Алгоритм расчета сетевого графика в табличной форме
Для расчета сетевого графика в таблице необходимо, чтобы события были пронумерованы следующим образом: номер начального события каждой работы должен быть меньше номера ее конечного события. Исходному событию присваивается первый номер, а все последующие события получают номера в порядке возрастания от исходного до завершающего. После нумерации каждая работа получает свой код, соответствующий номерам ее начального и конечного событий.
Ранние сроки начала и окончания работ рассчитываются по таблице сверху вниз. Раннее начало работ, выходящих из первого события, равно нулю. Раннее окончание - сумме раннего начала и продолжительности работы:
t ро(1,1) = t рн(1,1) + t(i,l)
Раннее начало последующих работ равно максимальному из ранних окончаний предшествующих работ:
t рн(i,k) = max t ро(i,1)
Подобным образом определяются ранние начала и окончания всех работ и заносятся в графы 4 и 5 табл. 7.2.
Поздние сроки начала и окончания работ записываются в графы 6 и 7 табл. 7.2
Расчет ведется в таблице снизу вверх.
Для работ, входящих в завершающее событие, позднее окончание равно продолжительности критического пути:
Позднее начало любой работы определяется разностью между ее поздним окончанием и продолжительностью:
t пн(9,10) = t по (i,j) - t(i,j)
Позднее окончание любой работы равно наименьшему позднему началу последующих работ: t(i,j) = min tпн(j,k).
Полный резерв времени равен разности поздних и ранних сроков:
R(i,j) = tпо(i,j) -tpo(i,j)= tпн(i,j) - tрн(i,j)
Свободный резерв времени заносится в графу 9 табл. 7.2 и определяется разностью между ранним началом последующей работы и ранним окончанием данной работы:
r(i,j) = rрн(i,j) –rро(i,j
Свободный резерв времени работы всегда меньше или равен ее полному резерву:
r(i,j) ≤ R(i,j)
Для расчета такого графика имеется несколько алгоритмов. Наиболее распространенные из них это алгоритм расчета сетевого графика в табличной форме и непосредственно на графике.
Ранние сроки начала и окончания работ рассчитываются по таблице сверху вниз. Раннее начало работ, выходящих из первого события, равно нулю. Раннее окончание - сумме раннего начала и продолжительности работы:
t ро(1,1) = t рн(1,1) + t(i,l)
Раннее начало последующих работ равно максимальному из ранних окончаний предшествующих работ:
t рн(i,k) = max t ро(i,1)
Подобным образом определяются ранние начала и окончания всех работ и заносятся в графы 4 и 5 табл. 7.2.
Поздние сроки начала и окончания работ записываются в графы 6 и 7 табл. 7.2
Расчет ведется в таблице снизу вверх.
Для работ, входящих в завершающее событие, позднее окончание равно продолжительности критического пути:
Позднее начало любой работы определяется разностью между ее поздним окончанием и продолжительностью:
t пн(9,10) = t по (i,j) - t(i,j)
Позднее окончание любой работы равно наименьшему позднему началу последующих работ: t(i,j) = min tпн(j,k).
Полный резерв времени равен разности поздних и ранних сроков:
R(i,j) = tпо(i,j) -tpo(i,j)= tпн(i,j) - tрн(i,j)
Свободный резерв времени заносится в графу 9 табл. 7.2 и определяется разностью между ранним началом последующей работы и ранним окончанием данной работы:
r(i,j) = rрн(i,j) –rро(i,j
Свободный резерв времени работы всегда меньше или равен ее полному резерву:
r(i,j) ≤ R(i,j)
3. Расчет сетевого графика "вершины - события"
· Расчет производится по заданию №2 (Приложение 11)
· Из задания № 2 выписываются исходные данные по варианту, номер которого определяется порядковым номером в списке учебной группы.
· На основании исходных данных строится модель сетевого графика «вершины - события» (рис. 8) без заполнения ячеек.
· Далее производится расчет непосредственно на сетевом графике.
· Далее выделяется критический путь.
Алгоритм расчета непосредственно на сетевом графике
Для расчета непосредственно на сетевом графике каждое событие делится на 4 сектора (рис. 7); секторный метод.
