Проектная мощность, режим работы и срок службы шахты
Настоящим проектом запасы угля пласта К4 ниже ранее действовавшего участка открытых работ до гор.+415 м намечается отработать подземным способом. Согласно заданию на проектирование проектная мощность шахты «Денисовская» принята на уровне 3000 тыс. т угля в год. Суточная добыча составит 10000 т, сменная 3330 т.
По данным геологического отчета разведки пласт К4 в границах проектируемой шахты имеет следующие горно-геологические условия:
- мощность пласта изменяется в широких пределах от 2,1 м до 6,50 м;
- угол падения пласта на рассматриваемом участке достигает 2-5°;
- основная кровля пласта сложена разнозернистыми песчаниками;
- непосредственная кровля пласта сложена мелко- и среднезернистыми песчаниками и алевролитами;
- часто непосредственная кровля является одновременно и основной;
- в целом непосредственная и основная кровли пласта К4, сложенные песчаниками разной зернистости, относятся к весьма устойчивым, трудно обрушающимся и частично - к среднеустойчивым (на участках с алевролитами);
- ложная кровля представлена углистым алевролитом и распространена на незначительной площади у восточной границы шахты;
- непосредственная почва пласта, преимущественно представлена алевролитом и песчаниками крупнозернистыми, среднезернистыми и мелкозернистыми. Очень редко встречается аргиллит. Алевролит крупнозернистый и мелкозернистый достигает мощности 2,0-5,0 м, довольно крепкий (f = 4-7). Почва не размокает и не склонна к пучению. При выполнении проекта, исходя из горно-геологических условий залегания пласта, были определены основные требования, которым должно соответствовать применяемое горно-выемочное оборудование:
- механизированная крепь очистного забоя должна быть оградительно-поддерживающего типа с удельным сопротивлением секции крепи не менее 120-140 тс/м" поддерживаемой площади и средним давлением на почву не более 3 МПа;
- выемочный комбайн должен иметь достаточно высокую мощность приводных двигателей на режущих органах для успешного разрушения пласта угля с включением породного прослоя;
- применяемое очистное оборудование должно иметь максимально возможный диапазон раздвижности для обеспечения наибольшей полноты выемки запасов угля.
- четырехстоечная механизированная крепь МКЮ 4У.23/45 поддерживающе-оградительного типа производства Юргинского машиностроительного завода, с диапазоном раздвижности от 2,7 до 4,5 метров. Крепь предназначена для отработки пластов при углах падения до 30° при отработке по простиранию и до 10° при отработке по восстанию и падению, с устойчивостью непосредственной и обрушаемостью основной кровель всех типов. Несущая способность крепи составляет до 130-140 тс/м" поддерживаемой площади, при среднем давлении на почву пласта не более 2,85 МПа. Шаг установки секций крепи 1,5 метра. Масса секции 24 тонны;
- очистной комбайн SL500 фирмы EicKhoff с диапазоном выемки угля от 2,5 до 5,24 метров. Установленная мощность электродвигателей на режущих органах 500 кВт. В приводе подачи комбайна установлено два электродвигателя мощностью по 54 кВт, что позволяет обеспечить усилие подачи до 554 кН и максимальную скорость подачи до 18 м/мин. Масса комбайна около 75 т;
- забойный скребковый конвейер КСЮ381 Юргинского машиностроительного завода с максимальной технической часовой производительностью до 1000 т/час при скорости движения тяговой цепи 1,13 м/с.
Транспорт
Подземный транспорт
Конвейерный транспорт
Ввиду того, что отработка запасов производится по схеме «шахта-пласт» одним очистным забоем принята схема полной конвейерной доставки угля от забоя на поверхность.
Конвейерный транспорт по горизонтальным и наклонным выработкам
Отработка шахтного поля принята в три очереди. Первая очередь включает в себя отработку и подготовку лав с 1 по 4 включительно. Вторая очередь с 5 по 10 и третья очередь с 11 по 15.
Транспорт угля от забоя до поверхности полностью конвейеризирован. Уголь от забойного конвейера лавы поступает на скребковый перегружатель ленточного телескопического конвейера типа 2ПТ120, установленного на подэтажном конвейерном штреке. В разрыв скребкового перегружателя установлена дробилка типа ДУ-910 для дробления крупных кусков угля. С конвейера на подэтажном штреке уголь перегружается на ленточный конвейер типа 2П120, установленный в наклонном конвейерном стволе, которым и выдается на поверхность. В надшахтном здании наклонного конвейерного ствола уголь перегружается на конвейер поверхностного техкомплекса.
При отработке лав второй очереди в наклонном конвейерном стволе устанавливается дополнительно второй конвейер типа 2П120.
