Тестовые задания для самоконтроля

1. Профессионализмы – это:

слова, относящиеся к специальной лексике и употребленные определенной группой людей, объединенных общей профессией:

a) однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию и не совпадающие по значению;

b) слова, одинаковые по звучанию и не связанные по смыслу;

c) слово или словосочетание, являющееся точным названием какого-либо понятия в науке, технике или искусстве.

2. Найдите архитектурно-строительные термины:

a) инвестиция, спонсор, девальвация;

b) гидрофобность, арматура, металлоконструкция;

c) артикуляция, интерференция, ассимиляция;

d) объект, вопрос, эксперимент.

3.Дефиниция – это:

a) коммуникация, осуществляемая между специалистами на профессиональные темы;

b) слова или словосочетания, которые имеют строго определенное значение в той или иной области науки и техники;

c) краткая идентификационная характеристика;

d) изменение обычного порядка слов в предложении.

4. Укажите жанры устной профессиональной речи:

a) заявление, докладная записка;

b) сопроводительное письмо, гарантийное письмо;

c) резюме, аннотация;

d) публичное выступление.

5. Укажите термин, соответствующий данной дефиниции: преимущественно подземная часть сооружения, служащая его опорой и передающая нагрузку на основание.

a) газобетон;

b) фундамент;

c) шлакоблок;

d) фасад.

6. Узкоспециальные термины – это:

a) термины, которые используются в нескольких областях науки и техники;

b) устойчивые сочетания слов;

c) термины, имеющие значения, характерные для какой-либо специальности данной отрасли;

d) слова, характерные для всех сфер научной деятельности.

7. Для устной профессиональной речи характерны:

a) графическое оформление речи;

b) использование знаков пунктуации;

c) использование средств графического выделения;

d) текстовые и лексические повторы, приемы адресации речи.

8. Найдите архитектурно-строительные термины:

a) ассимиляция, фонетика;

b) портландцемент, генеральный проектировщик;

c) движение, процесс;

d) инвестиция, экономика.

9. Композиция текста – это:

a) Обоснование актуальности текстовой информации;

b) построение текста, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему тексту как единому целому;

c) развернутый тезис;

d) краткое изложение текста.

10. Укажите случай лексической несочетаемости слов:

a) принять участие;

b) принять к сведению;

c) принять клиента;

d) принять уважение.

11. Способность материала без разрушения изменять свои размеры и форму под воздействием внешней нагрузки и сохранять эти изменения после прекращения ее действия – это:

a) пластичность;

b) водонепроницаемость;

c) гидрофобность;

d) теплоизоляция.

12. Укажите жанр, не имеющий отношения к устной профессиональной речи:

a) публичная речь;

b) аннотация;

c) информативное сообщение;

d) деловая беседа.

13. Монологическая речь– это:

a) вид речи, который не связан с речью собеседника;

b) речь, осуществляемая между специалистами на профессиональные темы;

c) вид речи, при которой происходит непосредственный обмен информацией между двумя или несколькими лицами;

d) речь, для которой характерно использование реагирующих реплик.

14. Укажите жанры монологической речи:

a) интервью, резюме;

b) аналитический отчет, бытовое повествование;

c) приказ, распоряжение;

d) художественный монолог, научный доклад.

15. Устная речь – это…

a) речь, произносимая, порождаемая в процессе говорения;

b) речь, изображенная на бумаге;

c) речь с предыдущими высказываниями;

d) речь, не связанная с речью собеседника.

16. Укажите основные принципы построения текста:

a) концептуальность, краткость, содержательность;

b) актуальность, соотнесенность, однотипность;

c) конструктивность, коммуникативность;

d) информативность, связность, целостность.

17. В каком веке был изобретен портландцемент?

a) в 17 веке;

b) в 19 веке;

c) в 20 веке;

d) в 18 веке.

18. Назовите отечественных ученых сферы архитектуры и строительства:

a) Л. Гумилев, Б.Майлин;

b) З. Ахметжанова, К. Кадашева;

c) К. Сатбаев, Е. Букетов;

d) Ж. Малибеков, С. Баймагамбетов.

