Геологическая характеристика метрополитена города Алматы
ДДД Общие сведения о геологии исследуемого объекта
В основу инженерно-геологических изысканий к технико-экономическому обоснованию метрополитена в г.Алматы положены требования ВСН 190-79 «Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитена», и СНиП П-44-77.
Первая очередь метрополитена в г.Алматы расположена в пределах наклонной равнины конуса выноса в междуречье рек Малая Алматинка, Весновка и Большая Алматинка. Уклон поверхности на север 5°-7° ,на запад 2°- 3°.
Направление первой очереди метрополитена принято с севера на юг от проспекта Райымбек по улице Фурманова и с востока на запад по проспекту Абая до проспекта Гагарина, направление второй очереди - на запад от проспекта Гагарина по проспекту Абая до улицы Ауэзова (п. Калкаман).
Строительная длина первой линии 8,3 км, без ветки в депо. По корректировке 2002г количество станций - 7: Райымбек, Жибек Жолы, Алмалы, Абай, Байконур, Тулпар, Алатау.
Электродепо метрополитена размещается вблизи станции Райымбек в районе железнодорожной станции Алматы II.
Инженерно-геологические изыскания для строительства второго пускового комплекса метрополитена в г. Алматы выполнены ТОО «Инженер ДРД-ЛТД» по заказу ТОО «Метропроект».
Инженерно-геологические изыскания состояли из полевых, лабораторных и камеральных работ.
Целью изысканий являлось:
- оценка инженерно-геологических и гидрогеологических условий трассы;
- изучение геолого-литологического строения;
- изучение физико-механических свойств грунтов;
- определение степени засоленности и агрессивности грунтов.
Полевые инженерно-геологические работы выполнены в январе-апреле месяцах 2012 года. В период полевых работ пройдено 57 скважин ударноканатным способом, диаметром 168мм, глубиной по 30,0м и 4 шурфа вручную, сечением 2,00м2, глубиной по 15,0м. Общий объем буровых работ составил 1710 п.м., горно-проходческих работ - бОп.м. Были сделаны полевые рассевы валовых проб крупнообломочных грунтов с определением их плотности в целике.
Кроме того были проведены испытания крупнообломочных грунтов вертикальными статическими нагрузками в 4 точках.
Из скважин были отобраны пробы грунта ненарушенной структуры для определения физико-механических свойств суглинков и пробы грунта для определения коррозионной активности грунтов.
Виды и объемы выполненных работ, подтверждаемых полевой и лабораторной документацией, приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1 |
№ | Виды работ | Единица измерения | Количество |
I.Полевые работы | |||
Бурение скважин ударно-канатным способом, диаметром 168м | п.м. | ||
Проходка шурфов вручную, сеч. 2,0м2 | п.м. | ||
Отбор образцов грунта ненарушенной структуры | моноли т | ||
Отбор образцов грунта нарушенной структуры | шт. | ||
Полевой рассев крупнообломочных грунтов | шт. | ||
Определение плотности крупнообломочных грунтов | опред. | ||
Испытания грунтов вертикальными статическими нагрузками (штампо-опыты) | опыт | ||
2.Лабораторные работы | |||
Определение полного комплекса физикомеханических свойств грунтов | опред. | ||
Коррозийная агрессивность грунтов по методу удельного электрического сопротивления и методу средней плотности катодного тока | опред. | ||
Анализ водной вытяжки | опред. |
Полевые работы и лабораторные испытания грунтов проведены с соблюдением нормативных документов и государственных стандартов Республики Казахстан.
Геоморфологическое строение
Исследуемая территория расположена на пологонаклонной равнине, вытянутой полосой вдоль северного склона хребта Заилийский Алатау. В пределах всей линии метрополитена распространен аккумулятивный тип.