Иверская церковь при земской больнице.

Очерки по истории

Храма Иверской иконы Божией Матери

Г. Алатыря

Хозяйственное училище для дочерей крестьян[1].

Строительство храма.

История Иверского храма начинается с организации в г. Алатыре хозяйственного училища для дочерей крестьян. Такие училища, открытые Удельным ведомством[*] в середине XIX века в Симбирской губернии, а всего их было четыре, были единственными во всей России, своего рода уникальными учебными заведениями.

Цель их создания состояла в духовно-нравственном воспитании дочерей удельных крестьян[†] с научением их всем необходимым навыкам ведения хозяйства, для того, чтобы выйдя замуж, они имели влияние и распространяли полученные знания среди других крестьянских семей, тем самым повышая культурный и хозяйственный уровень удельных деревень губернии.

По программе училища в течение 4-х летнего курса его воспитанницы должны были обучаться: Закону Божию, чтению и счету. Особое внимание предполагалось уделять развитию сведений по сельскому хозяйству и домоводству: садоводству, огородничеству, умению сберегать плоды и овощи впрок и делать из них разные приготовления; уходу за скотом и птицей, приготовлению молочных скопов; сбережению впрок съестных припасов; приготовлению хороших, простых и употребляемых в крестьянском быту кушаньев; первоначальной обработке льна, пеньки и шерсти, приготовление из них пряжи, ниток, полотна, столового белья и крестьянского сукна, вязанью чулок, варег и т.п.; искусству окрашивать нитки дешевыми и простыми способами; умению кроить и шить крестьянскую одежду; литью сальных и восковых свеч и выделке постного масла[2].

В штате училища был священник, в обязанности которого входило обучение Закону Божию, чтению и счету, а также нравоучительные разговоры. Обучение другим навыкам возлагалось на смотрительницу училища и её помощницу[3].

По своему характеру это были закрытые пансионы. В течение всего срока учёбы воспитанницы училища не могли из него отлучаться. И даже свидания с родителями допускались лишь по праздникам.

Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян на 20 учащихся было открыто 1 мая 1845 г. и первоначально расположилось в съемных помещениях. Для обучения девочек был определён законоучитель – священник Алатырского женского монастыря Феофан Яблонский с окладом 57 руб.14 коп. серебром в год. Одновременно было направлено письмо Алатырскому городничему с просьбой об отводе земли под постройку учебного заведения.

Выделение земли в силу каких-то причин было решено только через год, когда городничим было отведено под постройку удельного училища для воспитания девиц в городе Алатыре 4800 квадратных саженей земли[‡] на самом краю города в кварталах между улицами Стрелецкой, Симбирской и Казачьей.

Всеми организационными и строительными работами руководил управляющий Алатырской Удельной конторой коллежский советник Бороздин Александр Петрович.

В течение лета 1846 г. на выделенном участке был выстроен целый комплекс деревянных зданий, в которых разместились спальни воспитанниц, столовая и квартиры служащих. Были устроены многочисленные подсобные помещения: большой коровник, свиной хлев, овчарня, птичник, погреб и другие. При училище имелись два больших огорода и сад. Позднее прибавились еще образцовые избы, в которых поселялись на год и более по 5-6 старших воспитанниц, обязанных вести там самостоятельное хозяйство. При каждой такой избе было по несколько коров, свиней, овец и домашней птицы.

Весной 1846 года началось строительство главного каменного здания, в котором должны были разместиться церковь, рабочая и классная комнаты[4]. Его архитектор в имеющихся документах не назван, но можно предположить, что им был Абакумов Василий Панфилович, архитектор Алатырской удельной конторы, которой принадлежало училище с церковью[§].

В июне месяце по просьбе управляющего Удельною конторою законоучитель Яблонский был заменен священником Успенской церкви Иаковом Лебедевым[5].

В середине осени Бороздин в своём рапорте о строительстве главного здания училища сообщал, что « … в августе, сентябре и текущем октябре месяцах проведены следующие работы: окна и двери вставлены…, малярная работа окончена вся, купол над церковью и два малых над колокольнями срублены деревянными и покрыты, равно как и сама церковь железом, которые загрунтованы краскою, сложены печи как в церкви, так и в рабочей комнате, черные полы и потолки настланы, смазаны и залиты известью. Засим дальнейшая вся работа остановлена до весны будущего 1847 года…»[6].

