Рельефы, стенопись, изразцы.
У персов, как и в Ассирии, распушка (моденатура) почти не существовала. Зато в персидском искусстве широко распространено убранство скульптурой: так же, как и в Ассирии, здания украшаются рельефами с изображениями людей и животных. В Персеполе в пропилеях Ксеркса входы, как в Ассирии, несут пластические изображения крылатых быков с человеческими головами.
Большинство рельефов выполнено из битумного известняка и отлито в формах, - прием, позволявший делать многочисленные повторения и заставлявший искать эффектов именно в повторении одного и того же изображения. С точки зрения пластической, персидская скульптура отличается удивительным изяществом, безукоризненной выразительностью. Мускулатура передается в манере ассирийских рельефов, но менее утрировано. В Египте изразцы были не в большом ходу. В Ассирии и Вавилоне их применение было значительно шире. В персидской архитектуре изразцы играют важную роль. Кирпичи, открытые Дьелафуа в Сузах, складывались в рельефные фризы с умело моделированными изображениями, богато и гармонично раскрашенными. Они напоминают собой как бы перегородчатую эмаль, где отдельные цвета разделены легко выступающими ребрами. Для отделки применялась не только глазурь, но и металл: рога у быков сузанских капителей были бронзовые, а наложенная местами позолота оживляла темный тон мрамора.
Убранство ахменидских дворцов дополнялось, как и в современных персидских, тканями, которыми затягивали стены, и коврами, которыми были застланы полы.
Во все периоды своего существования персидская архитектура несет одни и те же функции: она, главным образом, обслуживает верхушку правящего класса и в то же время лишь незначительно используется для культовых целей, которым отведено в области искусства третьестепенное место. В этом отношении все три эпохи последовательно проводят одну и ту же линию развития, при наличии художественных форм, свойственных искусству феодального общества.
Заключение.
Благодаря удачной организации персам удалось полностью освоить огромные богатства Месопотамии, Единству империи способствовали разумные законы, финансовая система, прекрасная сеть дорог. После завоевания Вавилона и Древней Ассирии персы осознали значение архитектурных сооружений для воплощения идеи императорской власти. И построили не менее величественные сооружения в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Архитектуру Ахеменидов часто называют эклектической, в действительности же она вполне сознательно вобрала в себя характерные черты зодчества завоеванных стран: от ассирийцев — крылатые быки с человеческими лицами; от вавилонян — мозаичные изразцы; от греков — колонны с каннелюрами, типичные для ионических городов-государств. Пышный дворцовый комплекс Дария I (522—486 до н. э.) в Персеполе подражал монументальности ассирийских дворцов: даже резные лестницы, украшенные фигурами, изображающими порабощенные народы, приносящие дань, восхваляли мощь и богатство Персии. Персидская культура самого древнего периода репрезентирует два противоположных явления: в искусстве — подражание чужим образцам, в этике — оригинальные моральные ценности. Архитектура и искусство Персии - в первую очередь дворцовое, придворное. В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм.
Собственно ассирийским в архитектуе Ассирии, пожалуй, следует признать тип укрепленного дворца, дворца-цитадели, который лучше всего представлен дворцом Саргона II. То же относится и ко многим другим видам прикладных искусств: чужеземные мастера со своим опытом и своими традициями старались приспособиться к ассирийским вкусам и модам. Так, например, литье и гравировку по металлу выполняли, главным образом, финикийцы и урарты. Этим отчасти можно объяснить удивительное мастерство ассирийского искусства, особенно ярко и массово проявленное в резьбе по камню уже в IX веке до н. э., в начале сколачивания империи времени первых жестоких победоносных походов Ашшурназирпала. Однако ассирийские рельефы — не просто огромное количество великолепно обработанного камня, но и новый этап в развитии искусства Древнего Востока.
Список литературы.
· «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах. Афанасьева, Дьяконов (авторы статьи). Москва 1970г. Издательство литературы по строительству. 511стр.
· «История архитектуры» в избранных отрывках. Составители Алпатов, Аркин, Брунов. Москва 1935г. Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. 590 стр.
· «Всеобщая история архитектуры». Огюст Шуази. Москва ЭКСМО 2009г. 702 стр.
· «История архитектуры и строительной техники». Забалуева Т.Р. Москва ЭКСМО 2007г. 733 стр.
· «Очерки по истории архитектуры» том 1. Брунов Н.И. Центрполиграф, 2003г. 544 стр.
· «Очерки истории архитектурных стилей». Бартенев И.А, Батажкова В.Н. Москва, Изобразительное искусство, 1983г. 263 стр.
· «Тысячелетнее развитие архитектуры». Станькова Я, Пехар И. Москва, Стройиздат, 1984г. 293 стр.
· http://www.artprojekt.ru/library/arthistory1/st038.htm
5 (отлично).