Тестовые задания для самоконтроля
1. Профессионализмы – это:
слова, относящиеся к специальной лексике и употребленные определенной группой людей, объединенных общей профессией:
a) однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию и не совпадающие по значению;
b) слова, одинаковые по звучанию и не связанные по смыслу;
c) слово или словосочетание, являющееся точным названием какого-либо понятия в науке, технике или искусстве.
2. Найдите архитектурно-строительные термины:
a) инвестиция, спонсор, девальвация;
b) гидрофобность, арматура, металлоконструкция;
c) артикуляция, интерференция, ассимиляция;
d) объект, вопрос, эксперимент.
3.Дефиниция – это:
a) коммуникация, осуществляемая между специалистами на профессиональные темы;
b) слова или словосочетания, которые имеют строго определенное значение в той или иной области науки и техники;
c) краткая идентификационная характеристика;
d) изменение обычного порядка слов в предложении.
4. Укажите жанры устной профессиональной речи:
a) заявление, докладная записка;
b) сопроводительное письмо, гарантийное письмо;
c) резюме, аннотация;
d) публичное выступление.
5. Укажите термин, соответствующий данной дефиниции: преимущественно подземная часть сооружения, служащая его опорой и передающая нагрузку на основание.
a) газобетон;
b) фундамент;
c) шлакоблок;
d) фасад.
6. Узкоспециальные термины – это:
a) термины, которые используются в нескольких областях науки и техники;
b) устойчивые сочетания слов;
c) термины, имеющие значения, характерные для какой-либо специальности данной отрасли;
d) слова, характерные для всех сфер научной деятельности.
7. Для устной профессиональной речи характерны:
a) графическое оформление речи;
b) использование знаков пунктуации;
c) использование средств графического выделения;
d) текстовые и лексические повторы, приемы адресации речи.
8. Найдите архитектурно-строительные термины:
a) ассимиляция, фонетика;
b) портландцемент, генеральный проектировщик;
c) движение, процесс;
d) инвестиция, экономика.
9. Композиция текста – это:
a) Обоснование актуальности текстовой информации;
b) построение текста, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему тексту как единому целому;
c) развернутый тезис;
d) краткое изложение текста.
10. Укажите случай лексической несочетаемости слов:
a) принять участие;
b) принять к сведению;
c) принять клиента;
d) принять уважение.
11. Способность материала без разрушения изменять свои размеры и форму под воздействием внешней нагрузки и сохранять эти изменения после прекращения ее действия – это:
a) пластичность;
b) водонепроницаемость;
c) гидрофобность;
d) теплоизоляция.
12. Укажите жанр, не имеющий отношения к устной профессиональной речи:
a) публичная речь;
b) аннотация;
c) информативное сообщение;
d) деловая беседа.
13. Монологическая речь– это:
a) вид речи, который не связан с речью собеседника;
b) речь, осуществляемая между специалистами на профессиональные темы;
c) вид речи, при которой происходит непосредственный обмен информацией между двумя или несколькими лицами;
d) речь, для которой характерно использование реагирующих реплик.
14. Укажите жанры монологической речи:
a) интервью, резюме;
b) аналитический отчет, бытовое повествование;
c) приказ, распоряжение;
d) художественный монолог, научный доклад.
15. Устная речь – это…
a) речь, произносимая, порождаемая в процессе говорения;
b) речь, изображенная на бумаге;
c) речь с предыдущими высказываниями;
d) речь, не связанная с речью собеседника.
16. Укажите основные принципы построения текста:
a) концептуальность, краткость, содержательность;
b) актуальность, соотнесенность, однотипность;
c) конструктивность, коммуникативность;
d) информативность, связность, целостность.
17. В каком веке был изобретен портландцемент?
a) в 17 веке;
b) в 19 веке;
c) в 20 веке;
d) в 18 веке.
18. Назовите отечественных ученых сферы архитектуры и строительства:
a) Л. Гумилев, Б.Майлин;
b) З. Ахметжанова, К. Кадашева;
c) К. Сатбаев, Е. Букетов;
d) Ж. Малибеков, С. Баймагамбетов.