Весною работы возобновились и в конце июня 1847 года им было подано прошение на имя Преосвященного Феодотия епископа Симбирского и Сызраньского, в котором в частности говорилось: «Строящаяся по распоряжению Департамента уделов в Алатырском хозяйственном училище для крестьянских дочерей каменная церковь ныне уже постройкою окончена вся и поставлен иконостас, повешены на колокольне колокола и снабжена надлежащею ризницею и всею церковною утварью, а потому извещая о сем Ваше Преосвященство имею честь покорнейше просить сделать зависящее распоряжение об освящении этой церкви…»[7].

27 июля (9 августа) 1847 года состоялось торжественное освящение храма, которое совершил сам Преосвященный Феодотий[**], епископ Симбирский и Сызранский соборно с прочим приглашенным к тому духовенством[8]. Престол был освящен в честь Иверской иконы Божией матери.

В причт Иверского храма были определены священник Иаков Лебедев и псаломщик Акинфий Ираклионов, которым было установлено жалование 214 руб. 28,5 коп. и 85 руб. 41,5 коп. в год соответственно. Кроме того была предусмотрена особая должность для регента с окладом 50 руб.[9]

Церковь Иверской иконы Божией Матери не имела особого прихода, она считалась домовой церковью училища. Ни крещения, ни отпевания в ней не совершались, и только со временем было дозволено проводить в ней венчание браков девиц, заканчивающих свое обучение. Богослужения же в храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться регулярно. Причем воспитанницы училища сами читали и пели на клиросе.

14 сентября 1847 года Удельное ведомство сделало управляющему конторой письменное замечание относительно экономии средств на содержание училища, в котором в частности говорилось, что «для обучения воспитанниц простому церковному пению избрать знающего оное священника, или одного из причетников, а должность особого регента исключить из расписания». В связи с чем, по просьбе Бороздина причетник Ираклионов был заменен знающим нотное церковное пение дьячком Стефаном Богоявленским из Знаменской церкви г. Алатыря.

Хозяйственное училище работало успешно и было признано образцовым. Вскоре число воспитанниц увеличили до 36. Причем принимать в него старались девочек постарше – 14 лет, чтобы по окончании 4-х летнего курса сразу выдавать их замуж.

Однако с течением времени училище отклонилось от первоначальной программы. В нем стали больше уделять внимания обучению грамоте и рукоделиям и меньше хозяйственным занятиям, а некоторые работы вовсе не имели места. Таким образом, Алатырское хозяйственное училище в действительности стало представлять собой школу рукоделия.

Надо отметить, что крестьяне, особенно хлебопашцы, неохотно отдавали дочерей в училище, откуда, как они говорили, выходят полубарышни, поэтому его воспитанницами становились в основном дочери писарей, голов, старшин и разной крестьянской аристократии[10].

Когда в начале 60-х годов XIX века крестьянский хлебный капитал уже не мог больше служить источником для содержания хозяйственных женских училищ, возник вопрос о дальнейшем их существовании. Было замечено, что большую пользу для религиозно-нравственного развития народа приносит обучение крестьянских девочек грамоте и молитвам в сельских школах, у местных священников, начавшееся в Алатырском уезде с 1857 года. Крестьяне многих селений охотнее дозволяли своим детям учиться в местных школах, имея возможность не разлучаться с ними, кормить и одевать их дома, чем в хозяйственном училище. Лучшим доказательством служит сама цифра 792 обучавшихся в 1861 году девочек в удельных селениях у местных священников, тогда как за 16 лет существования хозяйственного училища из него было выпущено всего 113 девиц.

О том, что эксперимент по созданию женских хозяйственных училищ не достигал цели, Департамент уделов понял значительно раньше и, видимо, поэтому не открывал их в других губерниях.

10 ноября 1862 года Департамент уделов направляет циркуляр: «Алатырское хозяйственное женское училище с 1 января 1863 года закрыть, воспитанниц возвратить родственникам, а училищную библиотеку и другие учебные пособия распределить по приходским и сельским школам по усмотрению Управляющего Конторою, продажи училищных зданий и другого движимого имущества училища приостановится впредь до особого распоряжения».

