Принятие командиром решения об уходе с места аварии
Стрессоры выживания.
Стрессоры выживания оказывают отрицательное воздействие на продолжительность автономного существования, являясь первейшими врагами для человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Можно смело сказать, что 99% трагических исходов на их совести.
Коротко остановимся на наиболее важных из них:
· Боль - защитная реакция организма человека. Боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека, а длительная непрекращающаяся боль отрицательно сказывается на его поведении и деятельности. Вовремя оказанная помощь спасает ситуацию. Есть примеры, когда человек смог справиться с очень сильной болью путем самовнушения (аутотреннинга).
· Страх - чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием боли, страдания. Страх порождает растерянность, бессмысленные действия, оцепенение от испуга, бегство от опасности, депрессию, истерику, а у некоторых разумное поведение. Очень многим людям поможет подавить страх правильный пример поведения, беседа, инструктаж. При принятии решения советоваться со страхом необходимо, не пренебрегать опасностью, не рисковать без необходимости.
· Жажда - являясь нормальным сигналом на нехватку жидкости в организме, становится серьезной помехой деятельности человека в случае выживания. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, которые сосредотачиваются на единственной цели - любой ценой избавиться от этого мучительного чувства. В этой ситуации спасает умение добывать воду.
· Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холод оказывает воздействие на психику человека - цепенеют мышцы, мозг и воля, без которых любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур деятельность человека направлена на защиту от холода: строительству убежища, разведение огня, приготовления горячей пищи, питья. Большое внимание следует уделять одежде и обуви.
· Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация вызывает в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, так как в этом5.2.1. Немедленные действия после эвакуации на сушу и на воду
Независимо от климатогеографических условий района посадки, действия членов экипажа в экстремальных условиях должны подчиняться общим правилам. Решительные, правильные, последовательные действия в первые минуты после вынужденной посадки и эвакуации во многом предопределяют успех выживания.
Порядок действий после вынужденного ПРИЗЕМЛЕНИЯ:
·немедленно эвакуируйте пассажиров и пострадавших членов экипажа в безопасное место, учитывая возможность возникновения пожара или взрыва на воздушном судне.
·возьмите бортовой аварийный запас, радиомаяк, радиостанцию, по возможности - подручные средства, полезные при строительстве временного убежища, воду, одежду, обувь, продукты;
·успокойтесь и здраво оцените обстановку.
·распределите обязанности между членами экипажа и всеми пассажирами, учитывая способности каждого;
·подайте сигнал бедствия;
·окажите помощь раненым;
·поручите ответственному лицу учесть запасы воды, пищи, имущества и установите контроль за их использованием;
·выполняйте все быстро и четко, пока не пройдет состояние "психического шока", связанного с аварией. Чтобы избежать переутомления дайте людям отдохнуть.
·отдохнув, примите оптимальное решение по тактике поведения: организовать лагерь и оставаться на месте рядом с воздушным судном или выбрать более удобное, безопасное и хорошо просматриваемое с воздуха место для организации лагеря, или покинуть место аварии и идти навстречу помощи.
·постройте временное убежище для защиты от холода, снега, дождя, солнца, ветра, насекомых;
·соберите топливо для костров, дневной запас которого должен быть «под руками»;
·организуйте поиск воды, животной и растительной пищи;
·установите дежурство по лагерю и круглосуточное наблюдение за воздухом.
Для поддержания морального духа обеспечьте постоянную занятость каждого, проводите беседы, доводите до сведения положительную информацию, поступающую по каналам связи. Сориентируйтесь на местности и включите данные о месте происшествия в радиосообщения. Приготовьте распознавательные знаки для облегчения поиска с воздуха. Заведите журнал, в котором должны быть отражены следующие сведения:
·дата и причина происшествия;
·возможное место нахождения
·список людей
·наличие воды, еды, вещей;
·метеоусловия и пр.
Записи в журнале об основных событиях ведите ежедневно.
Порядок действий после вынужденного ПРИВОДНЕНИЯ:
· расположитесь в плоту так, чтобы нагрузка распределялась равномерно;
· эвакуируйте радиомаяк, радиостанцию, а по возможности - воду, одежду, обувь, продукты;
· отсоедините плот и отплывите от самолета на расстояние не менее 100 м;
· следите за состоянием плота. При необходимости подкачайте его ручной помпой или используйте пробки для ремонта.
· свяжите плоты фалами;
· подайте сигнал бедствия;
· окажите помощь раненым;
· примите таблетки от морской болезни;
· установите тент;
Принятие командиром решения об уходе с места аварии
В случае ранения или смерти командира ВС, руководство людьми принимает на себя лицо, его замещающее.
Решение об уходе с места аварии может быть принято:
· если точно известно, что поблизости можно получить помощь, а состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволит преодолеть расстояние до намеченного пункта/трассы;
· в случае непосредственной угрозы жизни: наводнения, лесного пожара, разлома ледяного поля, камнепада и пр.;— если приземление воздушного судна произошло в заросли густой растительности, а поблизости имеются поляны, хорошо просматриваемые с воздуха;
· если за трое суток лагерь не был обнаружен.
Внимание!
ЕСЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА ПРОИЗОШЛА В ТРУДНОДОСТУПНОЙ МЕСТНОСТИ: В ГОРАХ, ТАЙГЕ, ТУНДРЕ, ПУСТЫНЕ, ДАЛЕКО ОТ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ И ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ ТРАВМЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ – ПОКИДАТЬ МЕСТО ПОСАДКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
ЕСЛИ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ НА ПЕРЕХОД, необходимо:
· определить маршрут движения и нанести его на карту;
· отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой;
· подготовить средства связи и сигнализации для их применения в пути;
·распределить воду и продовольствие, установить суточную норму водопотребления и питания с учетом предполагаемой продолжительности перехода;
·оставить в воздушном судне или на его обломках на видном, защищенном месте записку с указанием маршрута движения, количества людей, времени начала перехода.