19. Какой признак не характерен для профессиональной компетентности?
a) мобильность знаний;
b) гибкость метода;
c) отсутствие культуры речи;
d) потенциальная готовность решать задачи.
20. С какими факторами не связаны англизированные инновации в профессиональной речи строителей?
a) с интернационализацией терминологии;
b) с глобализацией современной профессиональной коммуникации;
c) с изменением национального состава носителей профессионального языка;
d) с увеличением количества гастарбайтеров.
21.Укажите термин, соответствующий данной дефиниции:
Изделия из бетона массой от десятков килограммов до нескольких тонн. Изготавливаются из тяжелых, облегченных и легких бетонов. По назначению подразделяются на фундаментные, цокольные и стеновые. Для снижения массы и теплопроводности часто выпускаются пустотными или дырчатыми.
a)бетон;
b) блок бетонный;
c) балка;
d) арматура.
22. На предмет чего не нужно проверять строительные материалы в целях пожарной безопасности?
a) на горючесть;
b) на воспламеняемость;
c) на способность дымообразования;
d) на скорость распространения пламени.
23.Генеральный подрядчик – это:
a) организация, являющаяся главным исполнителем договора подряда на проведение строительно-монтажных работ;
b) проектная организация, ответственная за выполнение комплекса изыскательских и проектных работ на основании договора с Заказчиком;
c) физическое/юридическое лицо или орган государственной исполнительной власти/местного самоуправления, получившее в установленном порядке земельный участок под строительство или реконструкцию комплекса недвижимого имущества;
d) организация, являющаяся главным заказчиком строительно-монтажных работ.
24. Ростом числа заимствований из какого языка в последние десятилетия характеризуется строительная терминология?
a) из французского;
b) из японского;
c) из немецкого;
d) из английского языка.
25. Укажите заимствования из английского языка:
a) топпинг, пентхауз;
b) шайтан, болгарка;
c) гастарбайтер, оператор;
d) мансарда, балкон.
26.Особая функциональная разновидность языка, обслуживающая профессиональную сферу общения:
а) профессиональный язык;
b) иностранный язык;
c) литературный язык;
d) национальный язык.
27. Выделите точное определение, обозначающее сферу деятельности строителя:
а) производство строительных материалов и конструкций, проектирование технологических линий по производству строительных материалов и конструкций, строительство, среднее профессиональное образование в области технологии строительных материалов и конструкций, сертификация, контроль качества строительных материалов и конструкций;
b) транспортное производство;
c) проектирование;
d) техника.
28. Выделите термин, обозначающий процесс деятельности строителя:
a) возведение зданий и сооружений;
b) ремонт техники;
c) проектирование;
d) реставрация.
29. Выделите термины, обозначающий объект деятельности строителя:
a) здания, сооружения, строительные материалы, земельные участки;
b) оборудование;
c) система вентиляции;
d) системы автоматизации.
30. Выделите термин, обозначающий субъект деятельности:
a) строительные профессии;
b) транспортники;
c) проектировщики;
d) архитекторы.
31. Выделите термин, обозначающий продукт деятельности:
a) здание;
b) капремонт;
c) техника;
d) покрытие.
32. Выявите узкоспециальные термины сферы строительства:
Монтажники занимаются сборкой оборудования или механизмов, присланных с других предприятий в разобранном виде. Русские изобретатели предложили немало интересных устройств, способствовавших облегчению тяжелого труда на строительстве различных сооружений. Первые документальные сведения о механизмах, установленных древними людьми, имеют давность в несколько тысячелетий. Каменщик наших дней - это рабочий, возводящий жилые здания и промышленные сооружения из природных и искусственных камней. Но основная цель остается неизменной – получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади.
a) монтажник, каменщик, сооружения, архитектурное строение, жилые здания;
b) оборудование, устройство;
c) изобретатели, монтажники, строительство;
d) механизмы, жилые здания.
33. Вставьте необходимое слово в предложение:
Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные …
a) колонны;
b) балки;
с) заборы;
d) стены.
34. Технический глоссарий:
Группа строительных материалов, представляющая собой искусственный камень, состоящий из затвердевшей смеси вяжущих веществ (цемент, битум и т. д.), воды, заполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) и различных добавок.
a) бетоны;
b) битулин;
c) асфальт;
d) алебастр.