Отец Иаков Лебедев усердно исполнял свое служение в течение всего времени существования училища. Епархиальное начальство отметило его труды. В 1852 г. он был награжден скуфьей, а в 1857 г. камилавкою. В 1860 г. за отличные успехи воспитанниц и порядок по училищу о. Иакову была объявлена благодарность Председателем Уделов.

Как текла жизнь храма после закрытия училища нам не известно. В связи с тем, что это был домовый храм, можно предположить, что, скорее всего, служба в нем перестала совершаться, т.к. никаких документов за период с 1863 по 1883 г. выявлено не было. Здания же упраздненного удельного женского училища позднее были сданы под постой квартирующего в городе Алатыре 8-го пехотного Эстляндского полка[11].



Иверская церковь при земской больнице.

Первая больница в г. Алатыре появилась в 1805 г., когда приемный покой офици­ально был назван Алатырской лечебницей на 5 коек. В 1820 г. она была расширена до 15 коек. В 50-х гг. XIX века начали строить казенное здание для больницы и с 1860 г. она начала функционировать на 46 коек.

К созданию земской медицины[††] лечебница имела уже 50 коек, размещалась в трех больших дере­вянных домах на Вокзальной улице[‡‡], которые были заменены новыми по­стройками в 1880–1883 г. В 1904 г. число коек в больнице увеличилось до 70 за счет организации инфекционного барака для изоляции больных с холерой и сып­ным тифом[12].

С постройкой в начале 80-х гг. XIX века нового корпуса земской больницы на месте, ранее занимаемом строениями хозяйственного училища, храм Иверской иконы Божией Матери, оказавшийся рядом, был приписан к ней и стал использоваться для обслуживания больных и медицинского персонала. Причт храма – священник и псаломщик – входил в штат больницы и получал жалование от земства. В 1900 г. оно составляло 300 руб. в год священнику плюс 120 руб. квартирных и 120 руб. псаломщику[13].

Лечение больных проходило под благословением священника. Врачи советовались с батюшкой в разных затруднительных ситуациях. Перед операциями священник служил особый молебен для хирурга и для больного. Крестил новорожденных, отпевал умерших. (Источник не выяснен).

Согласно клировым ведомостям в период с 1882 по 1885 г. настоятелем больничного храма Иверской иконы Божией Матери был священник Иоанн Аполлонов, а псаломщиком – Павел Травин.

В конце 1885 года священником Иверской церкви был назначен Сергий Тимофеевич Руднев. С этого же времени обязанности псаломщика исполнял Федор Кривошеев.

Отец Сергий был сыном псаломщика из с. Еделево Буинского уезда. Он родился 28 сентября 1856 г. В 1874–1880 гг. будущий священник обучался в Симбирской духовной семинарии, откуда по окончании курса был отправлен в Казанскую духовную академии, однако по состоянию здоровья окончить её он не смог и по своему прошению в августе 1883 года был из неё уволен.

В конце 1883 года он непродолжительное время служил псаломщиком в с. Ляховка Симбирского уезда, а 4 февраля 1884 года епископ Варсонофий определил ему быть учителем подготовительного класса при Алатырском духовном училище. Таким образом он оказался в г. Алатыре.

23 ноября 1885 года епископ Варсонофий рукоположил его во священника к церкви Иверской иконы Божией Матери г. Алатыря с оставлением в должности учителя. В 1897–1903 гг. службу в нашем храме он совмещал с преподавательской и административной работой, как в епархиальном училищном Совете, так и в правлении Алатырского духовного училища[14].

В 1899 году распоряжением Симбирского епархиального начальства старостой церкви при Алатырской земской больнице был утвержден коллежский секретарь Николай Пирожков[15].

За годы службы о. Сергий Руднев был отмечен духовным начальством следующими наградами: в 1889 г. – набедренником, в 1896 г. – скуфьёй, в 1902 г. – камилавкою, в 1907 г. – наперсным крестом. В семействе он имел жену Марию, сына Николая и трёх дочерей Наталью, Нину и Софию[16].

