Требования к архитектурной композиции 5 страница
Если собор входит в состав епархиального центра, то, кроме собора, в составе центра могут размещаться следующие здания и сооружения: епархиальное управление, архиерейский дом с домовой церковью, церковно-причтовый дом, духовное училище, редакция издательства, воскресная школа, хозяйственные службы.
Монастырские храмы
В составе монастырского комплекса может быть несколько храмов. В центре крупного монастыря, как правило, располагается собор, а на территории монастыря может быть несколько других храмов.
В трапезной церкви имеется трапезная часть, служащая обеденным залом для насельников монастыря.
В больничной церкви к храму примыкает корпус с кельями-палатами для болящих насельников монастыря.
Надвратная церковь располагается над въездными воротами в монастырь.
Храм монастырского скита иногда может включать в трапезной части помещения келий для болящих.
Храм монастырского подворья, как правило, не имеет планировочной специфики.
Храмы-памятники
Храмы-памятники строятся на значимых местах и в честь каких-либо событий или личностей в истории государства и Церкви. Ввиду мемориального значения и зачастую островного положения в городской или природной среде, храмы-памятники иногда могут иметь некоторые специфические черты, отличающие их от приходских храмов, в том числе наличие цокольной части для размещения вспомогательных помещений.
Храмы при учреждениях
Храмы, входящие в состав комплексов и зданий общественного назначения (больницы, богадельни, приюты, училища, посольства), жилого назначения или производственных предприятий могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными. Церкви, встроенные в общественные и жилые здания, должны размещаться, как правило, на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения. Для них характерно наличие минимального количества подсобных помещений.
Для современных храмов при исправительных учреждениях предусматриваются помещения крещальни, зала для катехизаторских бесед, библиотеки духовной литературы, выдачи гуманитарной помощи.
Объемно-планировочные решения
Для Руси традиционным является крестово-купольный тип храма. На основе крестово-купольной структуры может существовать множество модификаций за счет формы плана и его частей, формообразования объема храма в зависимости от его габаритов, строительных материалов и конструкций покрытия, градостроительных условий размещения (рис. 8, 9).
Рис. 8. Схемы построения объемной композиции храма
Рис. 8. Схемы построения объемной композиции храма (продолжение)
Рис. 9. Объемно-планировочная типология храмов
По типу объемно-планировочной структуры здания православных храмов чаще всего бывают крестово-купольные, центрально-купольные, базиликальные, столпообразные.
Как правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно "храма" или помещения для молящихся) и притвора. В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть и пристроены к основному объему храма. Схему модульно-блочной компоновки храмов разной вместимости из отдельных типизированных структурных элементов см. на рис. 10.
Рис. 10. Модульно-блочная компоновка храмов вместимостью от 100 до 700 чел.
Алтарь может быть встроен или пристроен к основному объему храма. С западной, северной и южной сторон средней части храма на антресолях могут устраиваться хоры.
Высота средней части храма (без барабана и купола) при квадратном плане, как правило, соответствует ее размерам в плане, что связано с символикой храма, так как храм в целом символизирует собой земной мир, который по древним представлениям имеет кубическую форму, в отличие от небесной области, имеющей вид сферы. Притвор и алтарь могут быть меньшей высоты.
Форма плана традиционно бывает крестообразная, прямоугольная, круглая или восьмиугольная. Средняя часть может разделяться столпами на несколько нефов или, при их отсутствии, иметь зальную планировку. Размер центрального нефа предусматривается, как правило, большим, чем в боковых нефах.
Традиционной формой кровельного покрытия русских православных храмов является купольная, позакомарная, шатровая, горкой кокошников, ярусная и щипцовая. Венчает храм глава луковичной, шлемовидной или иной формы с Крестом наверху. Традиционное количество глав на многоглавых храмах 3, 5, 7, 12, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем количество престолов в храме.
Основные варианты объемно-планировочных решений отдельно стоящих храмов приведены в табл. 5.