Подготовительные работы первой и второй очереди ведутся на наклонный конвейерный ствол. Одновременно с подготовкой лав первой очереди ведется углубка наклонных стволов. Подготовительные работы третей очереди ведутся на магистральный конвейерный штрек с перегрузкой на наклонный конвейерный ствол. Выработки подготовительных забоев оборудуются конвейерами с шириной ленты 1000 мм и скоростью ленты 2,5 м/с.
Вспомогательный транспорт
В настоящее время в качестве вспомогательного транспорта по доставке грузов, материалов и людей применяются напочвенные и монорельсовые дороги с канатным и дизелевозным приводом, а также дизельные машины на пневмоходу.
При выборе вспомогательного транспорта по доставке грузов, материалов и людей в шахту по желанию заказчика, с учетом того, что в перспективе будет необходимо доставлять крупногабаритный груз массой до 37,0 т, был принят дизельный транспорт на пневмоходу. Для доставки крупногабаритных грузов, оборудования и материалов предполагается использовать две дизельные машины ED7LYD фирмы «EIMCO» с навесным и прицепным оборудованием для различных видов работы. Для доставки людей используется машина SMV, производства Австралии. Расстояние по доставке рабочих на период максимального удаления горных работ составляет 5,12 км. Скорость передвижения дизельной машины SMV с людьми равна 15 км/ч. Длительность перевозки составляет примерно 20 мин.
Железнодорожный транспорт
Отправка углей шахты "Денисовская" потребителям производится железнодорожными составами. Для погрузки угля в железнодорожные полувагоны, приема порожних вагонов и отправки груженых составов на внешнюю сеть на площадке шахты построена тупиковая железнодорожная станция "Погрузочная".
От станции "Погрузочная" проложен подъездной путь до разъезда "Денисовский". Длина пути 3.5 км, руководящий уклон в порожнем направлении 14%о, минимальный радиус кривой 200м.
На подходе к разъезду "Денисовский" на ж.д. пути построен однопролетный ж.б. мост через безымянный ручей. Мост эксплуатируется с незавершенным строительством. Для дальнейшей эксплуатации необходимо произвести комиссионное обследование моста с последующим устранением выявленных нарушений проектных решений.
Разъезд "Денисовский" расположен на железнодорожной линии станция "Беркакит" - станция "Томмот", на расстоянии 18.8км от ст. "Беркатит". Весовая норма поездов принятая на линии БАМ - Тында - Беркатит - Томмот составляет 4600 т/брутто в грузовом направлении и 2300 т/брутто в порожнем направлении. Руководящий уклон на ж.д. пути до ст. "Беркатит" 12%о.
Станция "Беркакит" является основной распорядительной станцией внешней сети, на которой выполняются операции по подготовке порожних вагонов под погрузку, пропуску угольных составов, расформированию и формированию участковых и сборных поездов.
От разъезда "Денисовский" имеется железнодорожный выход до станции "Нерюнгри-Грузовая", на которой производится передача составов в ведение МПС.
Станция "Погрузочная" в своем развитии имеет пути :
- один приемоотправочный с полезной длиной позволяющей принимать составы в количестве 25 угольных полувагонов грузоподъемностью 63 - 69т;
- один погрузочный;
- один на склад ГСМ;
- один вытяжной;
- путь в здание локомотивного депо.
На погрузочном пути осуществляется погрузка угля с открытого склада 2-х угольных предприятий: шахты "Денисовская" и ОФ "Брикетная". Погрузка производится автопогрузчиком. Под погрузку выставляются вагоны в количестве 10-12 шт.
В настоящее время отправка угля, добываемого попутно во время проходки шахты "Денисовская" производится автотранспортом. Уголь фабрики "Брикетная" отправляется железнодорожными составами в объеме 100 тыс.т. угля в год.
На вытяжном пути производится погрузка угля малых предприятий, которая в дальнейшем ликвидируется.
Путь в здание депо в настоящее время не эксплуатируется.
На станции уложены рельсы Р-50, шпалы деревянные на щебеночном балласте. Стрелочные переводы нормальные, марки 1/9 (4 шт.) и 1/11 (1 перевод), на щебеночном балласте. Все стрелочные переводы находятся на ручном управлении.
Верхнее строение станционных путей находится в неудовлетворительном состоянии.
Рельсы имеют предельный вертикальный и боковой износ, на стыках почти все рельсы расклепаны. Механический износ шпал (трещины, смятия под подкладками, выколы, загнивание древесины) требует на 80% замены шпал. Балластная призма полностью загрязнена.
Пути станции проложены вдоль поймы ручья Дежневка.
Автомобильный транспорт
Основная промплощадка шахты "Денисовская" соединена подъездной автодорогой с Амуро-Якутской автомагистралью.
Длина подъездной автодороги 4 км. Доставка трудящихся и хозгрузов на промплощадку осуществляется по существующим автодорогам.