19. Какой признак не характерен для профессиональной компетентности?

a) мобильность знаний;

b) гибкость метода;

c) отсутствие культуры речи;

d) потенциальная готовность решать задачи.

20. С какими факторами не связаны англизированные инновации в профессиональной речи строителей?

a) с интернационализацией терминологии;

b) с глобализацией современной профессиональной коммуникации;

c) с изменением национального состава носителей профессионального языка;

d) с увеличением количества гастарбайтеров.

21.Укажите термин, соответствующий данной дефиниции:

Изделия из бетона массой от десятков килограммов до нескольких тонн. Изготавливаются из тяжелых, облегченных и легких бетонов. По назначению подразделяются на фундаментные, цокольные и стеновые. Для снижения массы и теплопроводности часто выпускаются пустотными или дырчатыми.

a)бетон;

b) блок бетонный;

c) балка;

d) арматура.

22. На предмет чего не нужно проверять строительные материалы в целях пожарной безопасности?

a) на горючесть;

b) на воспламеняемость;

c) на способность дымообразования;

d) на скорость распространения пламени.

23.Генеральный подрядчик – это:

a) организация, являющаяся главным исполнителем договора подряда на проведение строительно-монтажных работ;

b) проектная организация, ответственная за выполнение комплекса изыскательских и проектных работ на основании договора с Заказчиком;

c) физическое/юридическое лицо или орган государственной исполнительной власти/местного самоуправления, получившее в установленном порядке земельный участок под строительство или реконструкцию комплекса недвижимого имущества;

d) организация, являющаяся главным заказчиком строительно-монтажных работ.

24. Ростом числа заимствований из какого языка в последние десятилетия характеризуется строительная терминология?

a) из французского;

b) из японского;

c) из немецкого;

d) из английского языка.

25. Укажите заимствования из английского языка:

a) топпинг, пентхауз;

b) шайтан, болгарка;

c) гастарбайтер, оператор;

d) мансарда, балкон.

26.Особая функциональная разновидность языка, обслуживающая профессиональную сферу общения:

а) профессиональный язык;

b) иностранный язык;

c) литературный язык;

d) национальный язык.

27. Выделите точное определение, обозначающее сферу деятельности строителя:

а) производство строительных материалов и конструкций, проектирование технологических линий по производству строительных материалов и конструк­ций, строительство, среднее профессиональное образование в области техноло­гии строительных материалов и конструкций, сертификация, контроль качества строительных материалов и конструкций;

b) транспортное производство;

c) проектирование;

d) техника.

28. Выделите термин, обозначающий процесс деятельности строителя:

a) возведение зданий и сооружений;

b) ремонт техники;

c) проектирование;

d) реставрация.

29. Выделите термины, обозначающий объект деятельности строителя:

a) здания, сооружения, строительные материалы, земельные участки;

b) оборудование;

c) система вентиляции;

d) системы автоматизации.

30. Выделите термин, обозначающий субъект деятельности:

a) строительные профессии;

b) транспортники;

c) проектировщики;

d) архитекторы.

31. Выделите термин, обозначающий продукт деятельности:

a) здание;

b) капремонт;

c) техника;

d) покрытие.

32. Выявите узкоспециальные термины сферы строительства:

Монтажники занимаются сборкой оборудования или механизмов, присланных с других предприятий в разобранном виде. Русские изобретатели предложили немало интересных устройств, способствовавших облегчению тяжелого труда на строительстве различных сооружений. Первые документальные сведения о механизмах, установленных древними людьми, имеют давность в несколько тысячелетий. Каменщик наших дней - это рабочий, возводящий жилые здания и промышленные сооружения из природных и искусственных камней. Но основная цель остается неизменной – получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади.

a) монтажник, каменщик, сооружения, архитектурное строение, жилые здания;

b) оборудование, устройство;

c) изобретатели, монтажники, строительство;

d) механизмы, жилые здания.

33. Вставьте необходимое слово в предложение:

Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные …

a) колонны;

b) балки;

с) заборы;

d) стены.

34. Технический глоссарий:

Группа строительных материалов, представляющая собой искусственный камень, состоящий из затвердевшей смеси вяжущих веществ (цемент, битум и т. д.), воды, заполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) и различных добавок.

a) бетоны;

b) битулин;

c) асфальт;

d) алебастр.

