Действующие строительные нормы и правила
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» вся ранее действовавшая нормативно-правовая база сохраняет свою обязательность до принятия соответствующих технических регламентов. Таким образом, Закон укрепил легитимность действующих технических норм и правил. В то же время Закон запрещает менять действующие нормативные документы ведомственными актами.
Сохранение СНиПов в качестве рекомендательных документов предусмотрено планом реформы технического регулирования в строительстве. После перевода обязательных требований в технические регламенты, остальные нормативные положения этих документов будут иметь статус добровольно применяемых стандартов. Если нормы СНиПов рациональны и работоспособны в рыночных условиях, они естественным порядком перейдут в технические регламенты и отраслевые стандарты.
Перед вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» заинтересованные ведомства срочно приняли меры и провели через Минюст РФ регистрацию всех необходимых им нормативных документов. Госстрой РФ, как представитель строительного сообщества в исполнительных органах власти, не только не зарегистрировал действующие строительные нормы и правила, но и не смог оформить свои текущие методические документы в виде нормативного регламента или утвердить их постановлением Правительства РФ.
Сегодня ситуация с документами по техническому регулированию в строительстве находится в неудовлетворительном состоянии. Строительные нормы - СНиПы, которые на протяжении последних нескольких десятков лет являлись обязательными документами для строителей и других субъектов инвестиционно-строительной деятельности оказались вне правового поля из-за того, что накануне введения в действие закона Министерство юстиции РФ отказалось их регистрировать в качестве нормативно-правовых актов.
Существующее положение с нормативно-правовой базой сметного нормирования и ценообразования в строительстве еще хуже и находится в катастрофическом положении. Основные нормативные документы административной системы нормирования и сметного ценообразования в строительстве Госстрой РФ успел отменить до своей ликвидации. Все понятия, определения, формулировки, порядок и формы сметных расчетов, структура сметной стоимости и содержание сметно-нормативных баз остались сегодня без нормативно-правового обеспечения.
С 2001 г. до ликвидации Госкомитета в 2004 г. Госстрой РФ собственными постановлениями отменил важнейшие и основополагающие нормативные документы по вопросам сметного нормирования и ценообразования в России:
- Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ;
- СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения;
- СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
- СП 81-01-94 Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации.
В тоже период Министерство юстиции Российской Федерации отказало Госстрою РФ в государственной регистрации всех документов по нормированию и ценообразованию, в том числе по внедрению новой сметно-нормативной базы сметных расчетов -ГЭСН-2001:
- постановление Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве»;
- письмо Госстроя России от 11.09.03 № НК-5636/10 « О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».
Оставшиеся от бывшего Госстроя РФ методики (МДС) не легитимны, т.к. они не входили в систему строительных нормативов (СНиПов), а зарегистрировать их или утвердить в качестве нормативных документов Госстрой РФ не мог по причине их несоответствия рыночным условиям хозяйствования и несоблюдения формальных требований, предъявляемых к нормативным актам гражданско-правового характера.
Нынешнее полное отсутствие каких-либо нормативных документов, регламентирующих и регулирующих сметную работу в строительстве имеет и положительную сторону. Методические усилия Госстроя РФ были направлены на закрепление в деловом обороте административных правил сметного расчета, принятые из документов советского периода, и которые в итоге привели к созданию откровенно коррупционной системы сметного ценообразования в строительстве. Сейчас имеется возможность при разработке новых стандартов убрать наиболее одиозные положения административного характера и в полной мере учесть рыночные законы и правила планирования и управления стоимостью строительства.
Наибольшие трудности в профессиональной деятельности сметчиков сегодня создаются из-за отсутствия согласованных формулировок и дефиниций основных положений и понятий сметного дела. Поэтому необходимо в первую очередь, при формировании профессиональных стандартов современной системы технического регулирования в строительстве, подготовить и принять Глоссарий - толковый словарь основных положений сметного ценообразования.