В 1914 году по состоянию здоровья отец Сергий вышел за штат, а на его место настоятелем храма был назначен священник Николай Лавров. Таким образом, о. Сергий Руднев прослужил в нашем храме почти 30 лет.

Отец Николай Лавров служил в Иверском храме всего несколько месяцев, а последние годы перед революцией настоятелем был священник Владимир Лепоринский.

Закрытие храма.

Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» был опубликован 23 января (5 февраля) 1918 г. В нём последовательно проводится принцип секуляриза­ции государства. Нормы, прописанные в декрете в основном соответствовали конституционным основам некоторых европейских государств, более всего республиканской Франции, но принципиальная новизна заклю­чалась в последних параграфах декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества сущест­вующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Эти положения явились юридическим прикрытием для конфиска­ции церковного имущества и гонения на Церковь. Декретом запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы[17].

Во исполнение декрета 9 февраля 1919 года община прихожан Иверской Больничной церкви постановила сдать Алатырскому Городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов всё церковное имущество, а 19 марта между общиной прихожан Иверской Больничной церкви, которую представляли староста Семён Федорович Грошев, Николай Николаевич Блохинцев и Алексей Данилович Морозов, и вышеназванным Советом был заключен договор о передаче ей в бессрочное, бесплатное пользования «народного» имущества Иверской Больничной церкви.

Согласно договору имущество могло быть использовано исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. Община обязывалась не допускать: политических собраний враждебных советской власти направленности; раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или её представителей; произнесения проповедей и речей враждебных советской власти или её отдельным представителям; совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти. Также община обязывалась подчиняться распоряжениям Совета относительно пользования колокольнями[18].

4 ноября 1919 года настоятелем Иверской больничной церкви был назначен 58-ми летний священник Крестовоздвиженского храма Петр Михайлович Цветницкий[19].

В храме продолжалось богослужение. Храм теперь получил новое название. По названию находящейся рядом Заведенской[§§] улицы он стал именоваться Иверским-Заведенским.

В начале 1922 г. советские власти предприняли новое наступление на Церковь. 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Пытаясь сохранить свои святыни многие священники и миряне, обвиненные в контрреволюционном мятеже, приняли мученическую смерть от безбожников. Попытка реализовать декрет была предпринята и в отношении Иверского храма. Однако соответствующая комиссия, проведя обследование имущества храма 21 апреля 1922 г., постановила: «Изъятие ценностей из означенного храма не производить, т.к. их очень малое количество, необходимое только для богослужения»[20]. Несмотря на это постановление 25 мая из храма были все-таки изъяты: одна серебряная риза с храмовой иконы Иверской Божией Матери, одно серебряное кадило и одна серебряная чаша. Общий вес изъятого серебра составил 2 фунта 63 золотника[***] [21].

Со стороны общины опись изъятого имущества подписали священник Петр Цветницкий и диакон Афанасий Липатов.

Спустя два года была организована первая попытка закрыть Иверский храм. Повод к этому состоял в том, что церковь находилась на территории теперь уже Алатырской народной больницы. На 1 февраля 1924 года в Алатырской народной больнице, расположенной по улице Ленина[†††], 128 было 90 коек, в том числе: 40 – общих, 5 – психиатрических, 35 – заразных, 10 – родильных. В больнице были отделения: хирургическое, гинекологическое, заразное (тифозное), венерическое, терапевтическое, глазное, родильное. Всего обслуживало больницу 65 служащих: 5 медицинских врачей, 1 зубной врач, 5 фельдшеров, 2 фельдшера-акушера, 1 акушерка, 2 сестры милосердия, 2 фармацевта и 4 их помощника, 4 конторских служащих, 8 палатных служащих, 19 сиделок и нянь, 2 повара, 4 служащих прачечных и бань, 2 кастелянши, 1 технический служащий, 1 дезинфектор, 1 дворник, 1 конюх[22].

19 мая служащие больницы приняли решение об отказе от Иверско-Заведенского храма и использовании его помещения для приёма больных.