Первоначально определяются ранние начала работ сетевого графика. Расчет ведется слева направо от исходного до завершающего события. В левый сектор исходного события (1) (рис. 8.) записываем «0», так как раннее начало работ, выходящих из этого события равно нулю. У исходных работ сетевого графика нет предшествующих работ, поэтому в нижний сектор также записываем «0».
Рис. 7. Событие сетевого графика "вершины - события"
Раннее начало последующих работ равно максимальному раннему окончанию предшествующих работ, т.е. максимальной сумме раннего начала и продолжительности предшествующих работ:
tрн(i,j) = max{ tрн(i,j) + t (i,j)}
Работы, выходящие из одного события, имеют одинаковые ранние начала.
Позднее окончание предшествующих работ равно минимальной разности поздних окончаний и продолжительностей последующих работ:
tпо(i,j) = min{tпо(j,k) - t(j,k)}
Позднее окончание работ определяется справа налево от завершающего до исходного события.
В левый сектор завершающего события (10) (Рис. 8) заносится максимальная величина из сумм ранних начал и продолжительностей завершающих работ - это и будет продолжительность критического пути. Для рассматриваемого примера:
Ткр = tрн(9,10) + t (9,10)= 19+1 = 20
Полный резерв времени работы равен разности между поздним окончанием и суммой раннего начала и продолжительности этой работы
R(i,j) = tпо(i,j) –(tpн(i,j) + t(i,j))
Свободный резерв времени работы равен разности между ранним началом последующей работы и суммой раннего начала и продолжительности данной работы:
r(i,j) = tрн(j,k) –(tрн(i,j) + t (i,j))
Резервы времени работ и зависимостей записываются на графике под стрелкой: полный резерв слева, свободный справа.
Приложение 1
Продолжительность строительства круглых и овоидальных железобетонных труб.
Отверстие трубы | Длина трубы, м | Состав отряда, чел. | |||
Количество смен работы отряда | |||||
15 - 18 | 18 - 24 | 24 - 30 | полный | в т. ч. рабочие | |
1,0 | |||||
1,25 | |||||
1,5 | |||||
2,0 | |||||
2*1,0 | |||||
2*1,25 | |||||
2*1,5 | |||||
2*2,0 |
Приложение 2
Продолжительность строительства сборных железобетонных прямоугольных труб.
Отверстие трубы | Длина трубы, м | Состав отряда, чел. | |||
Количество смен работы отряда | |||||
15 - 20 | 21 - 25 | 26 - 30 | полный | в т. ч. рабочие | |
2*2,5 | |||||
2*3,0 | |||||
2*4,5 |
Приложение 3
Продолжительность строительства железобетонных автодорожных мостов.
Длина моста | Техническая категория дороги | Состав отряда, чел. | |||
Кол-во смен работы отряда | |||||
2 т.к. | 3 т.к. | 4 и 5 т.к. | полный | в т. ч. рабочие | |
Приложение 4 | |||
Состав эксковаторного звена производительностью 1000 м3 /смену. | |||
№ п.п. | Машины | Количество машин в звене | Назначение машин, вид механизированных работ. |
Эксковаторы с ковшом 0,4 - 0,65 м3 | Разработка грунта с погрузкой в транспортные средства или в отвал. | ||
Бульдозеры на тракторах типа Т-100М, Т-130, Т-180. | Удаление из выемки или грунтового карьера грунта, непригодного для возведения земляного полотна. | ||
Бульдозеры на тракторах типа Т-100М, Т-130. | Разравнивание и перемещение грунта, отсыпаемого эксковатором из резерва или из транспортных средств. | ||
Автогрейдеры (или грейдеры) тяжелого типа. | 2 - 3 | Послойное разравнивание отсыпаемого грунта перед уплотнением и поддержание подъезных путей в надлежащем состоянии. | |
Уплотняющие средства (прицепные катки - кулачковые, на пневматических шинах и др.) | 3 - 4 | Послойное уплотнение грунта в насыпи |