35. Технический глоссарий:

Лист, состоящий из двух слоев строительной бумаги (картона) и гипсового сердечника

a) гиспсокартон;

b) арматура;

c) бут;

d) гипс.

36. Технический глоссарий:

Совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.

a) Техническая эксплуатация;

b) строительство;

c) капитальный ремонт;

d) реконструкция.

37. Юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению и ответственность за их выполнение

a) онтракт;

b) договор;

c) соглашение;

d) конверсия.

38. Укажите узкоспециальные термины:

Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

a) сооружение;

b) здание;

c) технические системы;

d) ремонт.

39. Вставьте нужное слово:

… - это наземные сооружения, предназначенные для проживания, труда, удовлетворения различных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, больницы, клубы и т.д.).

a) здания;

b) сооружения;

c) постройки;

d) трубы.

40. Вставьте нужное словосочетание:

Производственно-управленческая деятельность строителя содержит … технологических процессов, материалов и готовой продукции.

a) контроль качества;

b) готовой продукции;

c) использование материалов;

d) проверка средств.

41. Вставьте нужное слово:

Функции профессиональной деятельности строителя включает проведение работ по составлению … и установленной отчетности по утвержденным формам.

a) технической документации;

b) транспортной техники;

c) информационной технологии;

d) контрольных измерений.

42. Укажите узкоспециальные термины:

Отделочный слой наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, выполненный из плит, плиток, профильных деталей, прикреплённых к отделываемой поверхности на растворе, мастике или при помощи крепёжных элементов.

a) облицовка;

b) отделка;

c) покраска;

d) штукатурка.

43. Вставьте нужное слово: Потребность в изучении профессионального русского языка возникает как реакция на практические потребности … коммуникации

a) профессиональной;

b) личной;

c) индивидуальной;

d) эффективной.

44. Вставьте нужное слово: Функции профессиональной деятельности строителя включает проведение обучения и инструктажа по технике, охране труда и окружающей среды.

a) безопасности;

b) труда;

c) качества;

d) среды.

45. Какие работы относятся к отделочным видам?

a) штукатурные;

b) земляные;

c) санитарно-технические;

d) общестроительные.

46. Технический глоссарий:

Отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации здания, сооружения и их комплексы.

a) строительство;

b) транспорт;

c) архитектура;

d) производство.

47. Вставьте нужное слово: Сфера профессиональной деятельности строителей включает в себя производство … материалов и конструкций

a) строительных;

b) транспортных;

c) промышленных;

d) железобетонных.

48. Технический глоссарий:

Общее название горных пород, включая почвы, являющихся объектом строительной деятельности

a) грунт;

b) глина;

c) известняк;

d) гравий.

49. Технический глоссарий:

Составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий

a) арматура;

b) алебастр;

c) арка;

d) балка.

50.Технический глоссарий:

Комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, направленных на устранение физического износа сооружения, не связанный с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения…

a) капитальный ремонт;

b) производственная и хозяйственная деятельность, направленная на возведение, ремонт, реконструкцию зданий и сооружений;

c) искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи;

d) реставрация.

51. К какому роду публичной речи относится лекция?

a) к социально-политическому красноречию;

b) к социально-бытовому красноречию;

c) к академическому красноречию;

d) к судебному.

52. Во вступлении оратор не должен…

a) устанавливать контакт с аудиторией;

b) заинтересовывать слушателей;

c) обосновывать постановку вопроса;

d) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился.

53. В заключительной части выступления не следует...

a) говорить фразы: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все»;

b) использовать шутку;

c) прочесть наизусть стихи;

d) закончить призывом к действию, пожеланием.

54. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:__________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления.

a) градация;

b) анафора;

c) эллипсис;

d) антитеза.

55. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость.

a) анафора;

b) парцелляция;

c) антитеза;

d) эллипсис.

56. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?

a) просторечие;

b) территориальные диалекты;

c) жаргоны;

d) литературный язык.

