Требования к архитектурной композиции 1 страница
МДС 31-9.2003
В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов", в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром "Арххрам" разработано Пособие в трех томах "Православные храмы".
Первый том "Идея и образ" представляет собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции.
Второй том "Православные храмы и комплексы" является пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом.
В третьем томе "Примеры архитектурно-строительных решений" представлен дополнительный графический и иллюстративный материал, включающий следующие разделы:
русское храмостроительство XI-XX вв.;
проекты и постройки православных храмов рубежа XIX-XX вв.;
современные проекты и постройки деревянных и каменных храмов, часовен, храмовых комплексов;
примеры решений архитектурных элементов и конструкций, внутренней декорации и убранства храмов.
Трехтомник "Православные храмы" предназначен как для специалистов в области храмостроительства, так и для широкого круга читателей. Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях.
Автор-составитель Пособия - главный специалист АХЦ "Арххрам" М.Ю. Кеслер
ВВЕДЕНИЕ
Строительство православных храмов в России вновь обрело гражданские права. Перемены, произошедшие в 80-х годах в жизни и религиозном сознании людей, привели к необходимости массового строительства новых храмов, в основном православных, традиционно являющихся доминантами застройки городов и других населенных пунктов. Однако семидесятилетний перерыв сказался на отсутствии подготовки специалистов в такой специфической области, как храмостроительство.
Настоящее Пособие дает дополнительные знания как профессиональным архитекторам и строителям, так и студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов. Пособие может быть использовано для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов и комплексов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях.
В 2000 г. был издан СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов", охватывающий примерно тот же круг вопросов. Однако, поскольку тот документ был нормативного характера, в данном издании потребовалась известная переработка, дополнение текстового и, главное, иллюстративного материала, внесение иной последовательности и иного языка изложения.
От проектировщика, занимающегося храмостроительством, требуется овладение многими специальными знаниями как теоретического, в том числе богословского, так и практического, прикладного характера. В соответствии с этим отдельные разделы Пособия посвящены как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, в том числе проектированию, строительству и обустройству храма.
Специфической особенностью храмостроительного искусства и творчества является необходимость их подчинения каноническим церковным требованиям, основанным на православной догматике и храмостроительной традиции. В Пособии даны понятия о смысле и назначении православных храмов, краткое изложение происхождения, становления и развития русской храмовой архитектуры в связи с изменением духовности и эстетических воззрений общества. Анализ основных этапов развития архитектуры русских православных храмов должен помочь увидеть в них не только произведения архитектуры какого-то исторического периода и архитектурного стиля, но в первую очередь сооружения, архитектура которых в той или иной степени отвечала богословскому содержанию храма. Эти знания необходимы архитектору для осознанного поиска среди "образцов" архитектурной формы, в наибольшей степени соответствующей церковным требованиям и церковной традиции.
Особенностью архитектурного проектирования храмов является необходимость выражения средствами архитектурной композиции сакрального значения храма, христианской идеи. Архитектурные формы храма целиком символичны, поэтому в Пособии большое внимание уделено разъяснению символики пространства, элементов и форм храмов.
В Пособии отражены вопросы проектирования и строительства вновь сооружаемых и реконструируемых зданий православных храмов, часовен, звонниц, помещений домовых церквей, зданий вспомогательного назначения, входящих в храмовые комплексы, а также самих комплексов. В их числе вопросы типологии, объемно-планировочных, архитектурно-художественных и конструктивных решений православных храмов, принципы размещения храмов среди застройки и формирования вокруг них комплексов, состоящих из зданий и сооружений вспомогательного и хозяйственного назначения.
Создание архитектурно-художественного решения храма - самая индивидуальная и творческая часть процесса проектирования, зависящая от множества факторов, - не может быть регламентирована. Пособие только указывает на необходимость соблюдения канонической традиции при поиске современного образа православного храма, на роль пропорционирования в архитектурной композиции и содержит ряд практических рекомендаций по проектированию архитектурных элементов и по декоративно-отделочным работам.
Сведения по системе декорации, иконостасам и внутреннему убранству православных храмов даны в сжатом изложении, так как служат предметом особой специализации.
В разделе, посвященном конструктивным решениям, приведены сведения по конструкциям с использованием основных строительных материалов: камня, дерева и бетона. Большое внимание уделено таким специфическим элементам, как арки, своды, паруса, купола и главки храмов.