Приложение 5 | |||||
Состав бульдозерного звена при темпе потока 250 - 300 м в смену | |||||
№ п.п. | Состав звена | Выполняемые работы | Количество машин и рабочих при высоте насыпи, м | ||
до 0,5 | до 1,0 | до 1,5 | |||
Машины | |||||
Бульдозеры на тракторах типа Т-100, (Т-180, ДЭТ-250). | Разработка и перемещение грунта (II и III группы) из резерва в насыпь с предварительным разравниванием (при норме на 1000 м3 грунта и расстояния перемещения до 15 м - 2,4 маш.-смены) | 3 (2) | 7 (5) | 12 (8) | |
Катки прицепные кулачковые массой 9 и 18 т и на пневматических шинах массой 30 - 60 т. | Послойное уплотнение грунта насыпи | ||||
Автогрейдеры тяжелые или среднего типа | Планировка насыпи и дна резерва, отделка откосов. | ||||
Рыхлитель навесной на гусеничный трактор. | Предварительное рахление в сухих и тяжелых грунтах (в резерве) | ||||
Электростанция мощностью 4,5 - 6 кВт | Освещение мест работы. | ||||
Рабочие | |||||
Машинист VI разряда | Управление машиной | ||||
Слесарь V разряда | Ремонт и техничемское обслуживание | ||||
Рабочий III разряда | Разбивочные и подсобные работы, заправка машин в поле. |
Приложение 6 | |||||
Состав скреперного звена при темпе потока до 300 м в смену | |||||
№ п.п. | Состав звена | Выполняемые работы | Количество машин и рабочих при высоте насыпи, м | ||
до 1,5 | до 3,0 | до 6,0 | |||
Машины | |||||
Скреперы с ковшом объемом (приведенным) 6 м3 прицепные к трактору Т-100 или самоходные скреперы с ковшом объемом (приведенным) 10 м3 | Разработка и перемещение грунта из резервов или выемок в насыпь с предварительным разрыхлением. | 3 - 5 | 5 - 8 | 7 - 10 | |
Бульдозеры на тракторе Т-100 или Т-180 | Перемещение грунта на короткое расстояние в местах, где затруднен проезд скрепера. | ||||
Рыхлители (трехстойковые) на тракторе Т-100 или Т-180 | Предварительное рыхление грунта II и III группы перед набором грунта скрепером (при необходимости трактор используется как толкач) | ||||
Автогрейдеры тяжелого типа | Послойное разравнивание грунта перед уплотнением и профилирование. | ||||
Катки прицепные кулачковые или на пневматических шинах; другие уплотняющие средства (по потребности) | Послойное уплотнение насыпи. | 3 - 4 | 4 - 6 | ||
Водополивочные машины | Увлажнение грунта в процессе уплотнения (при необходимости) | 3 - 5 | |||
Электростанции | Освещение места работы | 1 - 2 | |||
Рабочие | |||||
Машинист IV разряда | Управление скреперами и тракторами. | 8 - 10 | 12 - 15 | 19 - 23 | |
Слесари: | |||||
V разряд | Текущий ремонт и обслуживание электростанций. | 6 - 9 | |||
IV разряд | Техническое обслуживание машин | ||||
Рабочие III разряда | Заправка топливом и смазочными материалами, разбивочные работы. | 6 - 7 |
Приложение 7 | |||
Состав механизированного звена для строительства асфальтобетонного покрытия. | |||
№ п.п. | Состав звена | Количество машин | |
Машины | |||
Самоходный асфальтоукладчик | 1 - 2 | ||
Самоходные катки: | |||
до 8 т | 1 - 2 | ||
8 - 13 т | 2 - 4 | ||
Автогудронатор |
Приложение 8 | ||
Численность рабочих в специализированных звеньях по строительству дорожной одежды | ||
№ звена | Наименование выполняемых работ | Численность рабочих |
Отсыпка подстилающего слоя из гравийно-песчаной смеси | ||
Устройство нижнего слоя основания из щебня | ||
Устройство верхнего слоя основания из щебня | ||
Устройство нижнего слоя покрытия из а/б смеси | ||