В ответ на это решение собрание прихожан под председательством Председателя церковного совета Ларенкова Ивана Егоровича выступило с решительным протестом, заявив о том, что «служащие советской больницы к храму никакого отношения не имеют и состав больничных служащих непостоянный: нонче служит, а завтра – нет, а потому оне и распоряжаться храмом не имеют права. Так как храм взят нами, прихожанами, по договору от Коммунального отдела от 1919 года 5 февраля (за №440), мы же, прихожане, от храма не отказуемся и просим Губер. Губ. Уисполком постановление больничных служащих считать недействительным, … храм оставить за верующими прихожанами»[23].

На этот раз верующим удалось отстоять свой храм.

В 1926 г. настоятелем храма был протоиерей Добросмыслов Александр Дмитриевич, а в 1927 г. его сменил священник Доброхотов Александр Александрович[‡‡‡]. Диаконом храма был Фирсов Петр Степанович.

8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях. Этим постановлением священнослужители исключались из состава «двадцаток»[§§§]; религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность; частное обучение религии, дозволенное декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства, интерпретировалась в предельно суженном объеме лишь как право родителей обучать религии своих детей. Вводилась пятидневная рабочая неделя, и воскресенье переставало быть выходным днём.

Началось массовое закрытие церквей. В 1929 г. было закрыто 1119 храмов[24]. В это число попал и храм Иверской иконы Божией Матери.

26 сентября 1929 г. ЦИК ЧАССР, рассмотрев вопрос о закрытии трех церквей в г. Алатыре, принял постановление закрыть церковь при Алатырской больнице, как мешающую нормальной работе больницы (колокольный звон, и т.д.).

Закрытие церкви было назначено на 23 ноября. Председателю Церковного совета, старосте и священнику храма было направлено уведомление, согласно которому им надлежало к 8-30 утра явиться без опоздания к храму, имея на руках подробную опись всего имущества и ключи от всех церковных помещений и складов.

Начальником Гормилиции Орлинским был разработан план работы комиссии по закрытию церкви: священнику должен быть выдан антиминс, им же произведен разбор престола; сверено все имущество по описи и принято в соответствии с описью. После принятия имущества члены церковного совета и священник должны быть удалены из церкви; с церкви должны быть сняты кресты, внутри храма сняты все иконы с ценностями, простые иконы, разобран иконостас. Перевозка ценностей должна осуществляться по мере группировки предметов: в первую очередь – золотых и серебряных. Здание и имущество храма надлежало передать городским организациям[25].

В целях обеспечения порядка из опасения возможных выступлений было решено выставить 3 поста милиции: во дворе больницы, на углу Заведенской и Ленинской улиц, на Коммисариатской улице. Два конных милиционера должны были дежурить во дворе для поддержания порядка и сопровождения подвод с имуществом. Один милиционер быть при комиссии[26].

23 ноября 1929 года церковь при Алатырской народной больнице была закрыта, и все имущество перевезено на склады Гормилиции. Не имея точных указаний, начальник милиции Орлинский, золотые и серебряные предметы по описи сдал в Алатырский Райфинотдел, предметы обстановки: стулья, скамейки, шкаф и т.п., не имеющие никакого отношения к богослужебным целям, частью оставлены в пользовании больницы, а колокола сданы Алатырскому отделению Рудметаллторга[27]. Здание храма передано в пользование Алатырской Народной больнице.

Помимо этого поступили ходатайства администрации клубов об отпуске им священнических облачений и церковных реликвий, не имеющих характера драгоценностей.

Закрытие церкви было начато в 9 часов утра и окончено в 4 часа дня. «Выступлений отдельных лиц, а равно и самого скопления граждан-верующих не было»[28].

19 января 1930 года деньги, полученные от реализации колоколов, в сумме 385 руб. 31 коп. были сданы в городской бюджет[29].

Таки образом, храм Иверской иконы Божией Матери стал первым в списке закрытых приходских церквей г. Алатыря. Уже в январе следующего 1930 года были закрыты Вознесенская церковь бывшего женского монастыря, церкви Рождества Христова и Казанская-Пятницкая.

После закрытия здание храма превратил и в клуб больницы (?). А после Великой Отечественной войны в нем разместился красный уголок районной больницы, рентгенотерапевтический кабинет, пункт переливания крови.

Наши рекомендации