В разделе инженерных решений православных храмов особое внимание уделено решению вопросов отопления и вентиляции храмов ввиду их неординарной структуры и режима использования.
В Пособии приведен порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Положения, выделенные полужирным шрифтом, являются обязательными в соответствии с церковными требованиями.
При составлении Пособия были использованы нормативные материалы: строительные нормы и правила, своды правил, ГОСТы, материалы проектных организаций, учебные пособия, книжные и журнальные публикации из дореволюционных и современных изданий.
В разделе конструктивных решений Пособия использованы материалы инженера-реставратора Г.Б. Бессонова. В разделе, посвященном теплоснабжению, отоплению и вентиляции храмов, использован стандарт АВОК (рук. д-р техн. наук Ю. Табунщиков). Раздел акустических мероприятий, в том числе по расчету православных звонов, выполнен на основе материалов исследований НИИСФ (рук. д-р техн. наук Л. Борисов, канд. техн. наук X. Ширжецкий).
В приложения вынесены терминологический словарь, список использованной литературы, таблица перевода древнерусских мер, а также иллюстративный материал по современной практике храмостроительства проектных организаций: Архитектурно-художественного центра АХЦ "Арххрам" (рук. А. Оболенский), Патриаршего архитектурно-реставрационного центра ПАРЦ (диакон Георгий Савин), Архитектурно-художественной мастерской Данилова монастыря (гл. архит. Д. Соколов), Товарищества реставраторов (гл. архит. А. Анисимов).
1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА
Церковность храмостроительного искусства и творчества
"Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие" (Пс. 126.1) - говорится в псалме пророка Давида. В этом псалме выражается отношение Церкви к любой творческой деятельности человека: если эта деятельность не соответствует воли Божией, Его замышлению о мире, то такая деятельность будет напрасной. Тем более это относится к вопросу о строительстве Дома Божия - храма. Здесь от храмостроителя требуется совершенно особое отношение к творчеству, еще более строгое, чем в любом другом виде деятельности.
Человек строит на грешной земле место особого обитания Самого Бога, Которому во время Его земной жизни негде было "голову преклонить". И сегодня мир в целом мало изменился и только в малых островках или лучше сказать "кораблях" - храмах среди бурных волн этого мира находится достойное место для присутствия Божия.
Бог всесилен и мог бы всю землю превратить в величественный храм Своего поклонения и прославления. Но Он по любви Своей к человеку и из уважения к его свободной воле не навязывает Себя насильно и нисходит туда, где Его ждут - в Храм Божий. Здесь, в этом отблеске Царства Небесного, откуда вновь и вновь является на землю Господь, можно увидеть великолепие Его Царства и блаженство пребывающих в нем: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Блаженни живущие в доме Твоем; в веки веков восхвалят Тя. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ" (Пс. 83) - говорится в псалме пророка Давида. Поэтому земной Дом Господень должен соответствовать величию Божию и быть подобием Его Царства.
Задача кажется полностью не выполнимой, судя по следующим словам Св. Писания: "Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего (Ис. 66.1-2). Бог, сотворивый мир и все, что в нем, Он будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет" (Деян. 7.47-49; 17.24). Однако там же читаем: "Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу им виденному. Соломон построил Ему дом" (Деян. 7.44).
Из ветхозаветной истории Церкви мы знаем, что Божий храм существовал и до Рождества Христова и его устройство было задано Самим Богом, но он был лишь приуготовлением к появлению христианского храма. Еще в ветхозаветный период Богом были даны Моисею подробные указания, каким должен быть храм, и призван искусный мастер Веселеил, который воплотил их в строительстве Скинии, которая послужила прообразом новозаветного христианского храма. В ветхозаветном храме Бог нисходил к человеку, отвечал на его молитвы, давал ему указания. Но там не было еще полного, внутреннего общения Бога и человека. С пришествием на землю Христа Спасителя настало время истинного присутствия Бога среди людей, которое должно закончиться полным воссоединением Бога и человека, неба и земли в Царстве Небесном.
