Вопрос №3. Средства преодоления водных преград, их назначение и тактико-технические характеристики.
Войска для преодоления водных преград могут использовать следующие средства: боевые плавающие машины и переправочные средства, состоящие на вооружении или снабжении войск; местные плавающие средства, трофейные переправочные средства и переправочные средства, изготавливаемые войсками с использованием местных материалов. Кроме того, при преодолении водных преград могут использоваться существующие мосты и мосты, возводимые войсками, броды, трассы для переправы танков под водой и ледяной покров. При преодолении крупных водных преград (устьевые участки рек и проливы) могут также использоваться специальные десантно-высадочные средства ВМФ и суда военных речных флотилий.
К боевым плавающим машинам, состоящим на вооружении общевойсковых подразделений и частей, относятся: разведывательные машины, боевые машины пехоты, плавающие танки, бронетранспортеры, самоходные ракетные, артиллерийские и минометные установки и другие.
При форсировании водных преград плавающие танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры могут вести огневой бой с противником из положения на плаву. Они составляют так называемые первые волны переправляющихся войск, имеющие задачу захватить противоположный берег.
Переправочные средства, состоящие на вооружении или снабжении войск, являются основными средствами, используемыми для преодоления водных преград. Они включают в себя:
- переправочно-десантные средства, к которым относятся: гусеничные плавающие транспортеры и самоходные паромы, именуемые самоходными переправочно-десантными средствами (СПДС), десантные лодки и специальные поплавковые устройства, используемые главным образом при форсировании
водных преград передовыми подразделениями и первыми эшелонами войск;
- понтонные парки, позволяющие наводить наплавные мосты и собирать паромы. Они являются основными средствами для переправы главных сил войск через средние, широкие и крупные водные преграды;
- механизированные мосты, предназначенные для устройства мостовых переходов через очень узкие препятствия на поле боя и на войсковых путях и применяемые в комбинированных мостах для возведения эстакад;
- разборные мосты на жестких опорах и мостовые конструкции промышленного изготовления, используемые войсками главным образом в условиях, когда применение понтонных парков и механизированных мостов по их техническим характеристикам невозможно или нерационально.
Местные плавающие средства (суда, баржи, катера, лодки, паромы), а также переправочные средства, изготавливаемые войсками в виде плотов из местных материалов (бревен, брусьев, досок, хвороста, тростника, камыша, соломы) или в виде паромов, устраиваемых из бочек и различных поплавков (например, автомобильных камер) в сочетании с местными материалами, используют для преодоления водных преград при отсутствии или недостатке боевых плавающих машин и штатных переправочно-десантных средств и понтонных парков.
Существующие мосты должны использоваться войсками для преодоления водных преград в первую очередь, что позволяет сохранить штатные переправочные средства.
Строить мосты на жестких опорах из местных материалов и наводить наплавные мосты с использованием барж войска будут для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий на путях маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменить понтонные парки и механизированные мосты для вывода их в резерв и обеспечения переправы войск на последующих водных преградах.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Преподаватель отмечает, в какой степени отработаны учебные цели занятия. Указывает на характерные недостатки, отмечает порядок и дисциплину на занятии. Отмечает студентов, хорошо и слабо усвоивших материал занятия. Объявляет оценки за ответы студентов, выставляет их в журнал. Даёт указания командиру взвода на подготовку к следующему занятию.
Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить материал по конспекту и рекомендованной литературе.
Преподаватель кафедры инженерных войск
подполковник запаса Семкин С.А.