По условию сдвигоустойчивости в грунте
Практическая работа № 6
Расчет конструкции
По условию сдвигоустойчивости
В грунте
УМЛ обсуждена на заседании кафедры
«31» августа 2015 года, протокол № 1
Зав. кафедрой _____________/Кокодеева Н.Е./
УМЛ утверждена на заседании УМКН
«31» августа 2015 года, протокол № 1
Председатель УМКН ____________/Иващенко Ю.Г./
Саратов 2015
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель практических занятий по дисциплине «Применение геосинтетических материалов в транспортном строительстве»:
– формирование умения рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки по условию упругого прогиба, рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки по условию сдвигоустойчивости в грунте, рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе, рассчитывать вероятности разрушения конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки.
- формирование навыков конструировать дорожные одежды нежесткого типа с применением объемной георешетки и плоской геосетки, обеспечивающие: допустимую вероятность возникновения трещин в монолитном слое при изгибе в конструкции дорожных одежд с применением плоской геосетки, допустимую вероятность разрушения конструкции дорожных одежд с применением объемной георешетки, расчетный срок службы дорожных одежд, содержащих геосинтетические материалы; применять принципы проектирования дорожных одежд с геосинтетическими материалами и методы освоения технологических процессов при строительстве дорожных одежд со слоями, содержащими геосинтетические материалы.
Выполнение практических работ направлено на формирование частей компетенций ПК-1, ПК-8.
Для достижения поставленной цели студенты должны за время обучения выполнить 8 практических работ. Практические работы выполняются во время аудиторных практических занятий. На каждую практическую работу отводиться 4-8 часов.
Практические работы выполняются в 7 семестре. Наименование практических работ представлено ниже.
№ темы | Всего часов | № занятия | Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии | Учебно-методическое обеспечение |
Конструирование и расчет дорожной одежды нежесткого типа | 15,19, 20, 32-34 | |||
1,2 | Формирование технического задания для конструирования дорожных одежд нежесткого типа | |||
3,4 | Определение суммарного расчетного числа приложения расчетной нагрузки | |||
5,6 | Определение расчетных характеристик грунта рабочего слоя земляного полотна | |||
7,8 | Конструирование дорожных одежд нежесткого типа. Назначение расчетных характеристик материалов слоев | |||
9,10 | Расчет конструкции по условию упругого прогиба | |||
11,12 | Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости в грунте | |||
13,14 | Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе | |||
15-18 | Проверка конструкции на морозоустойчивость | |||
Необходимый инструмент и литература для выполнения практических работ:
1. Микрокалькулятор – 1шт. на 1 студента.
2. Тетрадь для практических работ – 1 шт. на 1 студента.
3. ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» - 1 шт. на 4 студента.
4. СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» - 1 шт. на 4 студента.
По окончании практического занятия практическая работа сдается студентом на проверку преподавателю, а на следующем занятии возвращается студенту. На последнем практическом занятии студент отчитывается преподавателю о выполнении практических работ.
В настоящих методических указаниях дана практическая работа №6
Практическая работа № 6
РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИИ
ПО УСЛОВИЮ СДВИГОУСТОЙЧИВОСТИ В ГРУНТЕ
Цель практической работы № 6 – выполнить Расчет по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев
Основные понятия
Конструкция удовлетворяет критерию, если
, (1)
где - требуемое минимальное значение коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности (см. практическую работу №1);
- расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, непогашенная внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующей временной нагрузки;
- предельная величина активного напряжения сдвига (в той же точке), превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг.
Действующие в грунте или в песчаном слое активные напряжения сдвига ( ) вычисляют по формуле
, (2)
где - удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки, определяемое с помощью номограмм (рис.1 и 2);
- расчетное давление от колеса на покрытие.
При расчете по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания с помощью номограммы (рис.1) нижнему слою двухслойной модели условно присваивают обычные характеристики песчаного слоя ( ), а модуль упругости принимают равным общему модулю на поверхности песчаного слоя, определяемому по номограмме (рис.1 . практической работы №5); толщину верхнего слоя модели принимают равной общей толщине слоев, лежащих над песчаным, а модуль упругости вычисляют как средневзвешенное значение для этих слоев по формуле 3
, (3)
где - число слоев дорожной одежды;
- модуль упругости -го слоя;
- толщина -го слоя.
При практических расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели. При расчете дорожной конструкции на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна в качестве нижнего принимают грунт (с его характеристиками), а в качестве верхнего - всю дорожную одежду. Толщину верхнего слоя принимают равной сумме толщин слоев одежды ( ).
При пользовании номограммой (рис.1) величину принимают для случая воздействия динамической нагрузки с учетом числа приложений из практической работы №3.
Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя (или в песчаном материале промежуточного слоя) определяют по формуле
, (4)
где - сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном песчаном слое), принимаемое с учетом повторности нагрузки (см. практическую работу №3.) МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности рабочей конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При устройстве нижнего слоя из укрепленных материалов, а также при укладке на границе «основание - песчаный слой» разделяющей геотекстильной прослойки, следует принимать значения равными: = 4,5 - при использовании в песчаном слое крупного песка; = 4,0 - при использовании в песчаном слое песка средней крупности; = 3,0 - при использовании в песчаном слое мелкого песка; = 1,0 - во всех остальных случаях;
Рис.1 Номограмма для определения активного напряжения сдвига от временной нагрузки в нижнем слое двухслойной системы (при )
Рис.2 Номограмма для определения активного напряжения сдвига от временной нагрузки в нижнем слое двухслойной системы (при )
- глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, см;
- средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см3;
- величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.
При расчете дорожных одежд по условию сдвигоустойчивости значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, принимают соответствующими температурам, указанным в табл.1.
Таблица 1 - Значения расчетных температур
Дорожно-климатические зоны | I-II | III | IV | V |
Расчетная температура, °С | +20 | +30 | +40 | +50 |
Последовательность расчета дорожной одежды по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна, а также в песчаных материалах промежуточных слоев дорожных одежд:
а) из практической работы №4 выписывают расчетные модули упругости для слоев из асфальтобетона, соответствующие максимально возможным температурам в ранний весенний (расчетный) период; из практической работы №3 назначают (с учетом расчетной влажности и общего числа воздействия нагрузки) расчетные прочностные характеристики и грунта земляного полотна и песка промежуточного слоя одежды (если таковой имеется). Остальные расчетные характеристики грунта и материалов остаются теми же, что и в расчете по упругому прогибу;
б) по рис.1 или рис.2определяют активные напряжения сдвига от единичной временной нагрузки. Для этого приводят многослойную конструкцию к двухслойным моделям;
в) по формуле (2) вычисляют расчетное напряжение сдвига в грунте земляного полотна или в песчаном слое одежды;
г) по формуле (4) вычисляют предельное напряжение сдвига;
д) по формуле (1) проверяют выполнение условия прочности (с учетом требуемой надежности);
е) при необходимости, изменяя толщины конструктивных слоев, подбирают конструкцию, удовлетворяющую условию (1).
Вывод по практической работе № 6. Указать, что выбранная конструкция отвечает требованиям по условию сдвигоустойчивости в малосвязных слоях.