Главная мысль христианской веры, догматическая основа религии заключается в том, что благодаря искупительной крестной жертве Христа, Сына Божия, произошло примирение Бога с человеком после его грехопадения, стало возможным преобразование человека, а с ним всего мира: неба, земли, всей твари и возвращение им райского состояния в Царстве Небесном. Однако эта возможность может быть реализована человеком лишь через покаяние, единение с Богом в молитвах и таинствах Церкви и жизнь по Его заповедям. При этом большая роль отводится храму как месту особого пребывания Бога, месту молитвы, вместилищу духовной мудрости. О необходимости почитания Храма как Святыни говорит Священное Писание и православная богослужебная традиция, в том числе молитвословия при основании и освящении храма.
Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.
Христос использовал для проповеди ветхозаветный Иерусалимский храм, но не придавал значения его великолепию, для молитвы обычно удалялся в уединенные места, а для совершения первой Евхаристии воспользовался обычным жилым домом - Сионской горницей. По христианскому учению сам человек является храмом Божиим, который украшается добродетелями, а благолепие вещественного храма лишь являет величие Божие и Красоту Его Царства через все виды церковного искусства, представленные в храме. Кроме того, храм для новообращенных христиан является еще и училищем духовной мудрости, выраженной через образы архитектуры, иконописи, церковного пения и т.д.
Храмовое православное богослужение является основой нашего сближения с Богом. Это самое главное и самое прекрасное из всего сущего на земле. Поэтому для предстояния перед Богом в храме человек приносил туда все самое лучшее, самое драгоценное, все самое прекрасное из того, что может быть создано человеком: славословия, архитектура и другие виды искусства. Это - самые святые и возвышенные слова, когда-либо произнесенные человечеством (в Православии - это богослужебный церковно-славянский язык - единственный в мире язык, не засоренный бытовыми выражениями, на котором произносятся только священные богослужебные тексты). Это - самые совершенные произведения архитектуры, иконописи и других видов изобразительного искусства. Это - совершенное пение, уподобляемое ангельскому. Храм - средоточие всего самого прекрасного, созданного человечеством во Славу Божию, в жертву Ему. Также был принят дар Авеля, который пожертвовал Богу лучшее из своего стада, а дар Каина, который отдал в жертву ненужное, не был принят. Поэтому храмы всегда благоукрашались по той максимальной мере красоты, какой она виделась в ту или иную эпоху. Если нет средств на великолепие храма, достаточно и "двух лепт", принесенных от чистого сердца. Но надо отдать все, что есть.
Архитектура христианского храма формировалась одновременно с догматикой христианства и получила блестящее развитие в VI-Х вв. в византийском крестово-купольном храме и, в частности, в его величайших образцах: Софии константинопольской и Софии киевской.
Единая христианская Церковь разделилась в XI в. на восточную (православную) и западную (католическую) Церковь. Восточная Церковь преимущественно развивала византийский тип крестово-купольного храма, а западная - раннехристианский базиликальный тип храма, что соответствовало различию в церковном сознании.
Произведения церковного искусства, в том числе архитектуры, являются каноничными, если они являют представление о горнем мире, которое дает православная догматика. Каноничными могут считаться те архитектурные приемы и формы христианского храма, которые отвечают традиции Церкви, основанной на Откровении и святоотеческом Предании. Канон выражает красоту обоженного мира, и частным выражением канона являются традиции, школы, стили. Канон проявляется в частных церковных традициях, но только в их полноте, не замыкаясь на частных, национальных традициях, можно выявить искомый канон.
Идея Храма настолько необъятна и многопланова, что в каком-то одном произведении архитектуры выразить ее всю целиком невозможно. Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других и потому ставящее в единый ряд шедевров. Подчас можно проанализировать, за счет чего возникает отношение к ним как к выдающимся произведениям, в том числе по "сумме" отражаемых канонических образов, по пропорциональным отношениям частей и целого и ряду формальных признаков. Но по всем этим признакам и качествам невозможно создать алгоритма получения абсолютно совершенного произведения, ибо это прерогатива Самого Бога, действующего через зодчих, творящих по Его воле. Как неповторим по своей внешности каждый человек, носящий в себе образ Единого Бога, также неповторим и каждый храм, имеющий единую пространственную организацию. Бесконечное разнообразие модификаций архитектуры православных храмов не мешает узнаваемости в каждом из них, к какому бы веку или стране они ни принадлежали, православного начала. Как судят о человеке: "встречают по одежке, а провожают по уму", аналогично можно сказать и о восприятии архитектуры храма. Нарядность внешнего убранства может показаться очень привлекательной и соответствующей необходимому "благолепию" храма, но гораздо более глубокое чувство благодатного воздействия можно получить от тех храмов, облик которых построен на благородной "простоте" гармонично организованных архитектурных форм с использованием неброского, несамодавлеющего декора. Великолепны русские храмы XVII в., однако вспомним такие храмы, как владимирский "Покрова на Нерли", новгородский "Спаса Преображения на Нередице" или звенигородский "Успения на Городке".
Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, которые отражали красоту творения Божия, Его Небесного Царства. Видение Небесной Красоты и сотворчество в "синергии" с Богом дали возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В дальнейшем этот опыт видения Неба постепенно заменялся профессиональным творчеством, и к Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде скорее как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики.
Семидесятилетний вынужденный перерыв храмостроительства в России и утрата значительного числа древних храмов и монастырей поставили перед современными храмостроителями задачу не только воссоздания утраченных святынь, но и строительства новых храмов, отвечающих задачам Церкви и запросам верующих. Перед современными храмостроителями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в образе храма его идея - Царства Небесного, во многом зависит духовное и молитвенное состояние пришедшего в храм или только ищущего дорогу к храму, и в конечном итоге - их спасение. Вот почему древнерусские зодчие и иконописцы время работы над церковными образами проводили в посте и молитве, укрепляясь помощью Божией. Важно помнить, что храмостроительство является служением Богу и вне Церкви осуществлять такое служение невозможно, так как только Церковь является хранительницей духовного опыта, который позволяет осуществиться творческому началу зодчего в тех условиях, которые задает мир. Творчество - это дар Божий, который должен быть использован во славу Творца в соответствии с Его целями, как стремление к истине и продолжение божественного творения мира. Творчество может быть лишь результатом "синергии" с Богом. Истинное творческое вдохновение есть дар Божий, который посылается людям высокого духовного уровня.
Созидание храма может сравниться с духовным возрастанием человека. Если для спасения требуется неукоснительное соблюдение заповедей Божиих, то и в храмостроительстве необходимо соблюдение каноничности, основанной на догматическом богословии храма. Как в духовном возрастании человека большая роль принадлежит опытному духовнику, так и в храмостроительстве необходимо соблюдение канонической традиции, основанной на опыте предыдущих поколений. И если духовный рост каждого человека зависит от множества конкретных обстоятельств его жизни, то и в процессе созидания храма требуется учет множества факторов и местных условий, которые во многом определяют его архитектуру. Поэтому невозможно дать окончательных рецептов по созданию архитектуры храмов. Это процесс индивидуальный, но требующий от создателей знаний как богословия храма, так и православной храмостроительной традиции.
Православный храм и его богослужебная функция
Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие, храм для верующего - это место особого присутствия Божия на земле, "Дом Господень", место богослужения, молитвенного общения с Богом и соединения с Ним при совершающемся в храме таинстве Евхаристии. Храм является также прообразом гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного, возвращенного человеку Рая. Архитектура храма, его декоративное убранство и все виды искусств, сопровождающие богослужение, направлены на то, чтобы выразить эти идеи каждый своими особыми средствами, соединенными в храме вместе для получения наибольшего эффекта. Воздействуя на человеческую душу, христианское искусство и храмовая архитектура помогают участвующим в богослужении обрести то духовное состояние, которое необходимо для совершающегося в храме богообщения.
Как правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно "храма" или помещения для молящихся) и притвора (рис. 1). Храм может состоять и из одного помещения, разделенного перегородкой-иконостасом на две части: собственно храм и алтарь, предназначенный только для священнослужителей.
Рис. 1. Основные части храма
а - иконостас; б - план храма; 1 - алтарь; 2 - средняя часть храма; 3 - боковые приделы; 4 - притвор; 5 - паперть; 6 - престол; 7 - жертвенник; 8 - Горнее место; 9 - солея; 10 - амвон; 11 - место клироса
Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Евангелия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину во главе со священнослужителем. Основной смысл совершающихся в храме богослужений - моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, возвращении Рая.