57. Какие словари помогают разобраться в значениях, близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий - глубинный, героизм - героика - геройство?

a) словари паронимов;

b) словари синонимов;

c) словари омонимов;

d) словари антонимов.

58. Как называется словарь русского языка, имеющий профессиональную направленность и предназначенный для специалистов в определённой области научных знаний или практической деятельности?

a) словарь синонимов;

b) толковый словарь;

c) терминологический словарь;

d) словарь антонимов.

59. Укажите, как называется умение, которое позволяет слушателю определять цель речи, композицию речи, главную мысль и главные идеи оратора, а также умение определять форму аргументации и резюмирования?

a) умение концентрироваться;

b) умение анализировать содержание;

c) умение слушать критически;

d) умение конспектировать.

60. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля?

a) научная фразеология;

b) широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

c) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;

d) логическая последовательность изложения.

61. Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?

a) реферат;

b) диссертация;

c) очерк;

d) аннотация.

62. Как называется сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения?

a) рецензия;

b) реферат;

c) доклад;

d) аннотация.

63. В каком из слов наблюдается нарушение словообразовательных норм:

a) продажность;

b) глубизна;

c) лицензирование;

d) умозаключение.

64. Для публицистической речи характерно использование оценочной лексики. Укажите, какое слово в приведенном списке не несет эмоциональной окраски?

a) педагогический десант;

b) небывалое наводнение;

c) локомотив реформ;

d) широкая магистраль.

65. Укажите нелитературную форму множественного числа:

a) договоры;

b) дюбеля;

c) профили;

d) бульдозеры.

66. Укажите слова, которые могут иметь место в газетной и официальной устной речи:

a) приспичило, трепач, выпереть;

b) небывалый, гигантский, титанический, уникальный;

c) забуреть, крыть, липовый;

d) гад, паразит, белогвардейская сволочь.

67. Укажите, какая лексика уместна во всех стилях?

a) просторечная;

b) книжная;

c) жаргонная;

d) нейтральная.

68. В каком стиле используются все языковые средства?

a) в научном стиле;

b) в языке художественной литературы;

c) в газетно-публицистическом;

d) в официально-деловом.

69. Определите стиль текста: «Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то»:

a) публицистический;

b) разговорный с элементами художественного;

c) художественный;

d) научный с элементами художественного.

70. Что не является источником нормы литературного языка?

a) общепринятое современное употребление;

b) диалекты, социальные и профессиональные жаргоны, просторечие;

c) научные исследования ученых-языковедов;

d) произведения писателей.

71. В бытовой устной речи употребляются:

a) стандартизированные словосочетания;

b) термины;

c) специальная лексика;

d) разговорные слова и формы слов.

72. Стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:

a) научный;

b) художественный;

c) разговорный;

d) публицистический.

73. Художественный стиль употребляется в:

a) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;

b) научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности;

c) словесно-художественном творчестве;

d) агитационно-массовой деятельности.

74. Какие слова называются неологизмами?

a) заимствованные слова;

b) новые слова, которых нет в литературном языке;

c) устаревшие слова;

d) слова-термины.

75. Укажите словосочетание с нарушением лексической сочетаемости слов?

a) высотное здание;

b) высотные работы;

c) высотные предприятия;

d) высотный ремонт.

76. Что такое акцентология?

а) Раздел языка, изучающий систему ударений;

b) Раздел языка, изучающий части речи;

c) Раздел языка, изучающий систему звуков;

d) Раздел языка, изучающий знаки препирания.

77. Каковы особенности русского ударения?

а) Не фиксированность и подвижность;

b) Фиксированность и неподвижность;

c) Ударение всегда падает на второй слог;

d) Одноместность и неподвижность;

e) Ударение всегда падает на последний слог.

78. Приведите примеры акцентологических дублетов:

a) Одновременно и одновременно;

b) Маркетинг и маркетинг;

c) Договор и договор;

d) Каталог и каталог;

e) Обеспечение и обеспечение.

79. Инновация – это:

a) Нововведение;

b) Эффективность;

c) Развитие;

d) Торможение;

e) Обесценение.

80. Вставьте нужное слово: … повышает эффективность действующей системы

a) Ассимиляция;

b) Омонимия;

c) Регресс;

d) Инновация;

e) Инфляция.

