаковке, качеству, способности удовлетворять определенные потребности и т.д.
Ввод понятия дифференциации продукта поднимает проблему измерения степени дифференцированности продукции на рынке. Величина данного показателя определяется множеством факторов и может быть выражена через: число торговых марок, присутствующих на данном рынке;объемы расходов фирм на рекламу своей продукции; показатели перекрестной эластичности спроса; приверженность потребителей торговой марке.
Принято выделять два типа дифференциации продукции:
- горизонтальная дифференциация заключается в различении потребителями потребительских свойств
товаров, удовлетворяющих разные вкусы. Выбор потребителя в этом случае определяется приверженностью
той или иной торговой марке.
- вертикальная дифференциация заключается в различении потребителями качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы. В этом случае выбор потребителя определяется его уровнем дохода.
Ценовая система – совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:
1. оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
2. закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением;
3. цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м 2жилой площади);
4. тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
5. цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
6. тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
7. внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг;
8. экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;
9. импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом.
Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяется на свободные, монопольные и демпинговые.
Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого государственного воздействия, подразделяется на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям образования – количественная взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете ценовой специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.
Ценовые индексы – информационные показатели динамики цен за определенный период.
4. Экономическое содержание и состав ресурсов отрасли: показатели и пути повышения эффективности использования основных фондов; источники образования и пополнения оборотных средств.
Источники образования и пополнения оборотных средств.
По источникам формирования оборотных средств делятся на собственные, заемные и привлеченные.
Собственные:
уставный капитал;
добавочный капитал;
резервный капитал;
фонд накопления;
нераспределенная прибыль;
прочие;
источники, прибавленные к собственным.
Привлеченные:
краткосрочная задолженность за товарно-материальные ценности;
задолженность по оплате труда;
задолженность по патентам в бюджет;
задолженность по социальному страхованию;
задолженность прочим кредитам.
Заемные:
краткосрочные кредиты;
краткосрочные займы;
коммерческие кредиты.
По видам: на запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, дебиторскую задолженность, денежные активы и прочие.
По характеру участия в операционном процессе – на оборотные средства обслуживающие финансовый цикл (дебиторская задолженность, денежные активы) и оборотные средство, обслуживающие производственный цикл (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, незавершенное производство).
В настоящее время наряду с классическими источниками финансирования привлекаются нетрадиционные средства;
Инвестиционный кредит - кредитование капитальный вложений осуществляется за счет долгосрочного кредита в ОФ
Коммерческий кредит или кредит поставщиков - чаще всего используется начинающими предпринимателями и служит источником формирования краткосрочных фондов.
Лизинг – особый долгосрочный вид аренды.
Партнерский кредит – одно предприятие предоставляет кредит другому.
Инвестиционный налоговый кредит – отсрочка налоговых платежей малых предприятий с численностью от 15-200 чел. и приватизированный предприятий.
Состав оборотных средств . Показатели использования.
Оборотные средства – это совокупность денежных средств, для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения.
Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются за различные элементы, составляющие материально- производственную структуру оборотных средств.
Оборотные производственные фонды – это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части); средства труда со сроком службы не более одного года или стоимостью не более 50-ти кратного установленного минимального размера оплаты труда в месяц (мало оцениваемые и быстро изнашивающие предметы, инструменты); незавершенное производство расходы будущих периодов.
Элементы оборотных средств:
Оборотные производственные фонды включают:
1.производственные запасы;
2.незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
3.расходы будущих периодов.
Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс (материалы, детали, узлы, изделия находящиеся в процессе обработки или сборки), а также полуфабрикаты собственного изготовления незаконченные полностью производством в одних ценах и подлежащие дальнейшей переработке в других ценах того же предприятия.
Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоению новой продукции, которая производится в данном периоде, но относится на продукцию будущего периода.
Фонды обращения – это средства предприятия, вложенные в запас готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Обычно выделяют 2 группы оборотных средств по степени планирования:
нормируемые
ненормируемые
Нормирование – это становление экономический обоснованных плановым норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимые для нормальной деятельности предприятия.
К нормируемым оборотным средствам относятся:
оборотные производственные фонды
готовая продукция
К ненормируемым оборотным средствам относятся- фонды обращения.
Оборотные средства обеспечивают непрерывность производства, реализацию продукции предприятия.
Показатели использования оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости: Коб=V/ОС(обороты)
Период одного обороты: t= Д/Коб
Запас оборотных средств Nоб=(ОС*Т)/360
Изменение оборотных средств в следствие ускорения и оборачиваемости:∆ОС_t=У_отч/360 (t^пл-t^отч )
Изменение оборотных средств в следствие изменения объема работ: ОС_v=t_пл/360 (V^пл-V^отч )
Основной путь улучшения использования оборотных средств (ускорение) и оборачиваемости. Экономический смысл ускорения оборачиваемости – при тех же средствах организации м/т выполнить больший объем работ, а при неизменяемых объемах работ в следующем планируемом периоде будет иметь возможность высвободить часть оборотных средств и пустить их в производство.