Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели

Расчет производится для состояния судна «на отход».

При посадке судна на мель (камни) без повреждения днища часть поддерживающей силы r gÑ компенсируется реакцией грунта R. При этом изменяется посадка и остойчивость судна. В Приложении А указаны значения изменений осадок d dнм и d dкм и угол крена qм судна на мели. Для расчета условий самостоятельного всплытия необходимо определить реакцию грунта R и точку ее приложения к корпусу (предполагается, что реакция грунта приложена к днищу в точке с координатами хм, ум).

Реакция грунта в точке касания принимается равной

R = qм * d dм,

R = 2500*(-0,11) = -276,1

где qм – число тонн на метр осадки, определяется по таблице гидростатических элементов; d dм = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru (d dнм + d dкм) - dY* xf; dY = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru (d dкм - d dнм) – изменение угла дифферента.

δdм = (-0,10+( -0,12))/2- 0,00014* (-3,14) = -0,11

dY =(-0,10-(-0,12))/142 = 0,00014

Осадка по грузовому размеру судна на мели

dм = d + d dм.

dм = 8,06 + (-0,11) = 7,95 м

Потеря остойчивости на мели соответствует снятию груза массой R из района точки касания грунта (у «снимаемого» груза Z = 0)

d hм= Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ( dм + Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru - h).

δhм = -276,1/(16925,0+(-276,1))*( 7,95+(-0,11)/2*2500-0,58) = -0,13

В приведенную формулу реакция грунта R и изменение осадки на мели d dм подставляются со своим знаком.

Метацентрическая высота судна на мели

hм = h + d hм.

hм = 0,58 +(-0,13) = 0,45

Координаты точки приложения реакции мели

хм = x + Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ; ум = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru .

хм = -2,91 +19752,4*(-0,10-(-0,12)/ (-276,1) = -4,35

ум = (16925,0*0,45*4)/57,3*(-276,1) = -1,92

Расчет количества груза, снимаемого для обеспечения самостоятельного всплытия судна, определяется следующим образом.

Реакция мели создает продольный момент

Мпрод = R*м – xf ).

Мпрод = (-276,1)*( -4,35-(-3,14))= 332,7 тм

Если точка касания мели расположена в нос от ЦТ площади ватерлинии F (хм › xf), то дифферент изменяется на корму, если в корму (хм ‹ xf), то дифферент изменяется на нос.

Необходимо выбрать трюм в районе контакта с мелью и удалить из него количество груза, обеспечивающее такой же момент

РР *р.тр – xf ) = Мпрод,

где РР - количество удаляемого груза; хр.тр - абсцисса ЦТ грузового помещения, из которого удаляется груз.

Таким образом, количество груза, который необходимо удалить, рассчитывается по формуле

РР = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru .

РР = (-276,1)*( -4,35-(-3,14))/( -4,65-(-3,14))= -220,4

Проверка правильности принятого решения осуществляется сравнением осадок в районе контакта с мелью до выгрузки dR и после dR расч. Самостоятельный сход с мели возможен при выполнении условия dR расч ³ dR.

Осадка в районе контакта с мелью до разгрузки определяется выражением

dR = d м - (хм – xf ) Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ,

dR = 7,95-( -4,35-(-3,14))*( 6,47-9,44)/142 = 7,93 м

где dн м = dн + d dн м; dк м = dк + d dк м.

dн м = 6,57+(-0,10) = 6,47 м

dк м = 9,56+(-0,12) = 9,44 м

Для расчета осадки после разгрузки воспользуемся формулами расчета снятия малого груза:

d dср = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ; d Df = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ;

δdср = -220,4/2500 = -0,09 м

δDf = -220,4*( -4,65-(-3,14))/ 20114,6 = -0,02 м

dR расч = dср + d dср + (хм – xf ) Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru .

dR расч = 8,06 -0,09+( -4,35-(-3,14))*( -2,99+(-0,02))/142 = 8,00 м

Проверку правильности принятого решения осуществляем сравнением осадок в районе контакта с мелью до выгрузки dR и после dR расч. Самостоятельный сход с мели возможен, так как выполняется условие
dR расч ³ dR. dR расч = 8,00 м > dR = 7,93 м

Балластировка судна

Расчет производится для состояния судна «на приход».

Необходимо рассчитать комплекс мероприятий, обеспечивающий судну дифферент Df = 0.

Вначале рассчитывается, на сколько надо изменить продольный момент нагрузки судна, чтобы получить необходимый дифферент, т.е. определить какой момент Мх0 необходим для создания дифферента, равного по величине, но обратного по знаку, действующего

Мх0 = - Df пр* М,

где Df пр – дифферент судна «на приход».

Поскольку судно «на приход» имеет отрицательный дифферент, то заполняются танки, расположенные в нос от мидель-шпангоута – все пустые балластные танки, начиная с форпика, а также танки грязной воды 1.13…1.15.

Если балласта недостаточно, то производится удаление груза, начиная с верхнего помещения трюма № 4.

Таблица 9

Расположение балласта

Балластировка 1
Форпик 1.1 184…нос 191,7 11,00 67,62
Танк 1.2 ПрБ 168…184 175,4 9,01 57,32
Танк 1.3 ЛБ 168…184 175,5 8,98 57,30
Итого Балласта   542,6      

Мх0 = -(-1,67)*19817,5 = 33075 тм

Xg1 = -21119/17234 = -1,23 м

Мх1 = -54194 + 33075 = -21119 тм

D1 = 16691,2 +542,6 = 17234 т

Df1 = 17234*(-1,23 –(-1,33)) / 20484 = 0,09 м

Xс1 = -1,23 м

М = 20484 тм

После того, как определены мероприятия по созданию необходимого продольного момента, производится уточнение:

- рассчитывается измененное значение абсциссы ЦТ судна Xg1 = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ,

где Мх1 = Мх + Мх0; D1 = D + S(Рi); D , Мх – водоизмещение и статический момент водоизмещения «на приход»; S(Рi) – масса принятого балласта минус масса снятого груза;

- по значению D1 из таблицы гидростатических элементов выбирается значение Xс1; если Xg1 ¹ Xс1, то определяется остаточный дифферент

Df1 = Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели - student2.ru ,

и мероприятия по балластировке продолжаются до момента выполнения условия равенства абсцисс ЦТ и ЦВ.

Завершается задача заполнением таблицы нагрузок, соответствующей посадке судна «на ровный киль».

Таблица 10

Расположение балласта

Балластировка 2
Форпик 1.1 184…нос 191,7 11,00 67,62
Танк 1.2 ПрБ 168…184 160,0 9,01 57,32
Танк 1.3 ЛБ 168…184 160,1 8,98 57,30
Итого Балласта   511,8      

Мх0 = -0,09*20484 = -1769 тм

Xg1 = -22888/17203 = -1,33 м

Мх1 = -21119+(-1769)=-22888 тм

D1 = 17234 -(542,6 -511,6)=17203 т

Df1 = 0,00 м

Xс1 = -1,33 м

М = 20446 тм

Zg = (143022,6 + 4988) / 17203 = 8,60 < 9,34 - остойчивость обеспечена

Наши рекомендации