Таблица 5
Объекты объемно-планировочных решений | Основные варианты решения |
Количество нефов | Однонефный |
Трехнефный | |
Пяти- и более нефный | |
Количество столпов | Бесстолпный |
Четырехстолпный | |
Шести- и более столпный | |
Структура плана | Двухчастная: алтарь - храм |
Трехчастная: алтарь - собственно храм - притвор (+трапезная) | |
Форма плана | Крестовая |
Прямоугольная (квадратная) | |
Круглая | |
Восьмиугольная | |
Расположение приделов | В помещении для молящихся (собственно храме) |
В трапезной части | |
Пристроены | |
Расположение колокольни (звонницы) | Отдельно стоящая |
Пристроена | |
Надстроена | |
Встроена, в том числе в барабане главы | |
Расположение алтаря | Встроен |
Пристроен | |
Расположение хоров в средней части (собственно в храме) | На западной стороне |
П-образное с северной, западной и южной стороны | |
Форма кровельного покрытия | Купольная |
Позакомарная | |
Ярусная | |
Шатровая | |
Щипцовая | |
Количество глав в завершении | Одноглавая |
Многоглавая (3, 5 и более) | |
Количество этажей (ярусов) | Один этаж |
Один этаж с цокольным этажом (стилобатом) | |
Два этажа |
Строго каноничным является лишь отделение алтаря иконостасом, а приведенные варианты объемно-планировочных решений определяются церковно-канонической традицией, функциональными особенностями, конструктивным решением и градостроительной ситуацией размещения храма.
Размеры нефов, наличие столбов зависят от строительных материалов и конструкций. Традиционные для православных храмов кирпичные конструкции стен и сводов определяли лимит пролета арок и сводов в пределах 6-9 м. Использование в конструкции покрытия монолитного железобетона или металлоконструкции в сочетании с торкретбетоном дает значительно больше возможностей в организации внутреннего пространства храма, в том числе бесстолпного. Наличие столпов в традиционном типе крестово-купольного храма обогащает его пространственную организацию, выделяет центральную, наиболее значимую часть храма, наполняет пространство храма символами. Однако бесстолпные храмы более просторны, в них богослужение могут беспрепятственно созерцать все молящиеся.
Здания приходских и монастырских храмов, а также отдельно стоящих храмов, расположенных в общественных комплексах, следует проектировать, как правило, одноэтажными или с цокольным этажом (стилобатом), предназначенным для размещения помещений богослужебного и вспомогательного назначения. Под средней частью храма с цокольным этажом может размещаться алтарь крестильного храма, не имеющий литургического назначения.
Кафедральные и монастырские соборы могут быть двухэтажными. При этом над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.
Под алтарями храмов верхнего этажа могут располагаться как алтари нижних храмов, так и некоторые помещения вспомогательного назначения, например, ризницы.
Домовые церкви и церкви, встроенные в общественные здания учреждений медицинского и социального назначения, учебных заведений и пр. должны размещаться, как правило, на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения.
Минимальная высота помещений от пола до потолка малых храмов должна составлять не менее 3 м. На хорах, во вспомогательных помещениях и в подвале высота помещений может быть уменьшена до 2,5 м.
В домовых церквях вместимостью до 100 человек высота всех частей церкви может быть одинаковой и соответствовать высоте этажа здания, в который встроена домовая церковь.
При проектировании объем зданий храмов рекомендуется принимать на одно место вместимости, м3:
приходских храмов | 4-6 |
соборов | 6-8 |
Примечание. В зависимости от объемно-планировочного решения возможно увеличение или уменьшение указанных величин.
Главный вход в храм располагается, как правило, с западной стороны. Дополнительные входы могут быть с южной и северной сторон.
В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать.
Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.
Входы в храмы, проектируемые для строительства в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, должны иметь тамбуры, планировка и размещение которых должны предусматривать возможность устройства входа как прямого, так и (при необходимости) с поворотом.
Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.
Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.
Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.
Входы в храмы, пандусы и лестницы, вспомогательные средства и приспособления (поручни, ручки и т.п.) следует проектировать с учетом доступности для инвалидов в соответствии с требованиями ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения".
На западной стороне средней части храма могут быть устроены хоры - антресоли для размещения церковного хора. Лестница на хоры может быть закрытой или открытой и размещаться как в притворе, так и в средней части храма.
Лестницы на хоры допускаются винтовые или с забежными ступенями, при этом ширина проступи в середине должна быть не менее 0,18 м. В деревянных храмах допускается предусматривать лестницы на хоры деревянными. Марши лестниц на хоры допускаются шириной 0,9 м.
Алтарь, предназначенный для священнослужителей, может быть встроен или пристроен к средней части храма с восточной стороны.
В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей.
Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.
Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование.
Принципиальная схема алтаря приведена на рис. 11.