35. Технический глоссарий:
Лист, состоящий из двух слоев строительной бумаги (картона) и гипсового сердечника
a) гиспсокартон;
b) арматура;
c) бут;
d) гипс.
36. Технический глоссарий:
Совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.
a) Техническая эксплуатация;
b) строительство;
c) капитальный ремонт;
d) реконструкция.
37. Юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению и ответственность за их выполнение
a) онтракт;
b) договор;
c) соглашение;
d) конверсия.
38. Укажите узкоспециальные термины:
Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
a) сооружение;
b) здание;
c) технические системы;
d) ремонт.
39. Вставьте нужное слово:
… - это наземные сооружения, предназначенные для проживания, труда, удовлетворения различных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, больницы, клубы и т.д.).
a) здания;
b) сооружения;
c) постройки;
d) трубы.
40. Вставьте нужное словосочетание:
Производственно-управленческая деятельность строителя содержит … технологических процессов, материалов и готовой продукции.
a) контроль качества;
b) готовой продукции;
c) использование материалов;
d) проверка средств.
41. Вставьте нужное слово:
Функции профессиональной деятельности строителя включает проведение работ по составлению … и установленной отчетности по утвержденным формам.
a) технической документации;
b) транспортной техники;
c) информационной технологии;
d) контрольных измерений.
42. Укажите узкоспециальные термины:
Отделочный слой наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, выполненный из плит, плиток, профильных деталей, прикреплённых к отделываемой поверхности на растворе, мастике или при помощи крепёжных элементов.
a) облицовка;
b) отделка;
c) покраска;
d) штукатурка.
43. Вставьте нужное слово: Потребность в изучении профессионального русского языка возникает как реакция на практические потребности … коммуникации
a) профессиональной;
b) личной;
c) индивидуальной;
d) эффективной.
44. Вставьте нужное слово: Функции профессиональной деятельности строителя включает проведение обучения и инструктажа по технике, охране труда и окружающей среды.
a) безопасности;
b) труда;
c) качества;
d) среды.
45. Какие работы относятся к отделочным видам?
a) штукатурные;
b) земляные;
c) санитарно-технические;
d) общестроительные.
46. Технический глоссарий:
Отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации здания, сооружения и их комплексы.
a) строительство;
b) транспорт;
c) архитектура;
d) производство.
47. Вставьте нужное слово: Сфера профессиональной деятельности строителей включает в себя производство … материалов и конструкций
a) строительных;
b) транспортных;
c) промышленных;
d) железобетонных.
48. Технический глоссарий:
Общее название горных пород, включая почвы, являющихся объектом строительной деятельности
a) грунт;
b) глина;
c) известняк;
d) гравий.
49. Технический глоссарий:
Составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий
a) арматура;
b) алебастр;
c) арка;
d) балка.
50.Технический глоссарий:
Комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, направленных на устранение физического износа сооружения, не связанный с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения…
a) капитальный ремонт;
b) производственная и хозяйственная деятельность, направленная на возведение, ремонт, реконструкцию зданий и сооружений;
c) искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи;
d) реставрация.
51. К какому роду публичной речи относится лекция?
a) к социально-политическому красноречию;
b) к социально-бытовому красноречию;
c) к академическому красноречию;
d) к судебному.
52. Во вступлении оратор не должен…
a) устанавливать контакт с аудиторией;
b) заинтересовывать слушателей;
c) обосновывать постановку вопроса;
d) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился.
53. В заключительной части выступления не следует...
a) говорить фразы: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все»;
b) использовать шутку;
c) прочесть наизусть стихи;
d) закончить призывом к действию, пожеланием.
54. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:__________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления.
a) градация;
b) анафора;
c) эллипсис;
d) антитеза.
55. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость.
a) анафора;
b) парцелляция;
c) антитеза;
d) эллипсис.
56. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
a) просторечие;
b) территориальные диалекты;
c) жаргоны;
d) литературный язык.