Устройство верхнего слоя покрытия из а/б смеси |
Приложение 9
Пример ведомости потребного количества в автотранспорте и рабочей силы | |||||
№ звена | Наименование выполняемых работ | Ведущий механизм, марка автосамосвала | Количество машин | Количество рабочих | Количество смен |
Подготовительные работы | |||||
Строительство ж/б труб | |||||
Земляное полотно | |||||
Отсыпка земляного полотна эксковаторным звеном из карьера и транспортировкой грунта автосамосвалами. | Автосамосвал | ||||
Отсыпка земляного полотна скреперным звеном из боковых резервов | |||||
Отсыпка земляного полотна бульдозерным звеном из боковых резервов | |||||
Дорожная одежда | |||||
Отсыпка подстилающего слоя из гравийно-песчаной смеси | Автосамосвал | ||||
Устройство нижнего слоя основания из щебня | Автосамосвал | ||||
Устройство верхнего слоя основания из щебня | Автосамосвал | ||||
Устройство нижнего слоя покрытия из а/б смеси | Автосамосвал | ||||
Устройство верхнего слоя покрытия из а/б смеси | Автосамосвал |
Приложение 10
Задание № 1
номера работ, j | Наименование работ, j | Продолжительность работ, tj , смен | ||||||||||||
Варианты задания | ||||||||||||||
Устройство подстилающего слоя ГЭСН 27-04-001 | ||||||||||||||
1.1. | Планировка и прикатка земляного полотна | |||||||||||||
1.2. | Россыпь и разравнивание материалов | |||||||||||||
1.3. | Уплотнение россыпей с поливкой водой | |||||||||||||
Устройство нижнего слоя основания из щебня ГЭСН 27-04-005-2 | ||||||||||||||
2.1. | Россыпь и разравнивание щебня | |||||||||||||
2.2. | Укатка и поливка водой | |||||||||||||
2.3. | Планировка щебня | |||||||||||||
Устройство верхнего слоя основания из щебня ГЭСН 27-04-005-2 | ||||||||||||||
3.1. | Россыпь и разравнивание щебня | |||||||||||||
3.2. | Укатка и поливка водой | |||||||||||||
3.3. | Профилировка и планировка щебня | |||||||||||||
Устройство нижнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси ГЭСН 27-06-020 | ||||||||||||||
4.1. | Очистка основания от пыли и грязи | |||||||||||||
4.2. | Проливка битумом основания | |||||||||||||
4.3. | Укладка а/б смеси | |||||||||||||
4.4. | Подкатка уложенного а/б легкими катками | |||||||||||||
4.5. | Окончательная укатка (уплотнение) тяжелыми катками | |||||||||||||
Устройство верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси ГЭСН 27-06-020 | ||||||||||||||
5.1. | Укладка а/б смеси | |||||||||||||
5.2. | Подкатка уложенного а/б легкими катками | |||||||||||||
5.3. | Окончательная укатка (уплотнение) тяжелыми катками | |||||||||||||
Укрепление и планировка откосов ГЭСН 01-02-027-12 | ||||||||||||||
6.1. | Планировка поверхности со срезкой неровностей | |||||||||||||
6.2. | Засыпка углублений, уплотнение грунта, зачистка поверхности | |||||||||||||
6.3. | Планировка основной площадки полотна | |||||||||||||
6.4. | Планировка откосов срезкой | |||||||||||||
6.5. | Разравнивание грунта и планировка естественной бермы | |||||||||||||
Обустройство дороги ГЭСН 27-09 | ||||||||||||||
7.1. | Устройство защитных ограждений ГЭСН 27-09 -001-5 | |||||||||||||
7.2. | Установка столбиков сигнальных железобетонных ГЭСН27-09-004-1 | |||||||||||||
7.3. | Установка дорожных знаков на металлических стойках ГЭСН 27-09-008-1 | |||||||||||||
7.4. | Разметка проезжей части краской сплошной линией шириной ГЭСН :27-09-016-1 | |||||||||||||
7.5. | Разметка проезжей части краской прерывистой линией шириной 0,1 м ГЭСН 27-09-016-4 |
Продолжение приложения 10