Рис. 11. Принципиальная схема алтаря и солеи храма
Алтарь
1.1 - престол; 1.2 - жертвенник; 1.3 - Горнее место; 1.4 - запрестольный образ; 1.5 - семисвечник; 1.6 - выносной Крест; 1.7 - выносная икона Богоматери; 1.8 - аналой; 1.9 - место отдыха священнослужителя; 1.10 - стол для облачения; 1.11 - шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 - вытяжной канал для кадила; 1.13 - включатель паникадила храма и местного освещения жертвенника; 1.14 – штепсельная розетка для кипятильника; 1.15 - рукомойник; 1.16 - место для выносных свечей; 1.17 - вешалка для одежды
Иконостас
2.1 - Царские врата; 2.2 - северные диаконские двери; 2.3 - южные диаконские двери
Солея с клиросами
3.1 - амвон; 3.2 - ограждение солеи; 3.3 - аналой регента; 3.4 - шкаф для богослужебных книг;
3.5 - киот для икон; 3.6 - подсвечник; 3.7 - место для хоругви
Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 0,8-1,0 м на расстоянии до Царских врат не менее 1,3 м, вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. В кафедральных соборах у Горнего места на возвышении должны устраиваться сидячие места для епископа (в центре) и священнослужителей (по обеим сторонам). За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы.
При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м2. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна.
Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе, причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только "верные", стоящие в средней части храма.
В алтаре, как правило, устраиваются три оконных проема, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом.
Перед алтарем должна быть расположена солея шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря.
Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5-1,0 м.
В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.
По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма.
В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.
Притворы могут служить в качестве входного тамбура или могут быть развиты с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма.
Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.
В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.
При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10% числа вместимости храма.
Размещение туалетов в храме, как правило, не разрешается. Допускается размещение туалета для священнослужителей в западной части притвора или его цокольной части в комплексе подсобных помещений, отделенных от помещений для прихожан.
Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше чем на 0,45 м.
На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.
Примерная схема размещения основных структурных элементов приходских храмов показана на рис. 12.
Общую площадь храма рекомендуется принимать из расчета от 0,5 до 1 м2 на единицу вместимости храма без учета солеи с клиросами и алтаря.
Площадь части храма, где располагаются молящиеся, рекомендуется принимать из расчета 3 человека на 1 м2 без учета площадей, где они не стоят: вокруг подсвечников, аналоя, "кануна", скамей для сидения немощных и других элементов оборудования храма, размещенных вдоль стен и вокруг столбов. Для размещения молящихся, как правило, используется от 70 до 90% площади средней части храма в зависимости от его размера.
Правила подсчета общей, полезной и расчетной по вместимости площади, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности зданий православных храмов
Общую площадь храма следует определять как сумму площадей этажей (включая технический, цокольный, подвальный этажи и застекленные ярусы колокольни), измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей хоров, закрытых гульбищ, лоджий и балконов. При этом площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.
Площади подполья для проветривания храма, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,6 м, а также тамбуров, портиков, крылец, открытых гульбищ и наружных лестниц в общую и полезную площадь храмов не включаются.
Рис. 12. Планировочная схема приходского храма
1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа;
4 - техническое помещение; 5 - притвор с "церковным ящиком"; 6 - иконная лавка;
7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 – помещение для переодевания; 10 - помещение персонала;
11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь;
15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном
Полезную площадь храма следует определять как сумму площадей помещений богослужебного и подсобного назначения, а также хоров и звонниц без учета лестничных клеток, внутренних открытых лестниц, а также шахт и помещений, предназначенных для размещения инженерных коммуникаций и оборудования.
Площадь под лестницами при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в полезную площадь помещений, где расположены лестницы.
Расчетная по вместимости площадь храма определяется как сумма площадей средней части (собственно храма), трапезной части, хоров и приделов, предназначенных для размещения расчетного числа прихожан, за исключением площадей, занятых солеей и утварью храма: киотами, подсвечниками и др.
Площадь помещений храмов следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета киотов и плинтусов). Площадь, занимаемую солеей, следует относить к площади средней части (собственно храма). В площадь помещения не включается площадь, занимаемая печью.
Строительный объем храма определяется как сумма строительного объема выше отметки +0,00 (надземная часть) и ниже этой отметки (подземная часть).
Строительный объем надземной и подземной частей храма определяется в пределах ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, куполов, глав, звонниц и др., начиная с отметки чистого пола каждой из частей храма, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, открытых гульбищ, объемов портиков, балконов, открытых звонниц и пространства под стилобатом на опорах (в чистоте), а также проветриваемых подполий под храмами.