57. Какие словари помогают разобраться в значениях, близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий - глубинный, героизм - героика - геройство?
a) словари паронимов;
b) словари синонимов;
c) словари омонимов;
d) словари антонимов.
58. Как называется словарь русского языка, имеющий профессиональную направленность и предназначенный для специалистов в определённой области научных знаний или практической деятельности?
a) словарь синонимов;
b) толковый словарь;
c) терминологический словарь;
d) словарь антонимов.
59. Укажите, как называется умение, которое позволяет слушателю определять цель речи, композицию речи, главную мысль и главные идеи оратора, а также умение определять форму аргументации и резюмирования?
a) умение концентрироваться;
b) умение анализировать содержание;
c) умение слушать критически;
d) умение конспектировать.
60. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля?
a) научная фразеология;
b) широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
c) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;
d) логическая последовательность изложения.
61. Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?
a) реферат;
b) диссертация;
c) очерк;
d) аннотация.
62. Как называется сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения?
a) рецензия;
b) реферат;
c) доклад;
d) аннотация.
63. В каком из слов наблюдается нарушение словообразовательных норм:
a) продажность;
b) глубизна;
c) лицензирование;
d) умозаключение.
64. Для публицистической речи характерно использование оценочной лексики. Укажите, какое слово в приведенном списке не несет эмоциональной окраски?
a) педагогический десант;
b) небывалое наводнение;
c) локомотив реформ;
d) широкая магистраль.
65. Укажите нелитературную форму множественного числа:
a) договоры;
b) дюбеля;
c) профили;
d) бульдозеры.
66. Укажите слова, которые могут иметь место в газетной и официальной устной речи:
a) приспичило, трепач, выпереть;
b) небывалый, гигантский, титанический, уникальный;
c) забуреть, крыть, липовый;
d) гад, паразит, белогвардейская сволочь.
67. Укажите, какая лексика уместна во всех стилях?
a) просторечная;
b) книжная;
c) жаргонная;
d) нейтральная.
68. В каком стиле используются все языковые средства?
a) в научном стиле;
b) в языке художественной литературы;
c) в газетно-публицистическом;
d) в официально-деловом.
69. Определите стиль текста: «Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то»:
a) публицистический;
b) разговорный с элементами художественного;
c) художественный;
d) научный с элементами художественного.
70. Что не является источником нормы литературного языка?
a) общепринятое современное употребление;
b) диалекты, социальные и профессиональные жаргоны, просторечие;
c) научные исследования ученых-языковедов;
d) произведения писателей.
71. В бытовой устной речи употребляются:
a) стандартизированные словосочетания;
b) термины;
c) специальная лексика;
d) разговорные слова и формы слов.
72. Стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:
a) научный;
b) художественный;
c) разговорный;
d) публицистический.
73. Художественный стиль употребляется в:
a) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;
b) научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности;
c) словесно-художественном творчестве;
d) агитационно-массовой деятельности.
74. Какие слова называются неологизмами?
a) заимствованные слова;
b) новые слова, которых нет в литературном языке;
c) устаревшие слова;
d) слова-термины.
75. Укажите словосочетание с нарушением лексической сочетаемости слов?
a) высотное здание;
b) высотные работы;
c) высотные предприятия;
d) высотный ремонт.
76. Что такое акцентология?
а) Раздел языка, изучающий систему ударений;
b) Раздел языка, изучающий части речи;
c) Раздел языка, изучающий систему звуков;
d) Раздел языка, изучающий знаки препирания.
77. Каковы особенности русского ударения?
а) Не фиксированность и подвижность;
b) Фиксированность и неподвижность;
c) Ударение всегда падает на второй слог;
d) Одноместность и неподвижность;
e) Ударение всегда падает на последний слог.
78. Приведите примеры акцентологических дублетов:
a) Одновременно и одновременно;
b) Маркетинг и маркетинг;
c) Договор и договор;
d) Каталог и каталог;
e) Обеспечение и обеспечение.
79. Инновация – это:
a) Нововведение;
b) Эффективность;
c) Развитие;
d) Торможение;
e) Обесценение.
80. Вставьте нужное слово: … повышает эффективность действующей системы
a) Ассимиляция;
b) Омонимия;
c) Регресс;
d) Инновация;
e) Инфляция.