81. Речевой этикет – это …

a) система орфоэпических норм

b) система орфографических норм

c) система норм литературного языка

d) правила речевого поведения

e) система правил словообразования

82. Инновация – это:

f) Новый организационный метод в деловой практике;

g) Метод реорганизации производства;

h) Выработка трудовых навыков;

i) Уровень развития способностей работников;

j) Высокий уровень профессиональной деятельности.

83. Диалогическая речь – это:

a. Форма речи;

b. Вид речи;

c. Норма речи;

d. Вид речевой деятельности;

e. Речевая ситуация.

84. Укажите особенности диалогической речи:

a. Наличие реагирующих реплик;

b. Отсутствие невербальных средств общения;

c. Сухость изложения;

d. Неиспользование эллиптических предложений;

e. Отсутствие непосредственного общения.

85. Деловой этикет – это:

a. Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов;

b. Умение походить новые решения;

c. Определение нового комплекса педагогических задач;

d. Организация профессиональной деятельности.

86. Нормированность речи – это …

а) богатство содержания, большой объем информации;

b) простота и доступность, понятность смысла речи;

с) соблюдение норм литературного языка;

d) образность, яркость, эстетичность, красочность речи.

87. Укажите признаки устной речи:

а) произносимая, звучащая, говоримая;

b) написанная, читаемая;

c) наличие знаков препинания;

d) отсутствие жестов и мимики;

e) сложные предложения.

88. Лексические нормы – это …

a) правила написания;

b) правила использования языковых средств в речи;

c) правила использования лексики, слов в речи;

d) правила использования морфологических форм слов;

e) правила использования синтаксических конструкций.

89.Синтаксические нормы – это …

a) правила написания;

b) правила использования языковых средств в речи;

c) правила использования слов в речи;

d) правила использования морфологических форм слов;

e) правила использования синтаксических конструкций.

90. Морфологические нормы – это …

a) правила написания;

b) правила использования слов в речи;

c) правила использования морфологических форм слов;

d) правила использования синтаксических конструкций;

e) правила произношения слов в речи.

91. Орфоэпические нормы – это …

a) правила произношения слов;

b) правила использования морфологических форм слов;

c) правила использования синтаксических конструкций;

d) правила использования слов в речи;

e) правила написания.

92. Общеупотребительные слова – это …

a) слова, используемые людьми определенной социальной группы;

b) слова, употребляющиеся во всех сферах общения;

c) слова, используемые людьми одной профессии;

d) слова, понятные только жителям одной местности;

e) слова, точно обозначающие понятия действительности.

93. Слово «этикет» по происхождению

a) французское;

b) тюркское;

c) польское;

d) русское;

e) итальянское.

94. Виды организационно-распорядительных документов:

a) фельетон, репортаж;

b) аннотация, рецензия;

c) автобиография, расписка;

d) закон, постановление;

e) отзыв, резюме.

95. Культура профессиональной речи не включает:

а) владение терминологией данной специальности;

b) умение строить выступление на профессиональную тему;

с) умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

d) высокий уровень профессиональной деятельности;

e) умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

96. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда не определяется:

а) совершенной системой знаний, умений, навыков;

b) способностью достигать поставленных целей;

c) социальной ролью специалиста;

d) профессионально значимыми личностными качествами;

e) эффективно выполнять профессиональные функции.

97. Что не относится к этапам делового общения?

а) установление контакта;

b) ориентация в ситуации;

c) обсуждение вопроса, проблемы;

d) принятие решения;

e) отсутствие контакта.

98. Что не относится к правилам участия в полилоге?

а) каждый участник говорит коротко и убедительно;

b) внимательно слушает, следит за ходом обсуждения;

c) задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников;

d) дружелюбен, корректен;

e) использование жестов.

99.Что не относится к диалогическим жанрам?

a) дискуссия;

b) беседа;

c) публичное выступление;

d) полемика;

e) диспут.

100. Что не является публичным красноречием?

a) Дискуссионное;

b) социально-политическое;

c) академическое;

d) судебное;

e) социально-бытовое.

Словарь

Наши рекомендации