Составление почасовых графиков на захватках
Для контроля составления технологических карт и обеспечения правильного назначения машин и смены рабочих операций, а также числа захваток, составляют по каждой сменной захватке почасовые графики работ (см. рис.3.1).
Почасовые графики вычерчивают под планом потока, и по горизонтали они соответствуют длине захватки, а по вертикали откладывают часы работ с учетом односменной или двусменной работы. Принимают движение потока справа налево по горизонтали, по вертикали графика время откладывают снизу вверх, сначала для первой, затем для второй смены.
Время работы на почасовом графике для каждой машины изображают прямой восходящей линией, идущей справа от часа - начала ее работы до верхней левой точки - часа ее окончания. На каждой линии при нескольких машинах приводят марку машины и ее номер в отряде. Ряд машин иногда на одной захватке начинают работу одновременно (например, подвозка песка и его разравнивание) и поэтому линии их работы начинаются в одной точке, но могут кончаться в разных.
СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Завершающим этапом при составлении проекта организации производства земляных работ является построение линейного календарного графика - основного директивного документа на строительстве.
На таких графиках в условном масштабе откладывают по вертикали время производства работ в сутках или в рабочих сменах (на укрупненных графиках - в неделях или месяцах), а по горизонтали - протяженность строящейся дороги. Наклонная линия характеризует перемещение всего комплекса механизированных отрядов по строящейся дороге в зависимости от времени, прошедшего с начала строительства, и места расположения участка производства работ на дороге. График может быть представлен прямой линией при постоянной скорости потока, в виде кривой при непрерывном изменении скорости или ломаной линии при периодическом изменении скорости. В последнем случае переломы линии определяют место и время изменения скорости.
Изображение на графике потока и положения всех средств потока в каждый определенный момент одной точкой носит условный характер. В действительности механизированные отряды, выполняющие различные виды работ, не сосредоточены в одной точке, а занимают в процессе строительства фронт работ в большинстве случаев равный нескольким километрам для комплексного потока.
Различают календарные графики комплексного (специализированного) потока по строительству автомобильной дороги с выделением специализированных (частных) потоков по основным видам работ, и детализированные графики, на которых показывается работа каждого дорожно-строительного подразделения (МДО, бригады, звена) (рис.4.1,4.2).
На общем календарном графике (в курсовом проекте строят для всей дороги) достаточно показать согласованность выполнения линейных и сосредоточенных земляных работ. График выполнения линейных работ может быть обобщенным для всех линейных специализированных отрядов, т.е. показано примерное продвижение этих работ во времени. На рис,4.1 показан пример обобщенного графика комплексного потока с постоянной скоростью специализированного потока по строительству земляного полотна и переменной скорости потоков по строительству малых искусственных сооружений и сосредоточенных земляных работ.
Фактическое изменение темпов работ по возведению земляного полотна, вызванное неравномерным распределением объемов земляных работ по трассе, приводятся для участка детального проектирования.
График детального проектирования вычерчивают в масштабе: горизонтальный - 1:5000; вертикальный - 0,5-1,0 см на графике соответствует одной рабочей смене.
График должен быть представлен в виде трех частей: непосредственно самого графика; расположенной под ним сетки, на основании которой и строят этот график: эпюр движения рабочих, автомобилей и землеройных машин, расположенных с двух боковых сторон графика.
Сетка представляет собой форму, заполненную данными, необходимыми для построения линейного календарного графика организации.
Обычно выписывают покилометровые (попикетные) объемы работ, сопоставленные на основании покилометровой (попикетной) ведомости объемов земляных работ.
В левой части сетки выписывают виды земляных работ и наименование дорожно-строительных подразделений, осуществляющих данное строительство. В графиках сетки приводят объемы работ, приходящиеся на тот или иной участок.
Для правильного представления о трассе строящейся дороги и для наглядного представления об организации производства сосредоточенных работ между линейным календарным графиком и сеткой помещают ситуационный план местности, на котором показывается расположение карьеров и других производственных предприятий, месторасположение дорожных сооружений, включая водопропускные сооружения, местные здания и т.п.
Для нанесения линии, отражающей работу того или иного дорожно-строительного подразделения, требуется по данным таблицы разбивки трассы на участки с однородными условиями работ установить участки однородных по видам земляных работ. Затем в соответствующей графе сетки выписывают объемы для каждого участка работ. Необходимое количество смен по каждому способу для каждого участка определяют по формуле
ti= Qi /(n*П) смен, (4.1)
где Qi- объем земляных работ по данному способу для данного участка, м3 ; П - производительность ведущей машины по данному способу, м /смену; n - число ведущих машин по данному способу.
Для нашего примера, при возведении насыпи из боковых резервов требуемое число смен по данному способу на участке 1 составляет
t1=3076/(2*843) =1,82 смены.
Аналогично определяют необходимое количество рабочих смен по всем остальным участкам для данного способа. В связи с тем, что некоторые участки расположены на значительном расстоянии друг от друга, следует определить время, необходимое на переход с одного участка на другой, исходя из расстояния между смежными участками и транспортной скорости ведущей машины.
На основании приведенных расчетов строят графики производства работ по каждому способу (см. рис.4.2).
При пересечении линий отдельных потоков следует изменять начало и конец работ, осуществляемых последующими дорожно-строительными подразделениями.
Построение линейного календарного графика организации производства земляных работ заканчивают проведением директивной линии, соединяющей две точки: начало и конец работы.
За начальную точку директивной линии принимают точку, отстоящую на две смены (один календарный день) от точки начала работы последнего дорожно-строительного подразделения. Конечная точка директивной линии берется на две смены выше точки окончания работ последнего дорожно-строительного подразделения.
Все дорожно-строительные подразделения имеют постоянный состав рабочих в течение строительного сезона. Однако из линейного календарного графика видно, что не все подразделения в различные моменты времени участвуют в работе (одни еще не приступили к работе, другие уже вышли из потока). Следовательно, потребность в рабочей силе не остается постоянной.
Для определения требуемого количества рабочих (построения эпюры движения рабочей силы) выписывают дорожно-строительные подразделения, производящие работы в данный момент, с указанием числа работающих, путем суммирования находят общее количество рабочих в данный момент.
Единственным подразделением, отличающимся переменным составом, является автоколонна. Построение эпюры движения автомобилей во времени необходимо осуществлять в соответствии с положениями главы 5 [8].
При равномерном использовании машин, транспорта рабочих в течение строительного сезона их потребности приближаются по своей форме к Правильным прямоугольникам. Наличие резких выступов (переломов)на эпюрах свидетельствуют о значительных колебаниях потребного количества различных ресурсов и, следовательно, о низком уровне проектирования организации работ. В этом случае необходимо пересмотреть распределение объемов работ по времени и перепроектировать часть потоков, добиваясь сохранения постоянной численности производственного коллектива и более равномерного использования машин и транспорта.