По церковной иерархии священнослужители в Православной Церкви делятся на три разряда: архиерей, священник и диакон. Священники в большинстве своем совершают богослужение на приходе в приходских храмах, городских и сельских, больших и малых. Архиерей, управляющий епархией, состоящей из множества приходов, совершает богослужение в городском храме, называемом собором, который бывает, как правило, наиболее вместительным и богато украшенным. Кроме приходских храмов и кафедральных (епископских) соборов, церкви бывают также монастырские, кладбищенские, усадебные, при учреждениях, мемориальные и домовые.
Православное богослужение может быть частным или общественным.
Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью Уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.
Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя, крестясь правой рукой (в некоторых случаях, держа в левой руке зажженную свечу), с поклонами, а иногда с коленопреклонениями, что следует учитывать при расчете необходимой площади храма требуемой вместимости (рис. 2). Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане), в алтаре - священнослужители, на клиросе - певчие. Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды с иконами святых и в направлении движения священнослужителей. Ничто, ни элементы строительных конструкций - визуально, ни средства архитектурной декорации - эмоционально не должно мешать или отвлекать молящихся от совершающегося в храме богослужения.
Рис. 2. Габаритные схемы размещения молящихся
Частное богослужение совершается периодически по потребностям отдельных лиц, так называемые требы (чин крещения, венчания, погребения, освящение воды, молебны и др.). Каждое частное богослужение совершается по определенному чину и требует соответствующего пространства для размещения молящихся, священнослужителей, элементов церковной утвари (рис. 3). Чин крещения совершается в храме или крещальне; чин венчания - в храме; чин погребения, освящения воды, молебны - в храме или часовне; молебны и панихиды могут совершаться на открытом месте.
Рис. 3. Нормали мест частных богослужений
В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни.
Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной Православной Церкви практикуются три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение.
Крестный ход совершается несколько раз в году, в том числе: на Пасху, на Погребение и во время храмовых праздников. Движение клириков и мирян происходит через западный вход вокруг храма против часовой стрелки. Крестный ход совершается с выносом хоругвей, заалтарных образов и икон и имеет остановки с молитвословиями с южной, восточной, северной и западной сторон храма, где должны быть предусмотрены соответствующие расширения круговой дорожки.
Движение священнослужителей по храму совершается в зависимости от вида богослужения. Схемы движения и остановок священнослужителей во время вечерни и Литургии приведены на рис. 4. Пути движения священнослужителей и места совершения ими богослужений вне алтаря должны учитываться при расчете площадей для размещения молящихся и вместимости храма.
Рис. 4. Схема передвижения священнослужителей при всенощном бдении (а) и Божественной Литургии (б)
1 - притвор (2 - трапезная часть); 3 - средняя часть; 4 - алтарь; 5 - солея; 6 - престол; 7 - аналой:
- передвижение священнослужителей во время богослужения;
- передвижение клириков и мирян во время Крестного хода
Во время богослужения в произносимых молитвословиях и пении отражается догматика православного вероисповедания, которая зрительно присутствует также в образах храмовой архитектуры и убранства храма.
Вечерня
Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к осознанию грехов и молению перед Богом об их прощении, прославляет оправданных Богом святых.
В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются в священные одежды.
В воспоминание о творении вселенной, символизируемой храмом, священником совершается круговой обход и каждение фимиамом всего храма. Диакон предшествует ему со свечой в руке. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения Адама и Евы, когда Сам Бог являлся им и беседовал с ними. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей. Диакон, выйдя из алтаря, становится перед затворенными вратами, как некогда Адам перед вратами Рая, и молится Богу.
Следующее каждение всего храма служит напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались людьми в ветхозаветное время в знак ожидания обещанного Богом Спасителя мира.
Важным моментом богослужения вечерни служит "Вечерний вход": из алтаря северными дверями выходит прислужник со свечой, за ним - диакон с кадилом и священник. Вынос свечи символизирует ветхозаветные предсказания о пришествии Спасителя в мир. Открытие Царских врат означает, что с пришествием на землю Спасителя людям вновь открылось Царство Божие. Священник выходит на солею северными вратами, а не Царскими в знак того, что Спаситель явился на землю не во славе. Войдя в алтарь, священник становится на Горнем месте лицом к молящимся, изображая Спасителя, после крестной жертвы воскресшего, вознесшегося на небеса и взирающего на верующих.