Расчеты самостоятельного всплытия судна, сидящего на мели
Расчет производится для состояния судна «на отход».
При посадке судна на мель (камни) без повреждения днища часть поддерживающей силы r gÑ компенсируется реакцией грунта R. При этом изменяется посадка и остойчивость судна. В Приложении А указаны значения изменений осадок d dнм и d dкм и угол крена qм судна на мели. Для расчета условий самостоятельного всплытия необходимо определить реакцию грунта R и точку ее приложения к корпусу (предполагается, что реакция грунта приложена к днищу в точке с координатами хм, ум).
Реакция грунта в точке касания принимается равной
R = qм * d dм,
R = 2500*(-0,11) = -276,1
где qм – число тонн на метр осадки, определяется по таблице гидростатических элементов; d dм = (d dнм + d dкм) - dY* xf; dY = (d dкм - d dнм) – изменение угла дифферента.
δdм = (-0,10+( -0,12))/2- 0,00014* (-3,14) = -0,11
dY =(-0,10-(-0,12))/142 = 0,00014
Осадка по грузовому размеру судна на мели
dм = d + d dм.
dм = 8,06 + (-0,11) = 7,95 м
Потеря остойчивости на мели соответствует снятию груза массой R из района точки касания грунта (у «снимаемого» груза Z = 0)
d hм= ( dм + - h).
δhм = -276,1/(16925,0+(-276,1))*( 7,95+(-0,11)/2*2500-0,58) = -0,13
В приведенную формулу реакция грунта R и изменение осадки на мели d dм подставляются со своим знаком.
Метацентрическая высота судна на мели
hм = h + d hм.
hм = 0,58 +(-0,13) = 0,45
Координаты точки приложения реакции мели
хм = xfм + ; ум = .
хм = -2,91 +19752,4*(-0,10-(-0,12)/ (-276,1) = -4,35
ум = (16925,0*0,45*4)/57,3*(-276,1) = -1,92
Расчет количества груза, снимаемого для обеспечения самостоятельного всплытия судна, определяется следующим образом.
Реакция мели создает продольный момент
Мпрод = R* (хм – xf ).
Мпрод = (-276,1)*( -4,35-(-3,14))= 332,7 тм
Если точка касания мели расположена в нос от ЦТ площади ватерлинии F (хм › xf), то дифферент изменяется на корму, если в корму (хм ‹ xf), то дифферент изменяется на нос.
Необходимо выбрать трюм в районе контакта с мелью и удалить из него количество груза, обеспечивающее такой же момент
РР * (хр.тр – xf ) = Мпрод,
где РР - количество удаляемого груза; хр.тр - абсцисса ЦТ грузового помещения, из которого удаляется груз.
Таким образом, количество груза, который необходимо удалить, рассчитывается по формуле
РР = .
РР = (-276,1)*( -4,35-(-3,14))/( -4,65-(-3,14))= -220,4
Проверка правильности принятого решения осуществляется сравнением осадок в районе контакта с мелью до выгрузки dR и после dR расч. Самостоятельный сход с мели возможен при выполнении условия dR расч ³ dR.
Осадка в районе контакта с мелью до разгрузки определяется выражением
dR = d м - (хм – xf ) ,
dR = 7,95-( -4,35-(-3,14))*( 6,47-9,44)/142 = 7,93 м
где dн м = dн + d dн м; dк м = dк + d dк м.
dн м = 6,57+(-0,10) = 6,47 м
dк м = 9,56+(-0,12) = 9,44 м
Для расчета осадки после разгрузки воспользуемся формулами расчета снятия малого груза:
d dср = ; d Df = ;
δdср = -220,4/2500 = -0,09 м
δDf = -220,4*( -4,65-(-3,14))/ 20114,6 = -0,02 м
dR расч = dср + d dср + (хм – xf ) .
dR расч = 8,06 -0,09+( -4,35-(-3,14))*( -2,99+(-0,02))/142 = 8,00 м
Проверку правильности принятого решения осуществляем сравнением осадок в районе контакта с мелью до выгрузки dR и после dR расч. Самостоятельный сход с мели возможен, так как выполняется условие
dR расч ³ dR. dR расч = 8,00 м > dR = 7,93 м
Балластировка судна
Расчет производится для состояния судна «на приход».
Необходимо рассчитать комплекс мероприятий, обеспечивающий судну дифферент Df = 0.
Вначале рассчитывается, на сколько надо изменить продольный момент нагрузки судна, чтобы получить необходимый дифферент, т.е. определить какой момент Мх0 необходим для создания дифферента, равного по величине, но обратного по знаку, действующего
Мх0 = - Df пр* М1м,
где Df пр – дифферент судна «на приход».
Поскольку судно «на приход» имеет отрицательный дифферент, то заполняются танки, расположенные в нос от мидель-шпангоута – все пустые балластные танки, начиная с форпика, а также танки грязной воды 1.13…1.15.
Если балласта недостаточно, то производится удаление груза, начиная с верхнего помещения трюма № 4.
Таблица 9
Расположение балласта
Балластировка 1 | |||||||
Форпик 1.1 | 184…нос | 191,7 | 11,00 | 67,62 | |||
Танк 1.2 ПрБ | 168…184 | 175,4 | 9,01 | 57,32 | |||
Танк 1.3 ЛБ | 168…184 | 175,5 | 8,98 | 57,30 | |||
Итого Балласта | 542,6 |
Мх0 = -(-1,67)*19817,5 = 33075 тм
Xg1 = -21119/17234 = -1,23 м
Мх1 = -54194 + 33075 = -21119 тм
D1 = 16691,2 +542,6 = 17234 т
Df1 = 17234*(-1,23 –(-1,33)) / 20484 = 0,09 м
Xс1 = -1,23 м
М1М = 20484 тм
После того, как определены мероприятия по созданию необходимого продольного момента, производится уточнение:
- рассчитывается измененное значение абсциссы ЦТ судна Xg1 = ,
где Мх1 = Мх + Мх0; D1 = D + S(Рi); D , Мх – водоизмещение и статический момент водоизмещения «на приход»; S(Рi) – масса принятого балласта минус масса снятого груза;
- по значению D1 из таблицы гидростатических элементов выбирается значение Xс1; если Xg1 ¹ Xс1, то определяется остаточный дифферент
Df1 = ,
и мероприятия по балластировке продолжаются до момента выполнения условия равенства абсцисс ЦТ и ЦВ.
Завершается задача заполнением таблицы нагрузок, соответствующей посадке судна «на ровный киль».
Таблица 10
Расположение балласта
Балластировка 2 | |||||||
Форпик 1.1 | 184…нос | 191,7 | 11,00 | 67,62 | |||
Танк 1.2 ПрБ | 168…184 | 160,0 | 9,01 | 57,32 | |||
Танк 1.3 ЛБ | 168…184 | 160,1 | 8,98 | 57,30 | |||
Итого Балласта | 511,8 |
Мх0 = -0,09*20484 = -1769 тм
Xg1 = -22888/17203 = -1,33 м
Мх1 = -21119+(-1769)=-22888 тм
D1 = 17234 -(542,6 -511,6)=17203 т
Df1 = 0,00 м
Xс1 = -1,33 м
М1М = 20446 тм
Zg = (143022,6 + 4988) / 17203 = 8,60 < 9,34 - остойчивость обеспечена