Производство работ по передвижке зданий
Перед передвижкой здание отрезается от фундамента и на уровне среза укрепляется поясными балками. На этом же уровне перерезаются и заглушаются трубы водопровода, канализации и центрального отопления, другие инженерные устройства.
Нагрузка от стен передается на опорную конструкцию, выполненную в виде прочной и жесткой металлической рамы, подведенной под здание (рис. 13.1).
Конструкция опорной рамы состоит из рандбалок, поперечных и ходовых балок. Рандбалки представляют собой мощные металлические двутавры, опоясывающие наружные и внутренние стены и заделываемые в борозды, пробиваемые с обеих сторон стены. Нижние полки рандбалок устанавливаются на уровне среза кладки.
Рандбалки устраиваются только в стенах, перпендикулярных направлению движения. В стены, совпадающие с направлением движения, рандбалки не заводятся и нагрузки от них на ходовые балки передаются через поперечные балки, заделываемые в сквозные гнезда на расстоянии 1,5 ...2 м.
Поперечные балки передают нагрузку на ходовые балки, укладываемые попарно с обеих сторон сети и опирающиеся на катки, которые устанавливаются на рельсовый путь.
Рандбалки в капитальных стенах здания заводятся путем пробивки штраб поочередно с одной и с другой стороны. В пространство между стеной и ранд-балкой нагнетается под давлением цементный раствор, а зазор
Рис. 13.1. Схема устройства опорной рамы и путей для передвижки здания:
Поперечная балка;
2 — амортизирующая прокладка;
Ходовые балки;
4 —диафрагма
Каток
Рельсовый путь
Основание под шпалы
8 ~ шпалы; 9 - клинья
над верхом балки зачеканивается полусухим цементным раствором.
Для связки рандбалок одной стены через кладку пропускают поперечные планки и приваривают их сверху к балкам.
Устройство путей для передвижки заключается в пробивке в стенах здания отдельных проемов для каждого пути и ходовых тележек, укладки щебеночной подготовки и рельсовых путей. Далее устанавливают катки и по ним заводят под здание ходовые балки, скрепляемые попарно диафрагмами из двухтавровых балок № 24... 30, расположенных через 2,5... 3 м. Установив ходовые балки, в стены заводят поперечные балки. С целью предохранения кирпичной кладки от скалывания между верхней полкой поперечной балки и верхом пробитого в стене гнезда укладывают доски. Зазоры между поперечной балкой и кладкой устраняют нагнетанием раствора.
После выполнения указанных работ производят посадку здания на катки. Передача давления от здания на катки происходит через стальные клинья, забиваемые между поперечными и ходовыми балками. Заведение катков под ходовые балки облегчается путем подъема вверх на 10... 20 мм нижних полок балок посредством клиновидных вырезов на концах балок.
Осуществив посадку здания на катки, разбирают оставшиеся между путями столбики кирпичной кладки и монтируют оборудование для передвижения здания, состоящее из тянущих и толкающих устройств. Первые состоят из лебедок и системы полиспастов, вторые — из домкратов и упоров для них, устанавливаемых позади передвигаемого здания.
В процессе передвижения здания ведется постоянный контроль за заданным направлением и состоянием передвигаемого здания.
В процессе подготовки здания к передвижке производится устройство новых фундаментов. Их возводят не на всю высоту, а только до уровня подошвы щебеночного слоя путей. После надвижки здания на новый фундамент выполняют дальнейшую кладку в виде отдельных участков стен, а затем осуществляют кладку остальной части фундамента.
Пример передвижки зданий
Технологию подготовки и передвижения зданий можно проследить по передвижке здания издательства и редакции газеты «Труд» в Москве в 1979 г.
Рис. 13.2, Схема передвижки здания:
/ — новый комплекс редакции газеты «Известия»; 2 — положение здания редакции газеты «Труд» до передвижки; 3 — положение здания редакции газеты «Труд» после передвижки; 4 — встройка, соединяющая здание редакции газеты «Известия» с передвинутым зданием; 5. 6 — разобранные лестничные клетки; 7 — толкающие гидродомкраты; 8 —насосная станция; S —нивелиры; 10, 11 — стреловые краны для разборки лестничных клеток; 12 — ограждение стройплощадки
Здание ранее стояло на красной линии ул. Горького. После того как был построен комплекс издательства «Известия», по градостроительным соображениям решено было это здание передвинуть вдоль улицы на новое место, раскрыв тем самым боковой фасад комплекса «Известий», выходящий на улицу Горького.
По данным городского исторического архива, это строение впервые было упомянуто в летописи Москвы в 1806 г. В прошлом столетии оно неоднократно подвергалось перестройкам. Современ-' ный вид здание приобрело после реконструкции, произведенной в 1905—1907 гг. архитектором А. Э. Эрихсоном при участии выдающегося русского художника И. Д. Билибина, по эскизам которого был выполнен главный фасад. В настоящем виде здание являет собой редкий пример московских общественных сооружений в стиле «модерн».
Здесь с 1887 г. располагалась редакция газеты «Русское слово», которая в 1917 г. была передана известным русским книгоиздателем И. Д. Сытиным Советскому государству. С переездом Советского правительства в Москву в марте 1918 г. сюда было переведено издательство газеты «Правда».
Проект передвижки здания выполнен институтом «Моспро-ект-2», проект производства работ — трестом «Мосоргстрой». Непосредственное выполнение работ по передвижке здания (рис. 13.2) осуществляло проектно-строительное управление треста «Мосфун-даментспецстрой».
В связи с тем что к моменту начала работ по передвижке здания оно не было освобождено аппаратом издательства, было принято решение выполнить временные сантехнические сети и сети электроснабжения с одновременным устройством путей и ходовых конструкций. Работы же по отсечке лестничных клеток, устройству конструкций и собственно передвижка осуществлялись после того, как здание было полностью освобождено.
Устройство восьми ходовых путей и многих других конструктивных элементов, а также сам процесс передвижки потребовал высокой точности работ. Для обеспечения надлежащего контроля за передвижкой и состоянием инженерных конструкций был разработан проект производства геодезических работ, в результате осуществления которого отклонений от проектных решений отмечено не было.
Передвижка здания осуществлялась этапами, равными ходу гидродомкратов, т. е. 100 см, в светлое время суток в течение 10—12 апреля 1979 г. Здание было передвинуто за 28 ч с учетом всех вспомогательных работ (перестановка упоров, установка вставок, выравнивание катков и т. д.). Скорость движения составляла 7... 8 см/мин, общая протяженность передвижки около 34 м.