81. Речевой этикет – это …
a) система орфоэпических норм
b) система орфографических норм
c) система норм литературного языка
d) правила речевого поведения
e) система правил словообразования
82. Инновация – это:
f) Новый организационный метод в деловой практике;
g) Метод реорганизации производства;
h) Выработка трудовых навыков;
i) Уровень развития способностей работников;
j) Высокий уровень профессиональной деятельности.
83. Диалогическая речь – это:
a. Форма речи;
b. Вид речи;
c. Норма речи;
d. Вид речевой деятельности;
e. Речевая ситуация.
84. Укажите особенности диалогической речи:
a. Наличие реагирующих реплик;
b. Отсутствие невербальных средств общения;
c. Сухость изложения;
d. Неиспользование эллиптических предложений;
e. Отсутствие непосредственного общения.
85. Деловой этикет – это:
a. Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов;
b. Умение походить новые решения;
c. Определение нового комплекса педагогических задач;
d. Организация профессиональной деятельности.
86. Нормированность речи – это …
а) богатство содержания, большой объем информации;
b) простота и доступность, понятность смысла речи;
с) соблюдение норм литературного языка;
d) образность, яркость, эстетичность, красочность речи.
87. Укажите признаки устной речи:
а) произносимая, звучащая, говоримая;
b) написанная, читаемая;
c) наличие знаков препинания;
d) отсутствие жестов и мимики;
e) сложные предложения.
88. Лексические нормы – это …
a) правила написания;
b) правила использования языковых средств в речи;
c) правила использования лексики, слов в речи;
d) правила использования морфологических форм слов;
e) правила использования синтаксических конструкций.
89.Синтаксические нормы – это …
a) правила написания;
b) правила использования языковых средств в речи;
c) правила использования слов в речи;
d) правила использования морфологических форм слов;
e) правила использования синтаксических конструкций.
90. Морфологические нормы – это …
a) правила написания;
b) правила использования слов в речи;
c) правила использования морфологических форм слов;
d) правила использования синтаксических конструкций;
e) правила произношения слов в речи.
91. Орфоэпические нормы – это …
a) правила произношения слов;
b) правила использования морфологических форм слов;
c) правила использования синтаксических конструкций;
d) правила использования слов в речи;
e) правила написания.
92. Общеупотребительные слова – это …
a) слова, используемые людьми определенной социальной группы;
b) слова, употребляющиеся во всех сферах общения;
c) слова, используемые людьми одной профессии;
d) слова, понятные только жителям одной местности;
e) слова, точно обозначающие понятия действительности.
93. Слово «этикет» по происхождению
a) французское;
b) тюркское;
c) польское;
d) русское;
e) итальянское.
94. Виды организационно-распорядительных документов:
a) фельетон, репортаж;
b) аннотация, рецензия;
c) автобиография, расписка;
d) закон, постановление;
e) отзыв, резюме.
95. Культура профессиональной речи не включает:
а) владение терминологией данной специальности;
b) умение строить выступление на профессиональную тему;
с) умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
d) высокий уровень профессиональной деятельности;
e) умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
96. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда не определяется:
а) совершенной системой знаний, умений, навыков;
b) способностью достигать поставленных целей;
c) социальной ролью специалиста;
d) профессионально значимыми личностными качествами;
e) эффективно выполнять профессиональные функции.
97. Что не относится к этапам делового общения?
а) установление контакта;
b) ориентация в ситуации;
c) обсуждение вопроса, проблемы;
d) принятие решения;
e) отсутствие контакта.
98. Что не относится к правилам участия в полилоге?
а) каждый участник говорит коротко и убедительно;
b) внимательно слушает, следит за ходом обсуждения;
c) задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников;
d) дружелюбен, корректен;
e) использование жестов.
99.Что не относится к диалогическим жанрам?
a) дискуссия;
b) беседа;
c) публичное выступление;
d) полемика;
e) диспут.
100. Что не является публичным красноречием?
a) Дискуссионное;
b) социально-политическое;
c) академическое;
d) судебное;
e) социально-бытовое.
Словарь