Площадь застройки храма определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу храма на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под гульбищем, расположенным на столбах, и под крытым переходом включаются в площадь застройки.
При определении этажности надземной части храма в число этажей включаются надземные этажи храма и цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
Подполье для проветривания под храмом, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.
В этажность храма количество ярусов пристроенной колокольни не включается. Технический этаж, расположенный в чердачном пространстве храма, при определении этажности храма не учитывается.
Архитектурно-художественные решения
Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая Царство Небесное.
Критериями архитектурной выразительности православного храма являются:
символическое отражение образа Царства Небесного;
красота как выражение божественного начала;
следование традиции;
узнаваемость форм.
Архитектурная композиция
Одним из образов присутствия Божия на земле, Его Творения, является Красота. Однако свойство этой Красоты - божественное, неотмирное и вечное, не подверженное влиянию переменчивых земных вкусов и пристрастий. Выражаться подобная Красота в храмовой архитектуре может через соразмерность, гармонию целого и частей, пропорциональном единстве всего сооружения. Декоративные средства могут привлекаться только как сопутствующие, отражая больше вкусы строителей, которые в каждую эпоху вносили в храмовую архитектуру, которую они посвящали Богу, свое представление об идеальной красоте.
Храм, рассматриваемый в аспекте профессиональной деятельности архитектора, является архитектурным сооружением, в создании художественного образа которого важнейшее место занимает композиция, одним из основных понятий которой является пропорция. Композиционной значимостью обладают именно пропорции, в которых раскрываются внутренние закономерности связи форм.
В математике пропорцией называется равенство двух отношений – a:b = c:d. Члены пропорции взаимосвязаны, любой из них может быть определен по трем остальным. Для образования пропорции необходимы два или несколько взаимосвязанных отношений.
Пропорция, связывающая между собою две формы - a:b = c:d, должна войти в систему, охватывающую все части архитектурного организма. Пропорциональный строй должен отвечать обязательному требованию гармонии - сочетать единство и многообразие. Цельность - необходимое условие самого существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности, эстетической действенности.
Последовательный ряд фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на арифметической или геометрической прогрессии. В первом случае каждая в ряду фигур больше предыдущей на одну и ту же величину. Особенность "золотого сечения" заключается в том, что эта пропорция связывает между собою отношения частей и целого. Непрерывный ряд золотого сечения выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникшие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер. Ряд золотого сечения может стать основой соразмерности бесконечного множества величин. С другой стороны, взаимопроникающая соразмерность возникает в этом ряду уже между двумя величинами - меньшая относится к большей так же, как большая относится к их сумме. В количественном выражении ряд золотого сечения может быть представлен следующим образом: ...0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382.
Пропорциональные соотношения, в том числе золотого сечения, можно увидеть в геометрических построениях с использованием целого ряда многоугольников (рис. 13). Такому отношению соответствует отношение стороны правильного 10-угольника к радиусу описанной окружности. Пятиугольнику, или пентаграмме, также свойственны отношения размеров в золотом сечении. Хорошими пропорциями обладает прямоугольник с отношением сторон в золотом сечении. Вписанному в круг прямоугольнику, стороны и диагональ которого образуют треугольник Пифагора, свойственны отношения 1:2:3:5:8 и т.д., близкие к отношениям золотого сечения.
Рис. 13. Отношения и пропорции
Важнейшим инструментом при пропорционировании является применение основных геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника как носителей совершенства, порядка и гармонии, которым в древних трактатах придавалось сакральное значение выражения закономерностей построения вселенной. Конкретные разработки строятся на таких пропорциональных системах, как квадрирование и триангулирование на основе сеток квадратов и треугольников (рис. 14).
Рис. 14. Схема пропорционирования объемно-планировочного решения
Геометрические методы установления соразмерности элементов здания были для зодчих Древней Руси необходимым условием строительства храмов. Размер каждой части постройки устанавливался через соотношение с размерами других частей. Исходным служил размер какой-то одной части, имевшей особое значение в структуре здания. Простейшим случаем было повторение такого размера определенное число раз - простое кратное отношение. В других случаях соразмерность определялась посредством геометрических построений, в основу которых брались величины, связанные с исходным размером.
В системах отношений откладывался и опыт поисков конструктивно целесообразных размеров элементов. Установившаяся пропорциональность частей в известной мере заменяла расчет на прочность. Так, найденное опытным путем отношение между толщиной стены и пролетом опирающегося на нее свода входило в традиционную систему соразмерностей.